Экономико-статистический анализ неравенства населения России по доходам - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Экономико-статистический анализ неравенства населения России по доходам

Липанова И.А. 1, Лебедев А.Ф. 2
1ИФ РЭУ им. Г. В. Плеханова
2Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономико-статистический анализ неравенства населения по доходам является важной темой в современной экономической науке. Неравенство доходов означает различия в заработке и распределении доходов между разными слоями населения. Эта проблема является глобальной и затрагивает множество стран, включая развитые и развивающиеся.

Целью экономико-статистического анализа неравенства населения по доходам является выявление причин неравенства и предложение рекомендаций по его снижению. Для достижения этой цели исследователи используют различные методы и подходы, включая статистический анализ данных, моделирование и эконометрические методы.

Результаты анализа неравенства по доходам могут быть использованы для разработки и реализации социальных и экономических политик, направленных на сокращение различий в доходах между разными слоями населения. Они также могут служить основой для принятия решений о распределении ресурсов и развитии программ поддержки бедных и уязвимых групп населения.

Для проведения экономико-статистического анализа неравенства населения России по доходам необходимо рассмотреть понятие «денежные доходы», а также ознакомиться с динамикой доходов населения и сделать вывод о текущей ситуации в стране на основе кривой Лоренца и коэффициента Джини, благодаря чему можно будет судить о необходимости вмешательства в социально-экономическую политику России.

Начнём с определения данного понятия. Денежные доходы — это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных за определенный период. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины дохода.

В величине дохода различается их «номинальное» и «реальное» выражение. Номинальный доход — это сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя. Номинальный доход может быть фиксированным, он может уменьшаться и расти. Сама по себе величина номинального дохода не может служить показателем благосостояния. Ее необходимо соотнести с существующими ценами на товары. Получится показатель, представляющий собой количество товаров, которые можно приобрести за номинальные доходы. Этот показатель называется реальным доходом.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем, но в разной степени.

Переходя к теории неравенства распределения доходов, целесообразно выделить основные факторы возникновения неравенства: различия в способностях людей, предрасположенность людей к риску (предпринимательский риск); уровень образования работников (доходы высокообразованных специалистов значительно больше других работников), природно-климатические условия и особенности региональной экономики и политики.

Общим выражением доходов населения на макроуровне служит показатель так называемого совокупного дохода (валовой внутренний продукт), выступающего в качестве эквивалента совокупности необходимых жизненных средств, которые получают члены домохозяйства для удовлетворения своих потребностей независимо от источников получения.[1]

Структура совокупных доходов населения

Давайте обратимся к данным Росстата и изучим динамику роста совокупного дохода. Если провести линию тренда, то мы можем увидеть ежегодный рост ВВП. В 2022 году по сравнению с 2011 ВВП вырос на 158,4%, что представляет из себя хороший результат. [2] Снижение ВВП в 2022 году на 1,7% обусловлено введением в связи с пандемией коронавируса карантинных ограничений и падением мирового спроса на энергоресурсы.

Изменение ВВП (в текущих ценах, млрд.руб.) в России с 2011 по 2022 г.

Реальные доходы населения зависят от инфляции. Инфляция показывает скорость обесценивания денег и снижение реальных доходов населения, а индекс потребительских цен служит наглядным индикатором размера инфляции.

Ознакомившись с изменением индекса потребительских цен на товары и услуги в России с 2017-го по 2020 гг., можно сделать вывод о том, что цены на товары и услуги за последние 6 лет сильно выросли.[3] Резкий рост цен в 2020 года связан с принятием ЕС нескольких пакетов санкций против РФ, направленных на подрыв структуры рыночной экономики страны.

Индекс потребительских цен на товары и услуги
(на конец периода, в % к декабрю предыдущего года) за 2017-2022гг.

Сам процесс регулирования неравенства доходов населения заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и индексирования личных доходов населения, включая социальные выплаты, с учетом текущего уровня инфляции. Если доходы населения ниже прожиточного минимума, то такую часть населения называют малоимущим. Доля национального дохода при этом переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов населения.

Давайте взглянем на динамику величины МРОТ и прожиточного минимума, от которых зависит размер социальных выплат. МРОТ и прожиточный минимум увеличились в 2022 году по сравнению с 2017 на 95,9% и на 42,2% соответственно. При этом численность населения, находящегося ниже границы бедности, уменьшилась на 1,5%, что свидетельствует об уменьшении разрыва между бедным населением и населением среднего класса.[4]

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Минимальный размер оплаты труда (руб.)

