О некоторых аспектах проектирования экскурсионной программы с элементами анимации для школьников - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

О некоторых аспектах проектирования экскурсионной программы с элементами анимации для школьников

Негматов Фердавс Ноилджонович 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сфера туризма, особенно в образовательном направлении, в последние годы подвергается значительным изменениям, вызванным инновациями в технологиях и сдвигами в интересах общества. Статья посвящена изучению проблемы интеграции анимационных элементов в экскурсионные программы. Основной темой исследования является город Хабаровск – место, изобилующее историческими и культурными богатствами, но часто остающееся в тени в основных туристических рассказах.

Актуальность нашего исследования заключается в динамичном взаимодействии образования и развлечений – взаимодействия, которое становится все более ключевым в создании захватывающих и обогащающих впечатлений для молодой аудитории. Это слияние, часто называемое «edutainment», воплощает в себе стремление гармонично сочетать поучительное с увлекательным, тем самым усиливая педагогическое воздействие с помощью интерактивных и иммерсивных методов. В условиях Хабаровска этот подход приобретает дополнительную значимость, предлагая уникальную возможность раскрыть неиспользованный потенциал города как центра образовательного туризма.

Проблематика данного исследования вращается вокруг проблем и перспектив разработки экскурсионной программы, в которой образовательный контент органично сочетается с анимационными элементами, специально разработанными для детей школьного возраста. Это подразумевает тщательный учет различных факторов: когнитивных и развивающих особенностей младшей аудитории, логистических и организационных аспектов реализации подобных программ, а также необходимости обеспечить, чтобы эти образовательные путешествия были не только познавательными, но и увлекательными и запоминающимися.

Методологическая основа статьи базируется на теоретических и эмпирических источниках, охватывающей спектр дисциплин, начиная от культурологии и педагогической теории и заканчивая анимационными технологиями и менеджментом туризма. Включение научных работ И.И. Шульги [14], Г.В. Ганьшиной и Е.Д. Шляпиной [4], а также И.С. Агеевой [1] расширяет рамки исследования, охватывая социальные и реабилитационные аспекты анимации в туризме. Работы О.А. Егоренко [9] и К.К. Аксеновой дают неоценимое представление о специфике планирования экскурсий и применения анимационных технологий в сфере туризма и гостеприимства, предлагая практический взгляд на реализацию подобных программ. Исследование также опирается на более широкие теоретические взгляды на социальные технологии, управление досугом и вовлечение посетителей, изложенные Т.В. Азаровой [2], С.И. Байликом [3], М.И. Гараниным [5] и Н.И. Гараниным [6]. Эти точки зрения дают макроскопическое представление о роли анимации и досуговых услуг в более широком контексте туризма и культурного вовлечения.

Исследование подкреплено целым рядом международных источников, включая работы Грега Ричардса, Джона Сварбрука, Эрика Коэна, Джона Урри, Роя Баллантайна, Яна Пэкера, Сюзанны Маклеод, Грэма Блэка, Джанетт Гриффин, Мартина Абрахама, Джона Х. Фалька, Мартина Сторксдика и других. Эти работы предлагают глобальный взгляд на культурный туризм, обучение посетителей, дизайн музеев и науку рассказывания историй в образовательных контекстах, тем самым обеспечивая всестороннюю и многогранную методологическую базу для исследования.

С практической точки зрения работа имеет существенное значение, поскольку оно несет в себе инновационное туристическое предложение в сфере школьных экскурсий.. Особенно актуально это в контексте Хабаровска, где богатый гобелен исторического и культурного наследия предлагает благодатную почву для применения подобных инновационных образовательных подходов.

В современной сфере организации экскурсионных программ сформировались инновационные тенденции, значительно изменившие традиционный подход. Включение анимации в эти программы было названо ключевым элементом в повышении образовательной и вовлекающей ценности, особенно для молодых людей. Как отмечает Е.С. Косарская, анимационные сервисы перешагнули традиционные границы, интегрировав мультимедийные инструменты для создания захватывающего опыта [10]. Данное понятие подкрепляет Г.В. Драч, который подчеркивает значимость культурных элементов в экскурсионных программах, предполагая, что интеграция культурных знаний через анимационные рассказы может глубоко обогатить туристический опыт [8].

