Экономико-статистический анализ неравенства населения по доходам является важной темой в современной экономической науке. Неравенство доходов означает различия в заработке и распределении доходов между разными слоями населения. Эта проблема является глобальной и затрагивает множество стран, включая развитые и развивающиеся.
Целью экономико-статистического анализа неравенства населения по доходам является выявление причин неравенства и предложение рекомендаций по его снижению. Для достижения этой цели исследователи используют различные методы и подходы, включая статистический анализ данных, моделирование и эконометрические методы.
Результаты анализа неравенства по доходам могут быть использованы для разработки и реализации социальных и экономических политик, направленных на сокращение различий в доходах между разными слоями населения. Они также могут служить основой для принятия решений о распределении ресурсов и развитии программ поддержки бедных и уязвимых групп населения.
Для проведения экономико-статистического анализа неравенства населения России по доходам необходимо рассмотреть понятие «денежные доходы», а также ознакомиться с динамикой доходов населения и сделать вывод о текущей ситуации в стране на основе кривой Лоренца и коэффициента Джини, благодаря чему можно будет судить о необходимости вмешательства в социально-экономическую политику России.
Начнём с определения данного понятия. Денежные доходы — это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных за определенный период. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины дохода.
В величине дохода различается их «номинальное» и «реальное» выражение. Номинальный доход — это сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя. Номинальный доход может быть фиксированным, он может уменьшаться и расти. Сама по себе величина номинального дохода не может служить показателем благосостояния. Ее необходимо соотнести с существующими ценами на товары. Получится показатель, представляющий собой количество товаров, которые можно приобрести за номинальные доходы. Этот показатель называется реальным доходом.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем, но в разной степени.
Переходя к теории неравенства распределения доходов, целесообразно выделить основные факторы возникновения неравенства: различия в способностях людей, предрасположенность людей к риску (предпринимательский риск); уровень образования работников (доходы высокообразованных специалистов значительно больше других работников), природно-климатические условия и особенности региональной экономики и политики.
Общим выражением доходов населения на макроуровне служит показатель так называемого совокупного дохода (валовой внутренний продукт), выступающего в качестве эквивалента совокупности необходимых жизненных средств, которые получают члены домохозяйства для удовлетворения своих потребностей независимо от источников получения.[1]
Структура совокупных доходов населения
Давайте обратимся к данным Росстата и изучим динамику роста совокупного дохода. Если провести линию тренда, то мы можем увидеть ежегодный рост ВВП. В 2022 году по сравнению с 2011 ВВП вырос на 158,4%, что представляет из себя хороший результат. [2] Снижение ВВП в 2022 году на 1,7% обусловлено введением в связи с пандемией коронавируса карантинных ограничений и падением мирового спроса на энергоресурсы.
Изменение ВВП (в текущих ценах, млрд.руб.) в России с 2011 по 2022 г.
Реальные доходы населения зависят от инфляции. Инфляция показывает скорость обесценивания денег и снижение реальных доходов населения, а индекс потребительских цен служит наглядным индикатором размера инфляции.
Ознакомившись с изменением индекса потребительских цен на товары и услуги в России с 2017-го по 2020 гг., можно сделать вывод о том, что цены на товары и услуги за последние 6 лет сильно выросли.[3] Резкий рост цен в 2020 года связан с принятием ЕС нескольких пакетов санкций против РФ, направленных на подрыв структуры рыночной экономики страны.
Индекс потребительских цен на товары и услуги
(на конец периода, в % к декабрю предыдущего года) за 2017-2022гг.
Сам процесс регулирования неравенства доходов населения заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и индексирования личных доходов населения, включая социальные выплаты, с учетом текущего уровня инфляции. Если доходы населения ниже прожиточного минимума, то такую часть населения называют малоимущим. Доля национального дохода при этом переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов населения.
Давайте взглянем на динамику величины МРОТ и прожиточного минимума, от которых зависит размер социальных выплат. МРОТ и прожиточный минимум увеличились в 2022 году по сравнению с 2017 на 95,9% и на 42,2% соответственно. При этом численность населения, находящегося ниже границы бедности, уменьшилась на 1,5%, что свидетельствует об уменьшении разрыва между бедным населением и населением среднего класса.[4]
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Минимальный размер оплаты труда (руб.) |
7800 |
11280 |
11280 |
12130 |
12 792 |
15279 |
Прожиточный минимум (руб.) |
9786 |
10213 |
10609 |
11329 |
11653 |
13919 |
Величина минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума с 2017 по 2022 годы
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности/величины прожиточного минимума с 2014 по 2022 годы
Социальные выплаты учитываются при расчете среднедушевых доходов. Этот показатель не отражает действительного дифференцирования доходов населения, но имеет большее значение в современной статистике. Так в 2022 году по сравнению с 2019 годом среднедушевые доходы увеличились на 26,6%.[5]
Среднедушевые доходы населения РФ за 2019-2022 годы
Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. Кривая отражает кумулятивные (накопленные) доли дохода населения. При ее сопоставлении с кривой полного равенств можно определить степень отклонения доходов исследуемых групп от состояния равенства. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от черной линии, тем больше неравенство в распределении доходов.