7800

11280

11280

12130

12 792

15279

Прожиточный минимум (руб.)

9786

10213

10609

11329

11653

13919

Величина минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума с 2017 по 2022 годы

Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности/величины прожиточного минимума с 2014 по 2022 годы

Социальные выплаты учитываются при расчете среднедушевых доходов. Этот показатель не отражает действительного дифференцирования доходов населения, но имеет большее значение в современной статистике. Так в 2022 году по сравнению с 2019 годом среднедушевые доходы увеличились на 26,6%.[5]

Среднедушевые доходы населения РФ за 2019-2022 годы

Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. Кривая отражает кумулятивные (накопленные) доли дохода населения. При ее сопоставлении с кривой полного равенств можно определить степень отклонения до­ходов исследуемых групп от состояния равенства. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от черной линии, тем больше неравенство в распределении доходов.

Кривая Лоренца

Коэффициент Джини — это статистический показатель, который также отражает неравенство населения по доходам. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чём выше значение показателя, тем более неравномерно распре­делены доходы в обществе. Для упрощения коэффициент Джини рассчитывается геометрическим методом по формуле:

На данной таблице представлен коэффициент Джини за последние 5 лет по России и регионам.[6]

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) по РФ и субъектам Российской Федерации

 

2018

2019

2020

2021

2022

Российская Федерация

0,414

0,412

0,406

0,409

0,396

Белгородская область

0,393

0,388

0,377

0,377

0,368

Брянская область

0,378

0,375

0,365

0,375

0,360

Владимирская область

0,344

0,340

0,332

0,338

0,325

Воронежская область

0,398

0,395

0,393

0,396

0,385

Ивановская область

0,358

0,361

0,352

0,354

0,334

Калужская область

0,359

0,363

0,359

0,362

0,328

Костромская область

0,338

0,338

0,329

0,333

0,320

Курская область

0,370

0,367

0,362

0,368

0,355

Липецкая область

0,391

0,391

0,379

0,381

0,367

Московская область

0,394

0,394

0,378

0,385

0,372

Орловская область

0,365

0,364

0,356

0,364

0,357

Рязанская область

0,366

0,366

0,358

0,362

0,349

Смоленская область

0,382

0,380

0,381

0,383

0,365

Тамбовская область

0,376

0,369

0,355

0,357

0,352

Тверская область

0,338

0,342

0,335

0,341

0,329

Тульская область

0,353

0,347

0,342

0,347

0,343

Ярославская область

0,358

0,357

0,350

0,355

0,350

Город Москва

0,417

0,418

0,413

0,424

0,412

Республика Карелия

0,341

0,341

0,342

0,343

0,322

Республика Коми

0,383

0,379

0,374

0,375

0,353

Архангельская область

0,382

0,380

0,366

0,370

0,355

Ненецкий автономный округ

0,426

0,435

0,424

0,424

0,419

Архангельская область без авт. округа

0,366

0,364

0,353

0,356

0,339

Вологодская область

0,354

0,356

0,357

0,359

0,338

Калининградская область

0,358

0,358

0,353

0,353

0,323

Ленинградская область

0,366

0,358

0,355

0,358

0,345

Мурманская область

0,356

0,342

0,337

0,342

0,323

Новгородская область

0,349

0,343

0,334

0,344

0,340

Псковская область

0,351

0,352

0,352

0,356

0,344

Город Санкт-Петербург

0,405

0,406

0,402

0,409

0,402

Республика Адыгея

0,403

0,405

0,404

0,412

0,404

Республика Калмыкия

0,340

0,337

0,337

0,337

0,312

Республика Крым

0,348

0,336

0,333

0,346

0,322

Краснодарский край

0,405

0,403

0,401

0,413

0,408

Астраханская область

0,365

0,359

0,352

0,353

0,335

Волгоградская область

0,351

0,347

0,343

0,352

0,342

Ростовская область

0,401

0,400

0,391

0,396

0,386

Город Севастополь

0,364

0,360

0,349

0,351

0,330

Республика Дагестан

0,393

0,394

0,383

0,383

0,370

Республика Ингушетия

0,342

0,334

0,328

0,329

0,311

Кабардино-Балкарская Республика

0,358

0,338

0,340

0,347

0,355

Карачаево-Черкесская Республика

0,348

0,344

0,332

0,333

0,318

Республика Северная Осетия-Алания

0,367

0,365

0,349

0,351

0,345

Чеченская Республика

0,378

0,374

0,368

0,371

0,372

Ставропольский край

0,378

0,373

0,352

0,353

0,335

Республика Башкортостан

