Сущность и методы социально-психологической реабилитации детей с ДЦП - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Сущность и методы социально-психологической реабилитации детей с ДЦП

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема оказания социальной помощи детям с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития. В настоящее время непрерывно увеличивается и количество детей с различными отклонениями в развитии. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Семья в одиночку не готова к тому, чтобы воспитывать полноценную личность, и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. Основная задача помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – создать такое реабилитационное пространство, где ребенок пройдёт свой путь, освоит основные виды деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, трудовую, то, без чего не может состояться личность. В силу особенностей состояния здоровья нужд и способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер она также должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка [4]. 

Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит о необходимости «обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ»

Установлено, что детская инвалидность в 70% случаев обусловлена причинами врожденного или наследственного характера, а также связана с вредностями в перинатальном, натальном и после натальном периодах. Статистические данные свидетельствуют о росте осложнений за последние 10 лет почти в 2 раза. В целом по России беременные с нарушением здоровья составляет 91,3%. Только 35.7% из всех родов можно отнести к нормальным. Число здоровых новорожденных связан с некачественным питанием беременных женщин и кормящих матерей, ухудшении экологической обстановки, увеличении частоты инфицирования женщин инфекционными и вирусными заболеваниями, увеличением числа женщин, употребляющих во время беременности алкоголь и наркотики.

Возникающие вследствие воздействия неблагоприятных факторов внутриутробные поражение плода – одна из основных причин тяжелых врожденных и послеродовых повреждений центральной нервной системы, печени, сердца, органов зрения и слуха у новорожденных, что приводит к нарушению общего развития и социально - психологической дезадаптации.

В настоящее время чаще встречаются комбинированные отклонения в развитии. Сегодня широко используется понятие «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами». Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных особенностях и ограничениях в трудовой деятельности.

Детям с такими заболеваниями необходима социальная реабилитация в полном объеме. Так как эти дети закрыты от общества, они нуждаются в социальной реабилитации. Но при социальной реабилитации возникают проблемы. 

Социальная реабилитация получила в последние годы большое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующих научные положения, с другой.

Социальная реабилитация осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными не были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс продолжительный: в течение всей жизни человека.

Социальная реабилитация – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений [18].

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация к социальной реальности, что служит наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Процесс социальной реабилитации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит [14].

Социальная реабилитация осуществляется в двух направлениях:

- Социально-бытовая

- Социально-средовая

Социально-бытовая адаптация – процесс и результат приспособления инвалида в условиях ближайшего социума.

Социально-бытовое обучение – восстановление (формирование навыков пользования приборами, социально бытового назначения) с целью обеспечения незначительной независимости. Оно включает также привитие навыков хозяйственно-бытовой деятельности.

Социально-средовое направление включает комплекс мер по организации терапии средовой [8]. 

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями является наиболее важной и трудной задачей современной системы социальной помощи и социального обслуживания. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность и приводит к социальной дезадаптации. Вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способности к самообслуживанию, передвижению и ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [19].

Ребенок с диагнозом детский церебральный паралич при отсутствии приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение усугубляет неумение или не желание других людей общаться с таким ребенком и это приводит к его социальной депривации уже в детском возрасте, тормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими.

В процессе социальной реабилитации решаются 3 задачи: адаптация, автоматизация и активизация личности.

Существуют следующие виды патологий.

1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Преобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата, травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит, заболевание конечностей, системные заболевания скелета.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют социального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

В их социальной адаптации определяются два направления:

- первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах.

- второй способ адаптации ребенка двигательным дефектом – приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Социальные услуги оказываются детям-инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР). ИПР – это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально – средовой инфраструктуры. В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых ребенку-инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнители. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида либо его законного представителя и выдается в виде единой формы (карты) установленного образца. При реализации ИПР обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий. ИПР разрабатывается учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы [15].

Социальный работник опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реализации.

Сотрудники социальной защиты стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.

Рассмотрим некоторые методы, используемые специалистами в работе с детьми-инвалидами:

Иппотерапия (лечебная верховая езда) стала полноправной составляющей в реабилитации инвалидов со страшным диагнозом церебральный паралич.