Кривая Лоренца
Коэффициент Джини — это статистический показатель, который также отражает неравенство населения по доходам. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чём выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Для упрощения коэффициент Джини рассчитывается геометрическим методом по формуле:
На данной таблице представлен коэффициент Джини за последние 5 лет по России и регионам.[6]
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) по РФ и субъектам Российской Федерации |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Российская Федерация |
0,414 |
0,412 |
0,406 |
0,409 |
0,396 |
Белгородская область |
0,393 |
0,388 |
0,377 |
0,377 |
0,368 |
Брянская область |
0,378 |
0,375 |
0,365 |
0,375 |
0,360 |
Владимирская область |
0,344 |
0,340 |
0,332 |
0,338 |
0,325 |
Воронежская область |
0,398 |
0,395 |
0,393 |
0,396 |
0,385 |
Ивановская область |
0,358 |
0,361 |
0,352 |
0,354 |
0,334 |
Калужская область |
0,359 |
0,363 |
0,359 |
0,362 |
0,328 |
Костромская область |
0,338 |
0,338 |
0,329 |
0,333 |
0,320 |
Курская область |
0,370 |
0,367 |
0,362 |
0,368 |
0,355 |
Липецкая область |
0,391 |
0,391 |
0,379 |
0,381 |
0,367 |
Московская область |
0,394 |
0,394 |
0,378 |
0,385 |
0,372 |
Орловская область |
0,365 |
0,364 |
0,356 |
0,364 |
0,357 |
Рязанская область |
0,366 |
0,366 |
0,358 |
0,362 |
0,349 |
Смоленская область |
0,382 |
0,380 |
0,381 |
0,383 |
0,365 |
Тамбовская область |
0,376 |
0,369 |
0,355 |
0,357 |
0,352 |
Тверская область |
0,338 |
0,342 |
0,335 |
0,341 |
0,329 |
Тульская область |
0,353 |
0,347 |
0,342 |
0,347 |
0,343 |
Ярославская область |
0,358 |
0,357 |
0,350 |
0,355 |
0,350 |
Город Москва |
0,417 |
0,418 |
0,413 |
0,424 |
0,412 |
Республика Карелия |
0,341 |
0,341 |
0,342 |
0,343 |
0,322 |
Республика Коми |
0,383 |
0,379 |
0,374 |
0,375 |
0,353 |
Архангельская область |
0,382 |
0,380 |
0,366 |
0,370 |
0,355 |
Ненецкий автономный округ |
0,426 |
0,435 |
0,424 |
0,424 |
0,419 |
Архангельская область без авт. округа |
0,366 |
0,364 |
0,353 |
0,356 |
0,339 |
Вологодская область |
0,354 |
0,356 |
0,357 |
0,359 |
0,338 |
Калининградская область |
0,358 |
0,358 |
0,353 |
0,353 |
0,323 |
Ленинградская область |
0,366 |
0,358 |
0,355 |
0,358 |
0,345 |
Мурманская область |
0,356 |
0,342 |
0,337 |
0,342 |
0,323 |
Новгородская область |
0,349 |
0,343 |
0,334 |
0,344 |
0,340 |
Псковская область |
0,351 |
0,352 |
0,352 |
0,356 |
0,344 |
Город Санкт-Петербург |
0,405 |
0,406 |
0,402 |
0,409 |
0,402 |
Республика Адыгея |
0,403 |
0,405 |
0,404 |
0,412 |
0,404 |
Республика Калмыкия |
0,340 |
0,337 |
0,337 |
0,337 |
0,312 |
Республика Крым |
0,348 |
0,336 |
0,333 |
0,346 |
0,322 |
Краснодарский край |
0,405 |
0,403 |
0,401 |
0,413 |
0,408 |
Астраханская область |
0,365 |
0,359 |
0,352 |
0,353 |
0,335 |
Волгоградская область |
0,351 |
0,347 |
0,343 |
0,352 |
0,342 |
Ростовская область |
0,401 |
0,400 |
0,391 |
0,396 |
0,386 |
Город Севастополь |
0,364 |
0,360 |
0,349 |
0,351 |
0,330 |
Республика Дагестан |
0,393 |
0,394 |
0,383 |
0,383 |
0,370 |
Республика Ингушетия |
0,342 |
0,334 |
0,328 |
0,329 |
0,311 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,358 |
0,338 |
0,340 |
0,347 |
0,355 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,348 |
0,344 |
0,332 |
0,333 |
0,318 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0,367 |
0,365 |
0,349 |
0,351 |
0,345 |
Чеченская Республика |
0,378 |
0,374 |
0,368 |
0,371 |
0,372 |
Ставропольский край |
0,378 |
0,373 |
0,352 |
0,353 |
0,335 |
Республика Башкортостан |
0,411 |
0,408 |
0,394 |
0,396 |
0,375 |
Республика Марий Эл |
0,371 |
0,364 |
0,355 |
0,357 |
0,335 |
Республика Мордовия |
0,351 |
0,346 |
0,349 |
0,358 |
0,346 |
Республика Татарстан |
0,398 |
0,397 |
0,385 |
0,391 |
0,379 |
Удмуртская Республика |
0,357 |
0,352 |
0,338 |
0,341 |
0,325 |
Чувашская Республика |
0,339 |
0,340 |
0,340 |
0,347 |
0,336 |
Пермский край |
0,401 |
0,399 |
0,383 |
0,385 |
0,367 |
Кировская область |
0,340 |
0,340 |
