Актуальность научного обоснования программы развития компетенции распознавания насилия у будущих психологов обусловлена тем, что, к сожалению, в современном обществе насилие воспринимается как норма, нечто естественное, изначально данное, образец человеческих взаимоотношений и не осознается как проблема. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждая третья женщина в мире подвергается насилию; ежегодно с насилием сталкивается каждый второй ребенок в возрасте от 2 до 17 лет; каждый шестой человек в возрасте 60 лет и старше за 2021 год подвергался жестокому обращению, а мужчины в возрасте 18-30 лет чуть реже говорили о случаях насилия. В качестве последствий насилия выступают проституция, наркомания, желание отомстить обществу за то, что своя «жизнь не удалась», различные агрессивные формы поведения, склонность к депрессиям, суицидальному поведению, доминирование эмоций стыда и страха, формирование патологических черт характера и т.п. (Л. Р. Аптикиева, Е. Н. Волкова, Е. П. Ильин, О. М. Исаева, Д. Левинсон, Дж. Лоуренс, Г. Ньютон, Е. Т. Соколова).
Результаты исследований показывают, что люди, как правило, не только не осознают проблему насилия, но и не знают, что такое насилие, какие существуют его признаки, виды, причины его появления и распространения. Часто жертвы не знакомы с понятием насилия, не осознают, что над ними издеваются, не способны критически относится к ситуации насилия, эмоционально привязаны к своим насильникам, редко обращаются в правоохранительные органы за помощью из-за многолетних угроз или материальной зависимости. Они принимают решения относительно своих действий или поступков друзей в зависимости от желания или реакции насильника; часто уступают другим людям, боясь оскорбить их чувства или вызвать гнев; испытывают страх при разговоре о семейной жизни, старательно скрывают подробности; ведут себя зажато, их движения тела скованны [2; 6].
Жертвы также не умеют распознавать такие особенности поведения насильника, как психологическое давление, манипулирование, которые сначала носят незаметный, скрытный характер, но с течением времени начинают проявляться более явно, при чем, в нескольких сферах жизни жертвы. Постепенно обвинения превращаются в унизительные фразы, наблюдается полное подчинение жертвы манипулятору, что начинает её угнетать, подрывать самооценку, заставлять чувствовать себя ничтожеством, накапливая чувство вины за все совершенные действия. В результате этого может произойти слом жертвы и наступить полная её дезориентация.
Кроме того, известно, что женщины часто под насилием понимают лишь крайние формы его проявления, связанные с телесными повреждениями, постоянное психологическое насилие для них не является насилием, а причины случившегося видят в себе. В свою очередь, мужчины склонны к прямой форме проявления агрессии, реже задумываются о её последствиях, испытывают чувство вины и тревоги. Для них насилие является приемлемым способом демонстрации собственной власти, контроля над ситуацией и права собственности на членов семьи, решения проблем и средством поддержания своего привилегированного положения в сексистском обществе, патриархальной социальной структуры [4].
В свою очередь, имеются исследования относительно того, что студенты вуза разных курсов в возрасте от 18 до 21 года способны определять причины возникновения ситуации психологического насилия, могут высказать свое мнение относительно насилия, но испытывают трудности в его обосновании [3]. При этом, девушки лучше распознают факт насилия, определяют стратегии поведения жертвы психологического насилия, обосновывают свою точку зрения по отношению к ситуации насилия, стараются больше раскрыть свой ответ. Для них характерен низкий уровень поведенческого компонента представлений о психологическом насилии, его признаках и последствиях и средний уровень их когнитивного, эмоционального компонентов. Юноши чаще игнорируют проблему насилия, предлагают оставить все как есть, дают оценочные суждения в обосновании своего мнения. При этом, в отличие от девушек, уровень когнитивного и эмоционального компонентов представлений о насилии у них низкий, а уровень поведенческого компонента – средний.
Актуальность научного обоснования программы развития компетенции распознавания насилия у будущих психологов обусловлена тем, что в целом, внимание ученых направлено на изучение представлений в контексте массового сознания, а не на примере конкретной профессиональной группы. При этом, распознавание насилия является специфическим видом компетенции психологов, необходимым для квалифицированного выполнения профессиональных задач.
Рассмотрим различные подходы к понятию «компетенция». Так, в плане стандартов ВПО третьего поколения компетенция определяется, как способность применять умения, знания и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [8]. Л. А. Романова понимает компетенцию, как отчуждённое, предварительно заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его высокоэффективной продуктивной деятельности в определённой сфере и владение учащимся соответствующей компетенцией [7]. А. В. Хуторской – как многообразие знаний, умений, личностных качеств, свойств, что в последствии ведет к поведению, удовлетворяющему профессиональным требованиям [5]. А. Е. Сошников – как набор неких идеальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент для дальнейшей профессиональной деятельности, и расширение познаний в какой-либо области, накопление знаний и освоение новых [14]. И. С. Сергеев и В. И. Блинов – как определенный итог образования, отражающий готовность к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной работы в ситуации неопределённости [13].