Иппотерапия – лечение без боли, без страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов.

При ходьбе лошади ее мышцы массируют тело сидящего на её спине человека. Такой массаж и тепло лошади и ритм ее шагов способствуют появлению новых реакций у инвалида. Эмоциональная связь с животным, требующая активной мобилизации физических и психологических ресурсов и условий езды на лошади поднимают активность, настроение больных, способствуют достижению самостоятельности. При проведении занятий ритм обучения навыкам верховой езды соотносится со способностями и возможностями клиента.

При этом обязательными принципами иппотерапии являются:

-безопасность; -умеренность; -доступность клиента к усвояемости упражнений; -исключение насилия над животными.

Главным итогом занятий верховой езды – повышение качества жизни.

Нормализуется поведение, развиваются психомоторные навыки и в целом улучшается социальная адаптация.

В личном плане занятия позволяют повысить самооценку, способствуют повышению общительности, дисциплинированности, улучшить самоконтроль, уверенности в себе, концентрации внимания.

В психомоторном плане  занятия нормализуют тонус мышц, улучшают ориентировку во времени и пространстве.

Арттерапия – лечение искусством, посредством художественного творчества.

Ценность данного метода состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне изучать и анализировать разные чувства клиента.

Существует несколько вариантов использования этого метода:

- использование уже существующих произведений искусства через их анализ.

- побуждение клиентов к самостоятельному творчеству.

- использование произведений искусств и самостоятельное творчество клиента.

- творчество самого специалиста – лепка, рисование, направленное на взаимодействие с клиентами.

Библиотерапия предусматривает специальное коррекционное воздействие на лицо с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы, которая способствует нормализации и оптимизации психического состояния ребенка. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что художественные образы и связанные с ними чувства направляют их по новому руслу.

Музыкотерапия, в этой методике используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих способностей, расширение кругозора, активация социально адаптивных способностей.

Игровая терапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических, психических состояний ребенка. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, воспитания, развития, адаптации, релаксации.

Игры несут в себе элементы физического и социально-психологического тренинга, активизируют мыслительную деятельность, воображение, творческие способности детей; развивает ориентацию, учит поиску нужного решения.

Глинотерапия - это метод работы с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто). Изготовление различных поделок способствуют развитию интеллекта, мотивации для активного участия в социокультурном пространстве, повышению самооценки, овладении навыками профессионального мастерства.

Трудотерапия – это метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности при помощи трудовых операций [7].

В последнее время непрерывно увеличивается количество детей - инвалидов с различными отклонениями в развитии. Самое важное в работе с детьми с детским церебральным параличом то, что реабилитация должна быть комплексной и направлена не только на детей, но и на всю семью в целом. 

У детей с детским церебральным параличом возникают многочисленные проблемы, это нарушение связей ребенка с окружающим миром, бедность контактов со сверстниками, ограниченное общение с природой, отсутствие специальных школ, специальных реабилитационных центров и трудности в получении профессии и в дальнейшем престижной работы. С такими детьми ведут работу специалисты: социальные работники, инструктора по лечебной физкультуре, медицинские работники, психологи, социальные педагоги.

Библиографический список

1.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения.

2.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида.- М., Инфра-М, 2001.

3. Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4.Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т.В. Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В.Чешихина и др.; Под ред. Т.В.Зозули. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5.Корельская Н.Г «Особенная» семья – «Особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003.

6. Модульная программа для социальных работников. «Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями».

7.Основы социальной работы. Отв.ред. П.Д.Павленок. М.:2001 г.

8.Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М.Безух и С.С. Лебедевой. – СПб.: Речь, 2006.

9. Гарань А. Реабилитация инвалидов - внимание общества // Соц. обеспечение №4, 2019 г. – 106 с.

10.Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / Под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. Г. И. Климантовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 312 с.

11.Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д.п. н., проф. Н. Ф. Басов. - М.; Издательство - торговая корпорация «Дашкова и К», 2009.

12.Т. И. Андреева. Комплексная реабилитация инвалидов на базе отделений центра социального обслуживания (Журнал «Социальная работа» 2010 года №1)

13.Трошина О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

14.Холостова Е.И., Деменьтьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»,2003

Просмотров работы: 82