Роль мультимедийных технологий, по мнению Е.А. Докторовой, играет важную роль в разработке таких анимационных экскурсий [7]. Использование мультимедиа не только дополняет сенсорный опыт, но и способствует более глубокому когнитивному взаимодействию с предметом. В дополнение к этому И.И. Пядушкина подчеркивает необходимость анимации в социально-культурном сервисе и туризме, выделяя ее потенциал для превращения образовательных экскурсий в более динамичный и интерактивный опыт [12].

Концепцию социокультурной анимации как средства расширения туристического опыта, особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья, исследуют Г.В. Ганьшина и Е.Д. Шляпина [4]. По их мнению, анимация может сыграть решающую роль в том, чтобы сделать образовательные туры более инклюзивными и доступными. Аналогично, работа И.С. Агеевой демонстрирует широкие возможности, которые анимационные программы открывают в туризме, указывая на сдвиг в сторону более интерактивных и вовлекающих методов при планировании экскурсий [1].

Разнообразные научные взгляды формируют комплексное понимание современных подходов к организации экскурсионных программ. В совокупности они подчеркивают необходимость интеграции анимационных и мультимедийных технологий для создания более увлекательного, инклюзивного и образовательного опыта, тем самым предвещая новую эру в сфере экскурсионных программ. Появление технологических инноваций вызвало смену парадигмы в разработке экскурсионных программ, породив среду, в которой интеграция передовых инструментов и методик не просто выгодна, а настоятельно необходима. Суть этой трансформации заключается в использовании мультимедийных и интерактивных технологий, которые переосмыслили педагогические и эмпирические аспекты образовательных туров.

В авангарде этого подхода – применение технологий дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR). Эти инструменты способны преодолевать традиционные границы опыта, позволяя участникам погрузиться в гиперреалистичные симуляции исторических событий или отдаленных местностей. Использование AR и VR в экскурсионных программах не только усиливает сенсорный опыт, но и способствует когнитивной вовлеченности и запоминанию информации.

Еще один важнейший аспект – внедрение мобильных технологий и приложений. Разработанные на заказ приложения для образовательных экскурсий могут предоставлять интерактивные карты, исторические мелочи и дополненные туры, способствуя более самостоятельному и персонализированному исследованию. Самостоятельность в обучении хорошо согласуется с современными образовательными теориями, которые делают акцент на подходе, ориентированном на ученика.

Технологический прогресс оказал глубокое влияние на развитие экскурсионных программ. Они превратили их из пассивного образовательного опыта в интерактивные, иммерсивные и очень персонализированные путешествия обучения и открытий. Это развитие не только отвечает потребностям поколения, подкованного в цифровых технологиях, но и соответствует более широким целям современных образовательных программ.

Роль анимации в современном туризме. Роль анимации в современном туризме превратилась в жизненно важный компонент, значительно повышающий привлекательность и эффективность туристических программ. Анимация в туризме, как подчеркивает И.И. Шульга, выходит за рамки простого развлечения, превращаясь в социально-профессиональное явление, соединяющее культурный и образовательный опыт [14]. Подтверждают это и Т.В. Азарова и Л.К. Абрамов, которые подчеркивают роль социальных технологий в оживлении туристических пространств, создавая тем самым интерактивный и иммерсивный опыт для посетителей [2].

На разнообразии анимационных мероприятий в туризме, начиная от театральных представлений и исторических реконструкций и заканчивая интерактивными мастер-классами и цифровыми симуляторами, акцентируют внимание С.И. Байлик и А.Н. Портной. Эти мероприятия не только развлекают, но и просвещают, вовлекают туристов в более глубокое изучение культурного и исторического контекста [3].

Управленческий взгляд на анимацию туров, представленный М.И. Гараниным, а также Н.И. Гараниным и И.И. Булыгиной, рассматривает стратегическое включение анимации в туристические комплексы [5; 6]. В них отстаивается целостный подход, при котором анимация органично вписывается в общий туристический опыт, повышая привлекательность и конкурентоспособность туристических предложений.

