Интерактивные карты — это современный и популярный способ визуализации пространственных данных, который позволяет пользователям не только смотреть, но и взаимодействовать с картой. Интерактивные карты могут быть использованы для разных целей, например, для показа местоположения объектов, для планирования маршрутов и т.д. Одним из примеров интерактивных карт является карта кампуса университета.
Карта кампуса университета — это полезный ресурс для студентов, сотрудников и посетителей, который помогает ориентироваться на территории университета, находить нужные здания, аудитории, библиотеки, столовые и другие объекты. Карта кампуса также может содержать информацию о расписании занятий, мероприятий, доступности помещений и т.д. Интерактивная карта кампуса университета позволяет пользователю не только просматривать карту, но и масштабировать ее, перемещаться по ней, выбирать интересующие его слои данных, получать дополнительную информацию по клику, строить оптимальные маршруты и т.д.
Для студентов первых курсов и абитуриентов актуальна проблема ориентации на территории университета, им необходима информация о местоположении объектов университета в удобном и доступном виде. Зачастую, чтобы ориентироваться на территории университета, необходимо осуществлять поиск информации на основе документов и внешних источников, что может быть неудобно, а полученная информация предоставлена в не самом доступном виде.
Для анализа проблем проблемы навигации по кампусу университета будем использовать архитектурный подход на основе единого языка представления архитектурных элементов бизнес-слоя и слоя ИТ-технологий – ArchiMate [1].
На рисунке 1 представлена модель «как есть» навигации по кампусу университета на языке ArchiMate, модель разработана в среде Archi 4 [2].
Следуя архитектуре «как есть» (рисунок 1), бизнес-роль «Пользователь» на которую назначен актор «Студент» использует бизнес-сервис «Получение информации о местоположении». Студент нуждается в получении информации о местоположении своем или необходимой ему точке назначения. Назначенный на роль пользователя студент использует бизнес-сервис «Получение информации о местоположении», реализуемый бизнес-процессом «Найти документ с планом здания», который передает информацию в бизнес-процесс «Определить местоположение». Таким образом студент может определить нужное ему местоположение, найдя необходимые документы, для этого, следуя представленной архитектуре (рисунок 1), используется сервис приложений «Поиск информации на сайте университета», реализуемый компонентом приложений «Интернет-браузер», который использует инфраструктурный сервис «Сервис доступа к данным», реализованный на узле «Телефон/ПК» с технологической функцией «Обеспечение доступа к данным», имеющем выход через точку доступа в сеть «Интернет».
Согласно представленной архитектуре «как есть» в терминах ArchiMate (рисунок 1) получение пользователем информации для навигации по кампусу университету несколько затруднительно, так как предполагает поиск в интернете необходимой информации, а сама информация представлена не в самом доступном виде и не являться полноценной для студента.
Рисунок 1 – Модель «как-есть» архитектуры навигации по кампусу университета в терминах ArchiMate
Описанные проблемы навигации по кампусу университету предлагается для Волгоградского государственного аграрного университета решить разработкой интерактивной карты для навигации по кампусу университета.
На рисунке 2 представлена модель архитектуры навигации по кампусу университета с использованием интерактивной карты на языке ArchiMate, модель разработана в среде Archi 4.Модель «как будет» архитектуры навигации по кампусу университета с помощью web-приложения «Интерактивная карта ВолГАУ» (рисунок 2) демонстрирует, что пользователь, на роль которого назначен студент теперь может использовать два бизнес сервиса «Получение информации о местоположении» и «Получение информации об объекте», реализуемые с помощью бизнес-функций «Определение местоположения» и «Интерактивность карты» соответственно бизнес-процессов «Просмотр карты» и «Взаимодействие с картой, при этом первый бизнес-процесс использует сервис приложений «Отображение интерактивной карты» и имеет доступ к бизнес-интерфейсу «Пользовательский интерфейс», реализуемый интерфейсом приложений «Клиентская часть веб-приложения», а второй бизнес-процесс использует сервис приложений «Обеспечение интерактивности карты». Сервисы приложений «Отображение интерактивной карты» и «Обеспечение интерактивности карты» реализован компонентом приложений «Веб-приложение «Интерактивная карта ВолГАУ», который содержит: интерфейс приложения «Клиентская часть веб-приложения», «Компонент интерактивности», агрегирующий компоненты приложений «Интернет-браузер» и «База данных»; а также компоненты приложений «Интернет-браузер» и «Серверная часть веб-приложения». Компонент приложений «Серверная часть веб-приложения», имеющий доступ к объекту данных «База данных», использует технологический «Сервис предоставления данных», реализуемый на узле «ПК-сервер», содержащий системное обеспечение «СУБД Mongo DB», которое имеет доступ к артефакту «Файл БД», артефакт в свою очередь реализует объект данных «База данных». Узелы «ПК-сервер» и «Телефон/ПК-клиент» использует путь «TCP/IP коммуникация», узел «Телефон/ПК-клиент» реализует технологический сервис «Сервис доступа к данным» и на назначен артефакт «Файл HTML».
Рисунок 2 – Модель «как-будет» архитектуры навигации по кампусу университета с использованием интерактивной карты ВолГАУ
На рисунке 3 представлена диаграмма вариантов использования интерактивной карты ВолГАУ для навигации по кампусу университета на языке UML.
Рисунок 3 – Диаграмма вариантов использования интерактивной карты для навигации по кампусу университета
Таким образом, на основе представленных ArchiMate-диаграмм «как-есть» и «как-будет» архитектуры навигации по кампусу университета (рисунки 1-2) показана актуальность использования интерактивной карты для навигации по кампусу, так как ее использование позволит не только быстро находить местоположение объектов кампуса, но и получать необходимую информацию об этих объектах, например, расписание занятий в конкретных аудиториях. UML-диаграмма вариантов использования интерактивной карты ВолГАУ для навигации по кампусу университета (рисунок 3) описывает функции получения информации о местоположении интересуемых объектов кампуса и дополнительной информации об этих объектах.
Список используемых источников
Зараменских Е. П. Архитектура предприятия: учебник для вузов / Е. П. Зараменских, Д. В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян; под редакцией Е. П. Зараменских. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 410 с.
Ширяева Е.В. Моделирование архитектуры сельскохозяйственного предприятия в среде ARCHI 4 // Материалы конференции «Оптимизация сельскохозяйственного землепользования и усиление экспортного потенциала АПК РФ на основе конвергентных технологий». – Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2020. – С. 299- 307.