Но в профессиональных стандартах по специальностям 37.05.01 Клиническая психология, 37.05.02 Психология служебной деятельности, 37.03.01 Психология четко не прописано, как будущий психолог сможет вычленять насильственные случаи, тем самым оказывая психологическую помощь [10; 11; 12]. Так, в контексте изучаемой проблемы в качестве компетенции психолога–бакалавра выступает наличие адекватных представлений во многих сферах, ориентировании во всех психологических феноменах, так как неизвестно, с каким случаем обратиться клиент. Осуществление морально-психологического обеспечения служебной деятельности, поддержание благоприятного климата внутри коллектива, предотвращение нежелательных эмоциональных состояний сотрудников является компетенцией будущих психологов по специальности «Психология служебной деятельности». В свою очередь, клинические психологи должны уметь решать проблемы людей, находящихся в тяжелых жизненных ситуациях, помочь в нахождении оптимального решения. Впервые компетенция, связанная с умением выявлять у гражданина признаки трудной жизненной ситуации, угрозы жизни и здоровью и причин для направления граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам появляется в профессиональном стандарте психолога-консультанта лишь только в 2022 году [9].
Мы считаем, что определяющим в компетенции будущих психологов «распознавание насилия» являются представления о самом феномене, его признаках, критериях распознавания насилия. В частности, насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против другого лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб (ВОЗ). Для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве большое значение приобретает выделение и фиксация специфических признаков насилия над человеком. К таковым относят: физическое насилие (следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела, переломы или ушибы, следы ожогов); сексуальное с прикосновением к человеку без его согласия, принуждением человека раздеваться, вступать с ним в сексуальный контакт; психологическое насилие (постоянный крик и угрозы в сторону человека, ругань и использование неприличных слов, унижение, оскорбление человека, запугивание, установление контроля и т.п); экономическое насилие (отказ в доступе к средствам к существованию, строгий финансовый контроль, неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег, утаивание доходов, использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить, экономическая зависимость от своего обидчика).
Г. А. Вартанян и Н. В. Архипова предлагают такие критерии распознавания насилия как: наличие негативных переживаний у пострадавшего; преднамеренность совершённого деяния; принуждение со стороны агрессора, отсутствие согласия пострадавшего; конкретные действия, совершённые по отношению к пострадавшему; наличие негативных последствий для пострадавшего; получение выгоды (удовольствия) от совершённого деяния; индивидуальные особенности пострадавшего; нарушение личных границ; предусмотренность наказания согласно закону; отсутствие возможности у пострадавшего влиять на ситуацию (контролировать ее); отношение агрессора к пострадавшему как к объекту / вещи; наличие активного сопротивления со стороны пострадавшего [1].
К критериям распознавания насилия ученые относят также наличие определенных действий агрессора по отношению к пострадавшему (вербальных, физических или сексуальных проявлений); переживания жертвой неприятных ощущений, психологического дискомфорта, испуга, чувства беспомощности; необходимость быть участником ситуации насилия, невозможность выйти из нее по собственному желанию или пребывание в ней из-за зависимости от другой стороны конфликта (Л. С. Алексеева, Е. В. Емельянова, Е. П. Ильин, И. Г. Малкина-Пых, Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, М. В. Смагина).
Известно, что человек не так часто приходит к психологу с осознанной проблемой, а ещё реже его первоначальный запрос связан с насильственной темой. Определить такое воздействие можно благодаря невербальным проявлениям: взгляд снизу, виноватые или заискивающие интонации, подача руки ладонью вверх и так далее, тихий, неуверенный голос (в письменной коммуникации множество многоточий), уступчивость, желание услужить, опущенные, поднятые плечи, закрытые позы. Психолог должен уметь вовремя определить признаки насильственного поведения, распознать критерии разных видов насилия, ведь оно происходит во всех сферах жизни. Стоит отметить, что распознать жертву не так просто и надо наблюдать за комплексом факторов, вербальной и невербальной речью в том числе.
При этом, результаты исследования Г. А. Вартанян показывают, что будущие психологи способны определять такие категории насилия, как преднамеренность действий агрессора и активное сопротивление пострадавшего, находить наличие в тексте комбинации признаков всех видов насилия, но при этом испытывают сложности в выявлении насилия в случае ситуации преследования и ситуации изнасилования женщины, находящейся в беспомощном состоянии. Поэтому программа развития компетенции распознавания насилия поможет выпускникам-специалистам лучше понимать и выявлять признаки насилия, а также помогать клиентам в обращении с этими ситуациями. Это может улучшить качество помощи, которую они могут предоставить своим будущим клиентам и повысить безопасность и благополучие тех, с кем они будут работать.
В качестве диагностического инструментария для изучения актуальных представлений будущих психологов о феномене насилия, его видах, признаках и последствиях использована адаптированная методика диагностики представлений о психологическом насилии «Незаконченные предложения» Е.Н. Волковой с целью диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов представлений о насилии, а также авторский метод кейсов, предполагающий исследование умений определять факт психологического насилия, вид насилия, причины его возникновения, стратегии поведения жертвы и агрессора в ситуации насилия.