0,332 |
0,335 |
0,322 |
Нижегородская область |
0,392 |
0,393 |
0,384 |
0,387 |
0,384 |
Оренбургская область |
0,380 |
0,375 |
0,363 |
0,364 |
0,347 |
Пензенская область |
0,349 |
0,349 |
0,353 |
0,351 |
0,343 |
Самарская область |
0,380 |
0,379 |
0,370 |
0,371 |
0,365 |
Саратовская область |
0,366 |
0,366 |
0,365 |
0,367 |
0,359 |
Ульяновская область |
0,356 |
0,354 |
0,349 |
0,352 |
0,342 |
Курганская область |
0,352 |
0,352 |
0,347 |
0,348 |
0,337 |
Свердловская область |
0,403 |
0,405 |
0,394 |
0,396 |
0,395 |
Тюменская область |
0,432 |
0,431 |
0,426 |
0,428 |
0,425 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
0,399 |
0,399 |
0,385 |
0,386 |
0,381 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0,435 |
0,438 |
0,438 |
0,440 |
0,440 |
Тюменская область без авт. округов |
0,394 |
0,392 |
0,379 |
0,379 |
0,371 |
Челябинская область |
0,355 |
0,348 |
0,334 |
0,342 |
0,338 |
Сибирский федеральный округ |
|||||
Республика Алтай |
0,371 |
0,367 |
0,369 |
0,374 |
0,339 |
Республика Тыва |
0,346 |
0,345 |
0,365 |
0,367 |
0,353 |
Республика Хакасия |
0,354 |
0,340 |
0,329 |
0,332 |
0,319 |
Алтайский край |
0,378 |
0,375 |
0,364 |
0,366 |
0,353 |
Красноярский край |
0,392 |
0,390 |
0,384 |
0,386 |
0,378 |
Иркутская область |
0,367 |
0,364 |
0,359 |
0,366 |
0,351 |
Кемеровская область |
0,356 |
0,350 |
0,341 |
0,351 |
0,341 |
Новосибирская область |
0,378 |
0,377 |
0,372 |
0,383 |
0,368 |
Омская область |
0,384 |
0,381 |
0,370 |
0,373 |
0,366 |
Томская область |
0,363 |
0,361 |
0,350 |
0,354 |
0,340 |
Республика Бурятия |
0,378 |
0,370 |
0,356 |
0,359 |
0,354 |
Республика Саха (Якутия) |
0,406 |
0,406 |
0,397 |
0,401 |
0,403 |
Забайкальский край |
0,369 |
0,364 |
0,350 |
0,357 |
0,344 |
Камчатский край |
0,372 |
0,373 |
0,373 |
0,380 |
0,362 |
Приморский край |
0,386 |
0,385 |
0,369 |
0,373 |
0,360 |
Хабаровский край |
0,385 |
0,382 |
0,364 |
0,364 |
0,351 |
Амурская область |
0,399 |
0,398 |
0,391 |
0,392 |
0,384 |
Магаданская область |
0,388 |
0,388 |
0,390 |
0,399 |
0,396 |
Сахалинская область |
0,418 |
0,419 |
0,402 |
0,400 |
0,393 |
Еврейская автономная область |
0,349 |
0,340 |
0,327 |
0,329 |
0,307 |
Чукотский автономный округ |
0,405 |
0,408 |
0,407 |
0,410 |
0,409 |
Коэффициент Джини) по РФ и субъектам Российской Федерации
Из таблицы мы видим, что коэффициент Джини по РФ снижается. Наибольшая дифференциация доходов 2022 год наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе. Стоит обратить внимание на следующие субъекты РФ: Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республике Саха (Якутия). В них зафиксирован отрицательный рост коэффициента Джини с 2020 года.
Подводя итоги, можно отметить что в последнее время мы наблюдаем снижение неравенства населения по доходах по России в целом и рост общего благосостояния страны.
Снижение неравенства населения по доходам может иметь ряд положительных последствий для общества: увеличение социальной стабильности, стимулирование экономического роста, повышение уровня и качества жизни.
Реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. При решении задач защиты доходов населения следует уделить внимание поддержке его беднейших слоев.
Использованные источники:
Мун В.Г. Международная теория дохода. Учеб. пособие, 2007. 159 с.
Федеральная служба государственной статистики. ВВП годы (с 1995 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VVP_god_S_1995.xlsx.
Федеральная служба государственной статистики. Индекс потребительских цен [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ipc_s_1992.xlsx.
Гарант-сервис. Справка о величине прожиточного минимума [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/3921257/?ysclid=lrcr2mcaov876033439.
Федеральная служба государственной статистики. Среднедушевые доходы [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Urov_11kv-nm.xlsx.
Федеральная служба государственной статистики. Коэффициент Джини [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab1-2-5.xlsx.