Анализ используемых средств контроля знаний обучающихся на уроках информатики в современной школе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Анализ используемых средств контроля знаний обучающихся на уроках информатики в современной школе

Медведева К.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном образовательном процессе одной из ключевых задач является повышение качества знаний обучающихся. Одним из важных инструментов для достижения этой цели являются средства контроля знаний. Исследованием вопроса совершенствования процесса организации контроля знаний, в том числе с использования цифровых электронных ресурсов занимаются многие педагоги. Так, в своей статье Клепиков В.Б. отмечает, что «…повышение качества образования в современном мире напрямую связано с эффективным внедрением в учебно-воспитательный процесс цифровых и электронных образовательных технологий, технологий дифференциации и индивидуализации обучения, сочетающих возможности и разнообразие современных методов контроля и оценки результатов обучения» [2].

Левкова А.А. отмечает, что: ««Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.» [4]

Контроль знаний является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку он позволяет определить уровень усвоения обучающимися учебного материала, выявить пробелы в знаниях и своевременно их устранить. Кроме того, контроль знаний стимулирует обучающихся к систематической работе, повышает их ответственность и мотивацию. Сегодня на уроках информатики используются различные средства контроля знаний, такие как тесты, практические задания, проекты, презентации и др.

Как же обстоит дело в современной провинциальной школе? Какие средства контроля используют учителя на уроках информатики? Обходятся ли привычными письменными самостоятельными и контрольными работами, используют готовые электронные тесты или создают средства проверки и контроля самостоятельно? В данной статье мы проведем анализ различных средств контроля знаний обучающихся, применяемых на уроках информатики в современной школе (на примере школ Южи и Южского района).

В рамках научно-исследовательской работы нами был составлен и проведен опрос с использованием сервиса GoogleФормы. Учителя имели возможность ответить на вопросы анкеты в удобное для них время в течение определенного периода. Всего в опросе приняли участие 21 учитель информатики. (Ссылка на опрос: https://forms.gle/L5vVoQaQLhsJhbUd8 )

Целью опроса являлось изучение и анализ используемых в современной школе средств контроля знаний на уроках информатики, а также определение наиболее эффективных и оптимальных методов для обеспечения качественного образования.

Основная часть, принявших участие в опросе – это учителя в возрасте до 25 лет (76,2%) и имеющие стаж работы менее 1 года (57,1%).

Опрос показал, что наиболее популярные формы контроля знаний это – тестирование на бумаге (57,1%), интерактивные тесты (71,4%) и письменные проверочные работы (66,7%). Так мы можем сделать вывод о том, что в основном в школе используются традиционные формы контроля знаний.

Мы выяснили, используют ли учителя информатики электронные ресурсы для контроля знаний на своих уроках. Оказалось, что 81% (17 человек) респондентов используют электронные ресурсы.

Для тех, кто ответил на данный вопрос «нет», а в нашем случае это 4 человека, был подготовлен дополнительный вопрос. Суть его заключалась в определении причины, по которой электронные ресурсы не используются данными респондентами. Предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответов. Результаты получились следующие:

- варианты «У меня слишком мало времени, для того чтобы создавать задания в сторонних сервисах», «Я не вижу смысла в применении электронных сервисов и ресурсов контроля знаний», «Я использую только УМК, и не собираюсь использовать сторонние сервисы» выбрали по двое опрошенных (33,3%);

- варианты «Я не умею пользоваться сервисами для создания викторин, тестов и тд.», «Нам не хватает оборудования или программного обеспечения» стали самыми популярными. Их выбрали сразу трое опрошенных (50 %).

- вариант «Я испытываю сложности в оценке результатов» выбрал 1 опрошенный (16,7%).

Благодаря данному вопросу мы определили основные причины, по которым учителя не используют электронные ресурсы на своих уроках. Теперь мы понимаем с решением каких проблем мы будем работать в дальнейшем.

Опрос показал, что учителя редко используют нетрадиционные формы контроля знаний, такие как урок-конференция (14,3%), урок-конкурс (33,3%) и смотр знаний (33,3%).

