Текущее состояние бюджета Российской Федерации - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Текущее состояние бюджета Российской Федерации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бюджет Российской Федерации остается одним из ключевых инструментов управления экономикой страны, отражая ее финансовое здоровье и стратегические приоритеты. В свете глобальных вызовов и изменений на мировой арене, а также внутренних экономических и социальных перемен, анализ текущего состояния российского бюджета представляет особый интерес, так как именно его качественное функционирование влияет на финансовую стабильность и экономическую безопасность государства.

Финансовая стабильность — это устойчивость финансовой системы к шокам и бесперебойное и эффективное её функционирование. Современная российская финансовая система, по оценкам Банка России, характеризуется достаточным уровнем стабильности: она способна продолжать функционировать даже в неблагоприятных условиях, продолжать предоставлять финансовые ресурсы реальному сектору и сохранять рыночную инфраструктуру.

В II-III кварталах 2023 года в российской экономике был высокий рост кредитной активности. В связи с этим восстанавливался внутренний спрос. Произошёл рост спроса на импорт, ослабление рубля. Для ослабления рисков инфляции с июля 2023 года Банк России повысил ключевую ставку с 7,5 до 15%.

Российский корпоративный сектор продолжает адаптироваться к санкциям. При этом сохраняются риски введения вторичных или новых санкций на российский экспорт. В нефтегазовой отрасли России снижаются объёмы добычи и экспорта углеводородов. Инвестиции преимущественно идут на экспорт нефти и газа в страны Азии и другие дружественные страны. Продолжается процесс отхода от использования доллара США и других валют в международных расчётах.

Профицит текущего счета платёжного баланса России за 2023 год значительно снизился по сравнению с 2022 годом из-за сокращения экспортной выручки нефтегазовых компаний и восстановления объёмов импорта. На фоне этого рубль ослаб в 2-3 кварталах 2023 г. по отношению к основным валютам. Перестройка внешнеэкономической деятельности привела к изменению структуры биржевых валютных торгов и росту значимости юаня и рубля [1].

Бюджет 2023 года

Дефицит бюджета в 2023 году оказался больше планового. В 2023 году в федеральный бюджет поступило 29,1 трлн рублей, а потратили из него 32,4 трлн.

Доходыповысились за счёт роста экономики и инфляции. Рост доходов бюджета РФ по итогам 2023 года составил почти 5% к предыдущему году. НДС повысился до 22%, а инфляция составила около 7,5%. Стоит отметить и рост валового внутреннего продукта по сравнению с 2022 годом. Индекс - дефлятор ВВП за III квартал 2023 г. по отношению к III кварталу 2022 г. составил 109,4%. Объем ВВП России за III квартал 2023 г. составил в текущих ценах 44151,3 млрд рублей. ВВП вырос на 3,9%. Ведущими рост экономики стали отрасли, смежные с оборонной промышленностью, в том числе металлургия. А в потребительском секторе темп задавали низкие ставки первой половины года, которые привели к рекордным объёмам кредитования и росту спроса. Также увеличить доходы бюджета помогли разовые сборы, которые правительство вводило в качестве экстренных антикризисных мер: налог на сверхприбыль крупных предприятий и курсовая пошлина для экспортёров. Важными источниками пополнения бюджета 2023 года можно считать: НДС, включая внутреннее производство и импорт (11 614 трлн. рублей), нефтегазовые доходы (15 590 трлн. рублей), налог на прибыль (1 919 трлн. рублей) [2].

Расходыувеличились на 4% — с 31,12 до 32,36 трлн рублей. Итоговый годовой дефицит в объёме 3,24 трлн рублей оказался на 0,32 трлн больше, чем было предусмотрено в законе о бюджете на 2023 год. Несмотря на то, что дефицит 2023 года стал крупным, его нельзя назвать рекордным для России. В 2022 году расходы превысили доходы на сопоставимые 3,29 трлн рублей, а в пандемийном 2020 — на максимальные для страны 4,1 трлн. Если оценивать дефицит не в номинальном выражении, а в процентах от ВВП, то в 2023 году дефицит составил 1,9% от ВВП России. Это меньше, чем 2,1%, которые были в 2022 году, а в 2010 году дефицит составлял почти 4% ВВП [2].

Также стоит отметить, что 11 из 70 крупнейших нефинансовых организаций по состоянию на 30.06.2023 имеют коэффициент покрытия процентов операционной прибылью менее 1,0 за последние 12 месяцев. У 8 таких компаний операционная прибыль за последние 12 месяцев отрицательная, а у остальных размер операционной прибыли не покрывает финансовые расходы, что влияет на размер расходов [1].

На начало 2024 года доходы федерального бюджета России представляют собой комплексную систему, включающую налоговые поступления, нефтегазовые доходы, и другие источники. Налоговая политика остается одним из ключевых механизмов формирования доходов. Налог на прибыль и НДС остаются основными источниками, а также акцизы на табачные изделия и алкоголь. Однако, важно отметить, что Россия активно разрабатывает новые налоговые и финансовые механизмы для стимулирования экономического роста и инноваций.

Нефтегазовый сектор играет ключевую роль в формировании бюджета, и его вклад становится все более важным в условиях волатильности мировых цен на энергоносители. Внедрение мер по диверсификации экономики и развитию других отраслей приобретает стратегическое значение для сбалансированного бюджетного обеспечения.

Социальные расходы остаются приоритетом в структуре расходов федерального бюджета. Здравоохранение, образование и социальная защита населения получают значительное финансирование. Однако, в условиях демографических изменений и вызовов, связанных с пандемией и технологическим развитием, важно обеспечивать эффективность и целенаправленность данных расходов.

Инвестиции в инфраструктуру, цифровизацию и научно-технический прогресс становятся все более важными. Это направление обеспечивает долгосрочную устойчивость и конкурентоспособность российской экономики, а также поддерживает создание рабочих мест и развитие регионов.

В будущем, бюджет России будет сталкиваться с рядом вызовов. Это включает в себя изменение структуры экономики, адаптацию к климатическим вызовам, поддержку инноваций и технологического развития, а также эффективное использование ресурсов для социального развития. Россия стремится к более устойчивой и разнообразной экономике, что требует стратегического бюджетного планирования и активной политики.

В заключение, текущее состояние бюджета России свидетельствует о постоянной работе над его совершенствованием в соответствии с вызовами современной экономической реальности. Переход к более устойчивой и инновационной экономике требует комплексного и сбалансированного подхода к бюджетному планированию и реализации экономической политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Обзор финансовой стабильности // Центральный Банк РФ URL: https://cbr.ru/analytics/finstab/ofs/2_3_q_2023/ (дата обращения: 31.01.2023).

  2. Исполнение федерального бюджета России за 2023 год: расходы, доходы, дефицит // Тинькофф Журнал URL: https://journal.tinkoff.ru/news/budget-2023-full/ (дата обращения: 31.01.2023).

Просмотров работы: 29