С образовательной точки зрения И.А. Петров и Е.Е. Яценко исследуют влияние анимации на культурно-досуговую деятельность населения, отмечая ее эффективность в привлечении и удержании интереса туристов, особенно в культурно богатых местах [11; 15]. С этим согласен глобальный взгляд на культурный туризм Грега Ричардса, который подчеркивает важность интеграции местных культурных элементов в туристический опыт с помощью анимации [17]. Джон Сварбрук рассматривает вопросы разработки и управления аттракционами для посетителей, подчеркивая роль анимации в создании динамичных и запоминающихся впечатлений. Аналогичным образом Эрик Коэн рассуждает о роли туристических образов в формировании восприятия, где анимация может сыграть решающую роль в смягчении стереотипов и обеспечении более тонкого понимания местных культур [16].

Сочетание точек зрения этих авторов подчеркивает многогранную роль анимации в современном туризме. От повышения вовлеченности посетителей и обучения до внесения вклада в социокультурную и образовательную ткань туризма анимация становится ключевым элементом в современном туристическом ландшафте. Она не только обогащает впечатления туристов, но и играет решающую роль в устойчивом и ответственном развитии туризма, что делает ее незаменимым инструментом в репертуаре современных туристических программ.

Особенности разработки программ для школьников. Разработка программ для школьников, особенно в сфере образовательных и развлекательных туров, требует тонкого понимания педагогических принципов и детской психологии. Тонкости создания таких программ заключаются в тонком балансе между передачей знаний и получением приятных впечатлений – балансе, который зависит от возрастных когнитивных и психологических особенностей юных учеников.

По мнению Е.С. Косарской, анимационные услуги в образовательных учреждениях должны быть направлены не только на развлечение, но и на просвещение, что требует тщательно подобранного контента, который резонирует со стадией развития целевой аудитории [10]. Для этого необходимо интегрировать элементы, соответствующие возрасту и интеллектуально стимулирующие, чтобы контент не был ни слишком упрощенным, ни чрезмерно сложным.

В своей работе Г.В. Драч делает акцент на культурных аспектах образовательных программ, выступая за то, чтобы контент был не только информативным, но и культурно обогащающим [8]. В этом случае в программу включается местный фольклор, традиции и история, что способствует более глубокой связи между ребенком и культурным контекстом экскурсии.

Включение мультимедийных технологий, о которых говорит Е.А. Докторова, играет ключевую роль в повышении уровня вовлеченности в такие программы. Интерактивные цифровые интерфейсы, опыт дополненной реальности и мультимедийные рассказы могут увлечь юную аудиторию, сделав процесс обучения более динамичным и запоминающимся [7].

О значении анимации в социально-культурном сервисе и туризме, особенно для молодежной аудитории, говорит И.И. Пядушкина [12]. Анимация в этом контексте служит средством преодоления разрыва между образованием и развлечением, предоставляя платформу для экспериментального обучения, где дети могут активно участвовать и взаимодействовать с контентом.

Важность учета психологических и возрастных особенностей детей при разработке программ дополнительного образования подчеркивает И.И. Шульга [14]. Программы должны быть разработаны с пониманием этапов когнитивного, эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому занятия должны быть адаптированы под разные возрастные группы: младшим детям требуется больше сенсорных и практических занятий, в то время как дети постарше лучше воспринимают задачи на решение проблем и рассказывание историй.

Разработка экскурсионных программ для школьников требует целостного подхода, который объединяет образовательный контент с развлекательными элементами, адаптированными к конкретным потребностям развития целевой возрастной группы. Для создания программ, которые будут не только познавательными, но и увлекательными и инклюзивными, необходим междисциплинарный подход, опирающийся на педагогику, психологию, культурологию и технологии. Подобные программы не только повышают эффективность обучения, но и способствуют формированию у юных учеников интереса к культуре, истории и искусству на всю жизнь.

Хабаровск как объект туристического интереса. Город Хабаровск, маяк культурно-исторического значения на Дальнем Востоке России, представляет собой образцовый объект туристического интереса, особенно в контексте образовательного туризма для детей школьного возраста. Богатый спектр исторических достопримечательностей и культурного наследия города представляет собой уникальный фон для разработки программ школьного туризма, которые могут быть как познавательными, так и увлекательными для юных умов [13].

