Введение. В условиях обострения социально-экономической ситуации в стране и мире воспитание патриотизма у молодежи является одним из приоритетных направлений государственной и образовательной политики.
С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Патриотизм – это социально-нравственная, духовная ценность, национальная идея, основа развития российской государственности. Поэтому в нынешнее время задача воспитания патриотизма приобретает особую насущность и актуальность.
Хотелось бы отметить, что военно-спортивная игра положила начало новому этапу патриотического воспитания в школах. После каждых игр заметно как у школьников появляется уверенность в себе, воспитывается сила воли, приумножаются знания по истории своей Родины, многие ребята изменили свое негативное отношение к армии, физкультура и спорт стали для многих неотъемлемой частью жизни [5, 226].
Объект исследования – процесс воспитания патриотов.
Предмет исследования – военно-патриотический клуб «Боотур».
Целью проекта является формирование и развитие эффективного инструментария патриотического воспитания молодежи на основе социального опыта «сопричастности» и «соучастия» посредством организации военно-патриотического клуба «Боотур».
.Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования.
Анализировать работу летнего лагеря «Вахта памяти. «Ржев-Дальний Восток».
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть полезным педагогам, классным руководителям, работникам воспитательной службы, студентам.
База исследования: военно-патриотический клуб «Боотур» ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта».
В историческом развитии идеи патриотизма, кроме философов, приняли активное участие историки, а также деятели искусства и религии. Однако определяющий вклад в него внесла именно философия, которую великий древнегреческий философ Аристотель определил как высшую мудрость саму по себе и для человека. Поэтому основные определения идеи патриотизма по её форме и содержанию принадлежат философскому разуму, отчего система патриотического воспитания подрастающего поколения может сложиться только на классическом философском основании.
Мы считаем, что патриотизм относится к высшим духовным ценностям. На основе анализа взглядов отечественных мыслителей и современных исследователей выделяются основные подходы, раскрывающие различные стороны этого феномена, его роль и значение в истории и России 21 века. А кто же это такой патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова даёт следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [7, с. 639].
Студенческий военно-патриотический клуб «БООТУР» является студенческим общественным объединением кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО ЧГИФКиС, созданный с целью организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию студентов.
Клуб создан 1 декабря 2022 г. по приказу ректора Готовцева И.И.
В Уставе Устав ВПК «БООТУР» написано о том, что «Военно-патриотический клуб «Боотур» является добровольной, общественной, военно-патриотической организацией, учрежденной Чурапчинским институтом физической культуры и спорта (далее-ГБОУ ВО «ЧГИФКиС») в лице ректора ГБОУ ВО «ЧГИФКиС» для реализации общих целей, указанных в настоящем Уставе». Военно-патриотический клуб является общественным формированием, имеет собственную символику (флаг, эмблему, звания членов военно-патриотического клуба).
Цели и задачи:
Деятельность военно-патриотического клуба направлена на достижение следующих целей:
Воспитание высокогражданственного члена нашего общества.
Военно-патриотическое воспитание студентов.
Задачами клуба являются:
Физическая и психологическая подготовка юношей призывного возраста к службе в ВС РФ.
Пропаганда военной службы в ВС РФ.
Всестороннее развитие гражданина, как личности.
Члены военно-патриотического клуба «Боотур» нашего института приняли участие в смене «Вахта памяти. Ржев — Дальний Восток». В Тверской области подо Ржевом в военно-патриотическом лагере имени легендарного якутского снайпера Героя Советского Союза Федора Охлопкова стартовала смена «Вахта памяти. Ржев — Дальний Восток».
Главная цель: формирование и развитие эффективного инструментария патриотического воспитания молодежи на основе социального опыта «сопричастности» и «соучастия» посредством организации «дальневосточной смены» «Вахта Памяти. Ржев – Дальний Восток» на базе военно-патриотического лагеря им. Ф.М. Охлопкова в Ржевском районе Тверской области
Что делали во Ржеве на протяжении 2-х недель?
На протяжении 14 дней, мы участвовали в различных мероприятиях, таких как: поисковая экспедиция, начальная военная подготовка, медицина, общее собрание (свеча), конференции, осмотр достопримечательностей, походы в различные музеи под Москвой, реконструкция «Битва под Ржевом».
Рисунок 1. Студенты университетов
На рисунке 1 можно смотреть данные о 10 образовательных организациях Дальнего Востока, которые приняли участие в смене.
Рисунок 2. Студенты из Республики Саха Якутия
На рисунке 2 видим количество участников экспедиции с Республики Саха (Якутия). С самого крупного образовательного учреждения, Северо-Восточного Федерального университета им. М.К.Аммосова выехали 10 студента.
В течение двух недель ребята, под руководством опытных инструкторов, изучали поисковое дело, получали навыки работы со специальным оборудованием, выезжали на раскопки в местах ожесточённых боев, которые разворачивались на Ржевской земле в 1942 - 1943 годах. В этом году работа смены была посвящена тематике специальной военной операции, ребята прошли курс по начальной военной подготовке и тактической медицине. В качестве наставников для студентов в этом году приглашены военнослужащие, прибывшие из зоны ведения специальной военной операции. В программе смены были также лекции, посвящённые современной политической ситуации, специфике информационных войн, работе гуманитарных центров и миссий, истории волонтёрского движения в России.
