ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Маркова А.В. 1, Плахова Я.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конфликты влияют на жизнь каждого человека, семьи, государства и общества в целом. В настоящее время наблюдается увеличение конфликтов в образовательной сфере. Учителя за свою педагогическую деятельность неоднократно сталкиваются с тем, что им необходимо решать конфликты разного характера и между разными субъектами образовательного процесса.

В своей работе И. В. Тимонина [3] под педагогическим конфликтом понимает взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе. В данном определении подчеркивается, что конфликт возникает в результате противоречий, которые могут появляться между участниками образовательного процесса. Для того, чтобы предотвратить деструктивное влияние конфликтов на личность, важно владеть конструктивными способами их преодоления. Однако овладение обозначенными способами реагирования процесс достаточно сложный, требующий особого педагогического внимания. Но недостаточная готовность педагога к преодолению конфликтов является значимой проблемой как для российского общества в целом, так и для педагогического сообщества в частности.

Готовность будущих педагогов к преодолению конфликтов в образовательной среде является важным аспектом их профессиональной подготовки и определяется посредством выявления уровня сформированности конфликтологической компетентности. В своем труде Г.С. Бережная [1] описывает конфликтологическую компетентность как способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Существуют различные виды педагогических конфликтов. Н.Е. Щуркова [2] различает виды педагогических конфликтов с точки зрения объекта столкновения:

  • бытовой (отказ ребенка выполнить поручение бытового характера во время дежурства в классе);

  • административный с объектом полномочий (директор – учитель);

  • психологический, разгорающийся вокруг психологических отличий субъектов (различные уровни тревожности субъектов по поводу предстоящей встречи, контрольной работы и т.д., где один более беспокоен, другой уверен в себе, что явно может раздражать первого);

  • профессиональный, где сталкиваются компетенции специалистов;

  • идеологический вокруг разных отношений к ценностям (добро, зло, свобода);

  • амбициозный, когда один из субъектов претендует на более высокий статус, в котором ему отказывает другой субъект (конфликт между учителями разных поколений: нежелание молодого учителя считаться с опытом старшего);

  • этический, возникающий вокруг поведенческих норм жизни.

В зависимости от того, какие субъекты образовательной организации вступают во взаимодействие, выделяются следующие виды конфликтов и возможные причины их возникновения, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Виды и причины конфликтов в образовательной среде

Виды конфликтов

Причины возникновения

«Ученик – Учитель»

споры в методах обучения или оценке (отметке) успеваемости, разногласия в отношении учебной программы или упражнений, конфликты из-за дисциплины и поведения в ученическом коллективе и др.

«Ученик – Администрация»

несогласие с уставом и правилами школы, неудовлетворенность решениями, принимаемыми администрацией и др.

«Учитель – Администрация»

разногласия в отношении методик преподавания или программы обучения, конфликты, связанные с нагрузкой и условиями работы, неудовлетворенность решениями, принимаемыми администрацией и др.

«Учитель – Родители»

неудовлетворенность работой педагога, его подходами к воспитанию и образованию обучающихся, конфликты, связанные с ожиданиями и требованиями родителей и др.

«Родители – Администрация»

организация образовательного процесса, доступность ресурсов, несогласие с уставом и правилами школы, неудовлетворенность решениями, принимаемыми администрацией и др.

Данные виды конфликтов отрицательно влияют на обучающихся. Во-первых, конфликты в коллективе отрицательно влияют на общее эмоциональное состояние учащихся, а это, в свою очередь, мешает успешному обучению детей и освоению ими учебного материала. Во-вторых, конфликты, которые остаются без разрешения, влияют на формирование межличностных отношений учеников и приводят к нарастанию у них отрицательных эмоций. Вследствие чего возникает напряженная и, нередко, враждебная атмосфера в ученическом коллективе, которая воздействует на учебную деятельность, успеваемость и дисциплину. Также, если у педагога не сформирована конфликтная компетентность и он не способен эффективно разрешать конфликты, то это может привести к потере мотивации учащихся к учебной деятельности и проблемам с дисциплиной. Помимо вышесказанного отметим, что неумение педагога управлять конфликтами оказывает воздействие на социальный аспект. Учитель непосредственно содействует формированию межличностных навыков общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, а неспособность преодолевать конфликтные ситуации препятствует образовательным достижениям обучающихся и вызывает трудности социализации. Обучающиеся не смогут разрешать проблемы оптимальным путем без применения ментального и физического насилия.