0,411

0,408

0,394

0,396

0,375

Республика Марий Эл

0,371

0,364

0,355

0,357

0,335

Республика Мордовия

0,351

0,346

0,349

0,358

0,346

Республика Татарстан

0,398

0,397

0,385

0,391

0,379

Удмуртская Республика

0,357

0,352

0,338

0,341

0,325

Чувашская Республика

0,339

0,340

0,340

0,347

0,336

Пермский край

0,401

0,399

0,383

0,385

0,367

Кировская область

0,340

0,340

0,332

0,335

0,322

Нижегородская область

0,392

0,393

0,384

0,387

0,384

Оренбургская область

0,380

0,375

0,363

0,364

0,347

Пензенская область

0,349

0,349

0,353

0,351

0,343

Самарская область

0,380

0,379

0,370

0,371

0,365

Саратовская область

0,366

0,366

0,365

0,367

0,359

Ульяновская область

0,356

0,354

0,349

0,352

0,342

Курганская область

0,352

0,352

0,347

0,348

0,337

Свердловская область

0,403

0,405

0,394

0,396

0,395

Тюменская область

0,432

0,431

0,426

0,428

0,425

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

0,399

0,399

0,385

0,386

0,381

Ямало-Ненецкий автономный округ

0,435

0,438

0,438

0,440

0,440

Тюменская область без авт. округов

0,394

0,392

0,379

0,379

0,371

Челябинская область

0,355

0,348

0,334

0,342

0,338

Сибирский федеральный округ

         

Республика Алтай

0,371

0,367

0,369

0,374

0,339

Республика Тыва

0,346

0,345

0,365

0,367

0,353

Республика Хакасия

0,354

0,340

0,329

0,332

0,319

Алтайский край

0,378

0,375

0,364

0,366

0,353

Красноярский край

0,392

0,390

0,384

0,386

0,378

Иркутская область

0,367

0,364

0,359

0,366

0,351

Кемеровская область

0,356

0,350

0,341

0,351

0,341

Новосибирская область

0,378

0,377

0,372

0,383

0,368

Омская область

0,384

0,381

0,370

0,373

0,366

Томская область

0,363

0,361

0,350

0,354

0,340

Республика Бурятия

0,378

0,370

0,356

0,359

0,354

Республика Саха (Якутия)

0,406

0,406

0,397

0,401

0,403

Забайкальский край

0,369

0,364

0,350

0,357

0,344

Камчатский край

0,372

0,373

0,373

0,380

0,362

Приморский край

0,386

0,385

0,369

0,373

0,360

Хабаровский край

0,385

0,382

0,364

0,364

0,351

Амурская область

0,399

0,398

0,391

0,392

0,384

Магаданская область

0,388

0,388

0,390

0,399

0,396

Сахалинская область

0,418

0,419

0,402

0,400

0,393

Еврейская автономная область

0,349

0,340

0,327

0,329

0,307

Чукотский автономный округ

0,405

0,408

0,407

0,410

0,409

Коэффициент Джини) по РФ и субъектам Российской Федерации

Из таблицы мы видим, что коэффициент Джини по РФ снижается. Наибольшая дифференциация доходов 2022 год наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе. Стоит обратить внимание на следующие субъекты РФ: Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республике Саха (Якутия). В них зафиксирован отрицательный рост коэффициента Джини с 2020 года.

Подводя итоги, можно отметить что в последнее время мы наблюдаем снижение неравенства населения по доходах по России в целом и рост общего благосостояния страны.

Снижение неравенства населения по доходам может иметь ряд положительных последствий для общества: увеличение социальной стабильности, стимулирование экономического роста, повышение уровня и качества жизни.

Реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. При решении задач защиты доходов населения следует уделить внимание поддержке его беднейших слоев.

Использованные источники:

  1. Мун В.Г. Международная теория дохода. Учеб. пособие, 2007. 159 с.

  2. Федеральная служба государственной статистики. ВВП годы (с 1995 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VVP_god_S_1995.xlsx.

  3. Федеральная служба государственной статистики. Индекс потребительских цен [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ipc_s_1992.xlsx.

  4. Гарант-сервис. Справка о величине прожиточного минимума [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/3921257/?ysclid=lrcr2mcaov876033439.

  5. Федеральная служба государственной статистики. Среднедушевые доходы [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Urov_11kv-nm.xlsx.

  6. Федеральная служба государственной статистики. Коэффициент Джини [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab1-2-5.xlsx.

 

Просмотров работы: 109