В рамках вахты участники смены нашли множество военных артефактов, были подняты останки 7 красноармейцев, 3 из которых обнаружили участники дальневосточной смены. В ходе поисковой работы они также смогли обнаружить множество осколков, патронов, гильз, снарядов, колючую проволоку, немецкий орден и даже ППШ - пистолет-пулемёт Шпагина. Самой важной находкой оказался медальон советского солдата.
Помимо поисковой работы в смене каждый день были культурные программы, в которой были командообразующие игры и задания, театральные постановки и многое другое. Одним из зрелищных и эмоционально сильных событий для участников смены стала военно-историческая реконструкция. В формате открытого диалога ребята познакомились с работой ведущих некоммерческих организаций России и Федеральным агентством по делам молодёжи.
Помимо смены также приняли участие во Всероссийской спортивно-патриотической игре «Новая зарница» в г. Казань, Республика Татарстан.
В рамках реализации проекта «Спортивно-патриотическая программа «Новая Зарница» проводится Всероссийская спортивно-патриотическая Игра «Новая Зарница», приуроченная к празднованию 100-летия государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта.
Целью проведения Игры является разработка и апробация инновационных форм организации и развития физкультурно-спортивной работы со студенческой молодёжью в вузах на основе интеграции спортивной деятельности и патриотического воспитания.
Основные задачи:
Пропаганда физкультурной, спортивной оздоровительной работы, привлечение молодежи к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта.
Воспитание у студентов чувства патриотизма, гражданско-патриотической идентичности, товарищества, ответственности, психологической подготовки к преодолению трудностей, выработки навыков действия в экстремальных ситуациях.
Развитие массовых, доступных и популярных форм спортивно-оздоровительной работы.
Совершенствование работы по спортивно-патриотическому воспитанию, гражданскому становлению студенческой молодёжи.
Рисунок 3. Участники игры «Новая Зарница»
Как все знаем, существуют 14 физкультурных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных министерству спорта Российской Федерации. Только 7 образовательных учреждений приняли участие на этом соревновании.
Этапы Новой Зарницы:
«Преодоление военизированной полосы препятствий».
«Диктант победы».
«Прикладная плавательная эстафета».
«Спортивно-патриотическая игра «Новая Зарница»:
Прыжок длину с места.
Юноши – подтягивания; девушки – отжимания.
Гиря 16кг.
Разборка/сборка автомата АК74(юноша & девушка).
Медицина.
«История Вооруженных сил России».
«Смотр-конкурс строевой подготовки и строевой песни».
«Лазертаг».
Рисунок 4. Результаты ЧГИФКиС
С рисунка 4 видны результаты участия.
Участники клуба «Боотур» также приняли участие на ФОРУМЕ «Вахта памяти. Ржев-Дальний Восток 2023 г.» в г. Якутск, Республика Саха (Якутия).
Форум посвящён подведению итогов летнего поискового сезона «Вахта памяти. Ржев - Дальний Восток» в Тверской области по поиску и восстановлению имен погибших и пропавших без вести бойцов Красной Армии, нацелен на выявление новых подходов и форматов активности молодежи в сфере патриотического воспитания. Во время Форума проведены следующие Круглые столы:
Круглый стол «Пути развития молодежной поисковой деятельности»
Круглый стол «Историческая память и популяризация достижения героев Отечества»
Рисунок 5. Распределение участников круглого стола
С рисунка 5 видим, что наибольшее количество участников предоставил Северо
Рисунок 6. Распределение участников круглого стола
Выводы
Сегодня в России нет более важной идеи, чем патриотизм. Убеждён, что такой масштабный проект как «Вахта памяти. Ржев-Дальний Восток» вносит весомый вклад в сохранение исторического и культурного наследия России, что в свою очередь способствует личностному становлению и воспитанию подрастающих поколений на основе высоких ценностей гражданственности, любви к Родине, уважения в её героям.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Список использованных литератур
Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе: учеб. пособие [Текст]. М.: Айрис-пресс, 2015. 150 с.
Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России [Текст] // Народное образование. Вестник. 2016. №4. С. 23- 25.
Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / М., 2014. 200 с.
Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях: учеб. пособие, Якутск, 2012. С. 351
ВОЕННО – СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ/ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: Материалы по итогам VII Всероссийской научной конференции студентов среднего профессионального образования, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, специалистов, ученых в области спорта и физической культуры, с. Чурапча, 23 марта 2023 г. / под ред. М.С. Федосеевой; – Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. – Чурапча: ЧГИФКиС, 2023 – 298 с.
Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебнометодическое пособие / В. И. Лутвинов, С.В. Смульского. – Москва, 2010. – 170 с.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
Орешета М. Г. Методическое пособие для краеведов, руководителей молодежных коллективов, групп «Поиск», школьных музеев, молодежных клубов, учителей, библиотекарей, заместителей командиров силовых структур по воспитательной работе / М. Г. Орешета. – Москва, 2009. – 18 с.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – Москва, 2020. – 704 с Балуев Б. П. Споры о судьбах России. Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001.