Неготовность учителя к преодолению педагогических конфликтов может быть серьезной проблемой для него самого. Например, неумение разрешать конфликты может привести педагога в стрессовое состояние, спровоцировать психологическое и профессиональное выгорание, что отражается на результатах обучения и психологической атмосфере в школьном коллективе. Неспособность учителя преодолевать конфликтные ситуации может способствовать снижению его авторитета или отразиться на профессиональной репутации, вызывая недовольство родителей и администрации. Отметим еще один факт, который негативно влияет на образовательный процесс. Если учитель неэффективными средствами и способами будет пытаться разрешить конфликт, то это приведет к нерациональной трате времени и энергии, которую можно было бы направить на педагогический процесс, то есть будет происходить снижение продуктивности обучения.

Неспособность учителя к преодолению конфликтов негативно сказывается на взаимодействии и взаимоотношениях с родителями обучающихся. Неразрешенные конфликты создают впечатление того, что учитель безразлично относится к благополучию школьников. Кроме того, родители могут начать сомневаться в компетентности педагога, потерять доверие к нему как профессиональному специалисту.

Внимание автора сосредоточено на этических конфликтах в образовательной среде, являющихся чрезвычайно распространенным явлением в современном образовании. Неготовность учителя преодолевать этические конфликты – серьезная проблема, которая способствует накоплению сложных и трудноразрешимых проблем. В педагогической практике из-за недостатка теоретических знаний и практических навыков разрешение конфликтов часто ограничивается эмоциональными копинг-стратегиями. Учителя осознают практическую ценность рассмотрения обозначенной проблемы и признают, что умение разрешать конфликты с использованием гуманистических методов оказывает существенное влияние на формирование личности. Решение этических конфликтов требует от педагогов глубокого понимания этических принципов, а также навыков и умений в области морального и этического поведения. Поэтому очевидно, что для современного учителя становится необходимой специальная подготовка для вооружения конструктивными копинг-стратегиями поведения и оптимальными способами разрешения этических конфликтов. Формирование готовности будущих педагогов к преодолению этических конфликтов предполагает создание специальных учебных программ, курсов и занятий, направленных на осознанное и систематическое формирование этических принципов и ценностей. Кроме того, важным аспектом является использование инновационных методов обучения, таких как интерактивные методики исследования этических ситуаций, практические кейсы и ролевые игры, которые способствуют развитию навыков преодоления этических конфликтов.

Анализ исследований позволил выделить противоречия между растущей потребностью образовательной среды в педагогах, которые обладают высоким уровнем конфликтологической компетентности, способных конструктивно разрешать конфликтные ситуации в педагогическом взаимодействии и существующей системой подготовки будущих учителей, не обеспечивающей в полной мере развитие у них обозначенной компетентности; потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса формирования конфликтологической компетентности будущих учителей и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Таким образом, исследовательской проблемой обозначено выявление и обоснование педагогических условий готовности педагога к преодолению этических конфликтов в образовательной среде, что обусловлено недостаточным вниманием к формированию конфликтологической компетентности будущих педагогов, практической подготовке оптимальным способам разрешения этических конфликтов в образовательной среде, вооружению конструктивными копинг-стратегиями поведения участников образовательного процесса. Считаем, что решение данной проблемы будет способствовать повышению качества образования и реализации высоких стандартов этического поведения.

Список литературы

1 Бережная, Г. С. Формирование профессионально-конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения / Г. С. Бережная; Российский гос. ун-т им. Иммануила Канта. – Калининград: Изд-во Российского гос. ун-та им. И. Канта, 2017. – 228 с.

2 Лукашенок, О. Н. Конфликтологический этюд для учителя / О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. – 80 с.

3 Тимонина, И. В. Профессиональная этика педагога: учеб. пособ. / И. В. Тимонина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образов. «Кемеровский гос. ун-т». – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2016. – 361 с.

Просмотров работы: 42