Историческое значение Хабаровска коренится в его положении ключевого административного, экономического и культурного центра. История города, характеризующаяся его становлением как военного поста и последующим превращением в оживленный городской центр, представляет собой благодатную почву для образовательных исследований. Изучение истории Хабаровска можно включить в школьные программы по туризму, предлагая учащимся заглянуть в прошлое и прояснить, как исторические события сформировали современный город [13].

Культурные достопримечательности Хабаровска, включая его музеи, театры и художественные галереи, отражают стремление города сохранять и воспевать свое культурное наследие. Например, Хабаровский краевой музей предлагает обширные коллекции, которые дают представление о естественной истории, этнографии и археологии региона. Данные учреждения служат бесценным ресурсом для образовательных туров, позволяя школьникам погрузиться в богатый гобелен местной истории и культуры. Архитектурный ландшафт города с его сочетанием исторических и современных сооружений свидетельствует о его динамичном развитии. Такие достопримечательности, как Спасо-Преображенский собор и Амурский утес – естественная точка обзора, с которой открывается панорамный вид на реку Амур, – не только визуально ошеломляют, но и несут в себе историческую и культурную значимость. Экскурсии по этим местам можно включить в экскурсионные программы, чтобы студенты лучше понимали архитектурные стили, городское развитие и взаимодействие между природой и человеческим жильем [13].

Потенциал Хабаровска как центра школьного туризма также заключается в разнообразных культурных мероприятиях и фестивалях. Эти мероприятия предоставляют платформу для погружения, где школьники могут приобщиться к местным традициям, ремеслам и исполнительскому искусству. Участие в таких культурных мероприятиях может обогатить образовательное путешествие, позволяя ученикам ощутить яркие краски местной культуры из первых рук [13].

Природное окружение Хабаровска, включая близость к реке Амур и окружающие леса и дикую природу, предлагает дополнительные аспекты для образовательных туров. Можно разработать программы, ориентированные на экологическое образование и активный отдых, которые будут способствовать воспитанию у школьников бережного отношения к природе и сохранению окружающей среды. Изучение биоразнообразия региона, его экосистем и усилий по сохранению природы может стать неотъемлемой частью программ школьного туризма, обеспечивая целостный образовательный опыт, сочетающий культурное, историческое и экологическое обучение [13].

Богатое историческое наследие Хабаровска в сочетании с его культурной насыщенностью и природной красотой открывает огромное количество возможностей для развития школьного туризма. Образовательные программы, разработанные с учетом особенностей города, могут обеспечить школьникам комплексное обучение, охватывающее историю, культуру, искусство, архитектуру и экологию. В результате такие программы не только способствуют образовательному развитию юных учеников, но и воспитывают более глубокое понимание культурного и природного наследия региона.

Таким образом, Хабаровск – идеальное направление для образовательного туризма, предлагающее уникальную смесь впечатлений, способных просветить и вдохновить молодое поколение.

Технология разработки и реализации экскурсионной программы – это сложный процесс, требующий тщательного планирования и стратегического исполнения. Процесс начинается с формулировки четких задач и целей экскурсии, которые служат фундаментом для всей программы. Цели экскурсионной программы могут варьироваться от образовательного обогащения, культурного погружения до экологического просвещения, в зависимости от целевой аудитории и тематической направленности.

Например, при разработке экскурсионной программы для школьников в Хабаровске основной целью может быть углубление понимания учащимися богатого культурно-исторического наследия города. Вторичные цели могут включать в себя воспитание чувства бережного отношения к окружающей среде через изучение природных ландшафтов и развитие навыков межличностного общения через групповые занятия.

После этапа постановки целей первостепенное значение имеет разработка концептуальной модели и структуры экскурсии. Для этого необходимо разработать тематическую схему, которая свяжет различные элементы программы в единое повествование. Концептуальная модель действует как план, определяя выбор мест, мероприятий и материалов, которые будут включены в программу.