Предварительные результаты пилотажного исследования показали, что будущие психологи при решении кейсов не во всех ситуациях могут распознать факт насилия, его вид, возможные причины, имеют трудности в определении дальнейшей стратегии поведения жертвы и агрессора, а также обоснование своей точки зрения по этому поводу. Опыт самих респондентов показывает, что почти каждый сталкивался с фактом насилия, чаще всего насильственная ситуация происходила в семье со стороны родителей или близких родственников. Но, тем не менее, встречаются те, кто в отдельных ситуациях не осознают, что они могут быть жертвами или насильниками, или скрывают факт насилия вовсе.
В соответствии с этим, мы видим необходимость разработки программы «Видеть и помогать: руководство для психологов по работе с ситуацией насилия». Цель программы: формирование у студентов-психологов компетенции распознавания насилия в трудной жизненной ситуации клиентов, обратившихся за психологической помощью, и готовности оказывать психологическую помощь в ситуации насилия.
Задачи программы:
Скорректировать представления студентов-психологов о понятиях «трудная жизненная ситуация», «насилие», «контроль», «забота», «манипуляция», «абьюз», «газлайтинг», «сталкинг», видах насилия, его признаках, соответствующих моделях поведения жертвы и насильника, частоте случаев насилия среди населения, а также подверженности им детей и молодых людей.
Создать условия для осознания причин возникновения в семье атмосферы домашнего насилия, непрекращающегося в течение нескольких поколений, а также роли неблагоприятного опыта, приобретенного в детском возрасте, на проявление жестокого обращения в роли родителя и в межличностных отношениях (на примерах кейсов домашнего насилия).
Познакомить со сложностями распознавания насилия на разных стадиях работы с клиентом, а также с эффективными методами работы с жертвами и клиентами, склонными к насилию.
Всего в данной программе представлено 5 тем в объеме 15 часов: 1) насилие, контроль, манипуляция, абьюз, газлайтинг, сталкинг или забота: как их различать и зачем это надо; 2) причины возникновения домашнего насилия и его последствия; 3) психологической портрет жертвы и агрессора в ситуации насилия; 4) как распознать насилие и что с этим делать.
Мы предполагаем, что данная программа развития компетенции распознавания насилия позволит будущим психологам получить необходимые навыки и знания для выявления, оценки и оказания помощи клиентам, столкнувшимся с насилием.
Библиографический список
1 Вартанян, Г.А. Проблема распознавания насилия как специфического вида компетенции будущих юристов и психологов [Текст] / Г.А. Вартанян, Н.В. Архипова // Петербургский психологический журнал. – 2020. – №31. – С. 117-142.
2 Добрынина, К.В. Личностные ресурсы психологической защищенности девушек, перенесших семейное насилие в детстве [Электронный ресурс] / К.В. Добрынина, Т.Б. Булыгина // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – Электрон. дан. – Режим доступа : https://scienceforum.ru/2022/article/2018031036 (дата обращения: 11.04.2023). – Загл. с экрана.
3 Добрынина, Ю.А. Особенности представлений о психологическом насилии у студентов вуза [Текст] / Ю.А. Добрынина, Т.Б. Булыгина // Сборник материалов всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Психология и современный мир. Субъект жизнедеятельности в современном обществе (Архангельск, 20 апреля 2023 г.) / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова; [сост. и отв. ред. Е. В. Казакова].– Архангельск: САФУ, 2023. - С. 180-186.
4 Клёцина, И. С. Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами [Текст] / И. С. Клёцина, Е. В. Иоффе // Женщина в российском обществе. – 2015. – № 1 (74). – С. 4-17.
5 Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] // Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования : материалы доклада / А.В. Хуторской. – Москва. – 2002. – С. 2.
6 Муханова, Е. Д. Насилие в семье: проблема социальная и правовая [Текст] / Е. Д. Муханова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 144-149.
7 Романова, Л.А. Основы управления педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования [Текст] / Л.А. Романова. – Владимир, 2014. – 91 с.
8 Российская Федерация. Приказ. О внесении изменений в федеральные и государственные образовательные стандарты высшего образования [Текст] : Приказ минобрнауки России от 27.02.2023 г., № 208. – 2023. – 174 с.
9 Российская Федерация. Приказ. Об утверждении профессионального стандарта «Психолог-консультант» [Текст] : Приказ минтруда России от 14.09.2022 г., № 537н. – 2022. – 17 с.
10 Российская Федерация. Приказ. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» [Текст] : Приказ министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 июля 2020 г., № 839. – 2020. – 13 с.
11 Российская Федерация. Приказ. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 «Клиническая психология (уровень специалитета)» [Текст] : Приказ минобрнауки России от 12.09.2016 г., № 1181. – 2016. – 21 с.
12 Российская Федерация. Приказ. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» [Текст] : Приказ минобрнауки России от 31.08.2020 г., № 1137. – 2020. – 16 с.
13 Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности [Текст] : практическое пособие / И.С. Сергеев, В. И. Блинов // Москва : АРКТИ. – 2007 – 129 с.
14 Сошников, А.Е. Понятие компетенции в образовательном стандарте третьего поколения [Текст] / А.Е. Сошников // Современная педагогика. – 2015. –№ 8 (33). – С. 61-65.