Вместе с тем, педагоги отмечают или прогнозируют повышенный интерес и положительную реакцию учеников на использование необычных форматов проверки знаний. Так, 47,6% отмечают крайне положительную реакцию учеников, 23,8% опрошенных отмечают положительную реакцию, 23,8% опрошенных отмечают нейтральную реакцию и 4,8% опрошенных отмечают резко негативную реакцию учеников. Примечательно, что ни один опрошенный не выбрал вариант «Негативная».

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос «Какова реакция ваших учеников на нетрадиционные формы контроля знаний? Если Вы еще не организовывали такие уроки, то какова ожидаемая реакция учеников?»

Интересны результаты ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы трудности при оценке знаний учеников при использовании электронных ресурсов и интерактивных методов контроля знаний обучающихся?  Если Вы ещё не организовывали такие уроки, то как вы думаете, возникнут ли сложности?». Ведь в этом случае учителю нужно полагаться на результаты, которые выдаст компьютер. Оказалось, что 57,1% респондентов крайне редко испытывают трудности в оценке результатов опрошенных, 23,8% респондентов никогда не испытывали трудностей с оценкой результатов, 14,3% опрошенных очень часто испытывают трудности и 4,8% опрошенных постоянно испытывают проблемы с оценкой результатов знаний учеников при использовании электронных ресурсов и интерактивных методов контроля знаний обучающихся. Т.е. учителя в целом готовы признать результаты, которые получают ученики при прохождении интерактивных заданий и тестов как объективную оценку знаний.

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос «Испытываете ли Вы трудности при оценке знаний учеников при использовании электронных ресурсов и интерактивных методов контроля знаний обучающихся? Если Вы ещё не организовывали такие уроки, то как вы думаете, возникнут ли сложности?»

Также благодаря результатам опроса были выявлены самые популярные сервисы для организации урока контроля знаний. Самым популярным сервисом оказался Quizizz, его выбрали 15 опрошенных или 71,4%. Самыми не популярными оказались сервисы Core, Liveworksheets их выбрали по 3 опрошенных (14,3%).

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «С помощью каких сервисов Вы организовывали или хотели бы организовать урок контроля знаний?»

Также для того, чтобы получить наиболее полную картину, мы составили опрос и для учеников. Всего в опросе приняли участие 18 учеников 9 класса. (Ссылка на опрос: https://forms.gle/CfxQMmAi1qyt7Qrr6 ). Ученикам предлагалось ответить на 4 вопроса.

Самыми популярными у учителей способами проверки знаний ученики назвали тесты на бумаге (88,9%) и опрос у доски (88,9%), Письменные проверочные работы очевидно используются чуть реже (55,6%), в то время как интерактивные тесты – крайне редко (11,1%). Викторины, квест-комнаты и проектную деятельность, судя по результатам опроса учителя и вовсе не применяют.

Контрольные работы на информатике по оценке учеников учителя чаще проводят на бумаге (88,9%), в то время как у 11,1% опрошенных контроль знаний обучающихся осуществляется в электронном формате.

Благодаря третьему вопросу нам хотелось определить какой тип урока из приведенных ниже ученики считают наиболее интересными для себя и в каких уроках они поучаствовали бы сами. Так мы видим, что самым интересным для учеников кажется «Урок-игра», «Урок-конкурс» и «Урок-проект» на одном уровне, немного уступает «Урок-конференция», а смотр знаний является самым не интересным, по мнению учеников. Своих вариантов ими предложено не было.

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос «Какие из приведенных типов уроков Вам кажутся наиболее интересными?»

Последний вопрос затрагивает тему актуальности применения проверки знаний обучающихся в нетрадиционном формате. Ровно 50% опрошенных однозначно за, т.к. считают это очень интересным направлением, в котором они могут проявить себя. 33,3% опрошенных отвечают «скорее всего да, т.к. мне кажется, что это разнообразит наши уроки», 11,1% опрошенных затрудняются ответить, а 5,6% скорее бы не хотели, т.к. плохо знакомы с другими формами контроля знаний.

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос «Хотели бы вы, чтобы проверка ваших знаний проводилась в необычном формате (в виде игры, квеста и т.п.)?»