Если взять в качестве примера экскурсию по Хабаровску, то концептуальная модель может вращаться вокруг темы «Знакомство с историческими и природными чудесами Хабаровска». Эта тема может быть разделена на различные модули или разделы, каждый из которых будет посвящен различным аспектам, таким как основание города, ключевые исторические события, архитектурные достопримечательности, природные ландшафты, а также местные обычаи и традиции.

Каждый модуль экскурсионной программы должен быть составлен так, чтобы быть одновременно информативным и увлекательным. В исторический сегмент можно включить посещение таких достопримечательностей, как Хабаровский краевой музей и Спасо-Преображенский собор, где интерактивные экскурсии и мультимедийные презентации позволят глубже понять исторический контекст этих мест. Изучение природных ландшафтов может включать в себя прогулки вдоль реки Амур с обсуждением местной флоры и фауны, а также усилий по сохранению окружающей среды в регионе [13].

Помимо посещения достопримечательностей, для повышения образовательной ценности экскурсии очень важно включить в нее практические занятия и мастер-классы. Например, мастер-класс по традиционному русскому народному искусству в Хабаровске может обеспечить погружение, позволяющее студентам не только узнать о местных культурных традициях, но и поучаствовать в них.

Подытоживая, следует отметить, что разработка структурированного маршрута –важный аспект планирования экскурсий. Он включает в себя составление маршрута, экскурсионной программы, содержащей график мероприятий и посещений в логической последовательности, которая максимизирует учебный опыт, но при этом учитывает такие практические аспекты, как время в пути, перерывы на еду и отдых. Маршрут должен быть достаточно гибким, чтобы учесть непредвиденные изменения или корректировки, основанные на обстоятельствах реального времени.

Разработка и реализация экскурсионной программы требуют комплексного подхода, объединяющего образовательные цели, хорошо продуманную концептуальную модель и структурированный, но гибкий маршрут. Сосредоточившись на тематическом повествовании, включив разнообразные увлекательные мероприятия и обеспечив логическое течение событий, экскурсионная программа может достичь своих образовательных целей, обеспечив запоминающийся и обогащающий опыт для участников.

Библиографический список

  1. Агеева И.С. Возможности использования анимационных программ в туризме // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 123-125.

  2. Азарова Т.В. Социальные технологии / Т.В. Азарова, Л.К. Абрамов. – Кировоград: РСКМ, 2004. – Ч. 1. – 104 с.

  3. Байлик С.И. Организация анимационных услуг в туризме: [Учеб. пособие.] / С.И. Байлик, А.Н. Портной. – Х.: ХНАГХ, 2008. – 197 с.

  4. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11(6). С. 33-37.

  5. Гаранин М.И. Менеджмент туранимация в туркомплексах / М.И. Гаранин // Актуальные проблемы туризма «99 – М., 1999. – С. 50-58.

  6. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2004. – 127 с.

  7. Докторова Е.А. Мультимедиа технологии. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 139 с.

  8. Драч Г.В. Культурология. 3-е изд. М.: Альфа-М, 2012. 432 с.

  9. Егоренко О.А. Технология проведения экскурсии с элементами анимации // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 411-414.

  10. Косарская Е.С. Анимационный сервис: учебное пособие. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2017. 80 с.

  11. Петрова И.А. Досуг в зарубежных странах: [учебник] / И.А. Петров. – М.: Кондор, 2005. – 408 с.

  12. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие. Иркутск: ИГУ, 2011. 192 с.

  13. Хабаровск: достопримечательности города [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://citysee.ru/russia/dfo/habarovskij-kraj/habarovsk-dostoprimechatelnosti-goroda.html

  14. Шульга И.И. Педагогическая анимация – социально-профессиональный феномен современности // Идеи и идеалы. 2011. № 4. С. 109-114.

  15. Яценко Е.Е. Проблема привлечения населения к культурно-досуговой деятельности: Анимация как социокультурный феномен французсккого общества / Е.Е. Яценко // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. – М. Культура, 2003. – С. 39-41.

  16. Cohen Erik. The Study of Touristic Images of Native People: Mitigating the Stereotype of a Stereotype. in Tourism Recreation Research. 2004. 15 p.

  17. Richards Greg. Cultural Tourism: Global and Local Perspectives. 2007. 320 p.

Просмотров работы: 48