Для учеников интересно и актуально применение нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся. Ни один ученик из опрошенных не высказал резко негативного отношения к нетрадиционным формам контроля. В целом 88,3% учащихся положительно относятся к таким формам контроля знаний. Самым интересным для себя ученики считают «Урок-игру».

Ученики современной школы считают, что нетрадиционные формы контроля знаний должны активно использоваться на уроках информатики. Это позволяет разнообразить учебный процесс, развивать критическое мышление и креативность. Однако, учителя по-прежнему предпочитают использовать традиционные методы оценки знаний, такие как тесты и контрольные работы.

Несмотря на пожелания учеников, многие учителя продолжают использовать только тесты и традиционные формы контроля, так как они более удобны и требуют меньше времени на подготовку. Как отмечал Кравчук В.В. «Проверка знаний может быть разнообразной, но учителя чаще всего используют письменный или устный опросы. Данные традиционные формы имеют свои недостатки: в устном опросе это малое количество опрошенных обучающихся, а в письменном опросе это высокие временные затраты на проверку работ. Кроме того, обе формы опроса имеют большие затраты по времени проведения.» [3]. Это может привести к тому, что ученики теряют интерес к предмету и не стремятся развиваться.

Панкратова Л.П. пишет: «Учитывая, что информатика - сравнительно молодой предмет в школе, контроль осуществляется чаще всего фрагментарно, без учета требований к уровню подготовки учащихся. Бессистемность и нерегулярность проводимых контролирующих мероприятий часто сводит на нет все усилия по обучению. Отсутствие четко выработанных критериев оценки, показателей уровней обученности приводит к субъективизму в оценивании результатов. И, наконец, эти критерии и способы должны быть известны учащимся до проведения контрольной работы, а не вовремя или после нее.» [1].

Таким образом, исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: на данный момент разработано большое количество разнообразных форм проверки и контроля знаний обучающихся, в том числе с использованием цифровых сервисов и электронных ресурсов. Учителя знают об их существовании, но в своей практике применяют их крайне редко. Ученики же считают, что разнообразные формы контроля помогают им проявить себя и нуждаются в их использовании. Следовательно, следующим шагом в нашем исследовании может быть экспериментальная проверка влияния использования различных, в том числе нетрадиционных форм контроля знаний на уроках информатики на качество обучения и популяризация данных форм среди учителей информатики.

Список использованной литературы:

1. Панкратова Л. П., Челак Е. Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. [Текст] / Панкратова Л. П., Челак Е. Н. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004 — 448 c. — URL: https://avidreaders.ru/read-book/kontrol-znaniy-po-informatike-testy-kontrolnye.html (дата обращения: 14.10.2023)

2. Клепиков, В. Б., Пономарева, Е. И. Методы организации мониторинга образовательной деятельности учащихся в условиях реализации возможностей цифрового обучения [Текст] / В. Б. Клепиков, Е. И. Пономарева // Нижегородское образование. — 2019. — № №2. — С. 52-58. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-organizatsii-monitoringa-obrazovatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-realizatsii-vozmozhnostey-tsifrovogo (дата обращения: 15.10.2023).

3. Кравчук, В. В. Интерактивные интернет ресурсы для оценки знаний на уроках информатики / В. В. Кравчук // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах, Красноярск, 08–12 апреля 2019 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Том 3. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2019. – С. 864-866. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43828283_78470590.pdf (дата обращения: 20.10.2023)

4. Левкова, А. А., Смирнова, Ж. В. Нетрадиционные формы учебных занятий по дисциплине информатика с использованием новых технологий [Текст] / А. А. Левкова, Ж. В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № №1 (43). — С. 209-216. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-uchebnyh-zanyatiy-po-distsipline-informatika-s-ispolzovaniem-novyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 07.10.2023)

5. Штепа, Ю. П. Развитие познавательного интереса школьников на уроках информатики с использованием интерактивных заданий / Ю. П. Штепа, Н. С. Стекольщиков // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2020. – № 1(38). – С. 124-131. – DOI 10.24411/2227-1384-2020-10016. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43991188_12923409.pdf (дата обращения: 02.11.2023)

Просмотров работы: 24