СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОО И СЕМЬИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основная цель педагогов дошкольного учреждения - помочь семье в воспитании детей, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая полную реализацию ее воспитательных функций. Для этого необходимо развивать уважение к детству и родительству, взаимодействовать с родителями для изучения их семейной среды, поддерживать общую культуру семьи и психолого-педагогическую компетентность родителей, а также помогать им в воспитании детей путем предоставления необходимых знаний и практической поддержки.

Работа с родителями должна включать не только традиционные формы, но и нетрадиционные. Нетрадиционные формы работы направлены на установление неформальных контактов с родителями, вовлечение их в жизнь дошкольного учреждения и улучшение их взаимоотношений с педагогами. Они основаны на диалоге, открытости, искренности и отсутствии оценки партнера.

Взаимодействие между дошкольным учреждением и родителями является неотъемлемой частью развития ребенка. Традиционные формы взаимодействия, такие как родительские собрания или индивидуальные консультации, играют важную роль в обмене информацией и установлении контакта между педагогами и родителями. Однако нетрадиционные формы взаимодействия также имеют принципиальное значение и способствуют более глубокому и эмоциональному взаимодействию между родителями и дошкольным учреждением.

Нетрадиционные формы взаимодействия позволяют родителям проводить больше времени с ребенком в дошкольном учреждении и участвовать в его образовательном процессе. Например, это могут быть совместные праздники, творческие мастерские, спортивные и игровые мероприятия, волонтерская деятельность и другие формы активного участия. Подобные мероприятия позволяют родителям увидеть, как работает их ребенок в группе, научиться новым навыкам и вместе с ним развиваться. Такой опыт способствует более глубокому пониманию потребностей и возможностей ребенка и построению доверительных отношений между родителями и педагогами.

Кроме того, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями помогают создать благоприятную атмосферу в дошкольном учреждении. Родители, которые активно участвуют в жизни учреждения, чувствуют себя более включенными и важными в процессе обучения и воспитания своего ребенка. Это создает условия для более продуктивного сотрудничества между родителями и педагогами, а также способствует решению любых проблем и конфликтов в конструктивном и доверительном диалоге.

Таким образом, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении имеют большую важность, поскольку они способствуют более глубокому и эмоциональному взаимодействию, укрепляют доверие между родителями и педагогами, и создают благоприятную среду для обучения и развития детей.

В дошкольном учреждении можно использовать различные нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут укрепить партнерские отношения и сотрудничество между педагогами, родителями и детьми. Некоторые из таких форм работы могут включать следующие:

1. Родительское участие в различных мероприятиях: приглашение родителей принять активное участие в организации и проведении разнообразных мероприятий, таких как творческие мастерские, спортивные соревнования, тематические вечера и т. д. Родители могут быть вовлечены в процесс подготовки и проведения мероприятий, а также участвовать вместе с детьми.

2. Совместная работа над проектами: создание кружков или групп, где родители и дети могут совместно заниматься интересными проектами, такими как создание книжек, рисование коллективных картин, разработка тематических выставок и т. д. При этом родители могут делиться своими умениями, знаниями и опытом, например, как профессионалы в определенной области.

3. Проведение семейных дней: организация специальных дней или вечеров, когда родители приходят в дошкольное учреждение с детьми и проводят с ними время, участвуя в различных развлекательных и образовательных мероприятиях. Например, можно провести совместный пикник, спортивные соревнования, концерт или мастер-классы.

4. Родительские клубы и группы поддержки: создание специальных клубов или групп, где родители могут обмениваться опытом, задавать вопросы и получать поддержку от других родителей и педагогов. Такие встречи могут проводиться регулярно, где можно обсуждать темы, связанные с воспитанием и развитием детей.

5. Определение родителей в роли ресурсных лиц: активное использование ресурсов, навыков и знаний родителей в рамках обучения и воспитания детей. Например, родители могут проводить мастер-классы по рисованию, играть на музыкальных инструментах, рассказывать о своей профессии и др.

Важно, чтобы родители чувствовали себя участниками образовательного процесса и имели возможность активно влиять на воспитание и развитие своих детей. Разнообразие нетрадиционных форм работы с родителями помогает укрепить партнерские отношения и создать благоприятную атмосферу сотрудничества между всеми участниками дошкольного образования.

К нетрадиционным формам работы с родителями воспитанников относятся:
- Презентация ДОУ;
- Мини-собрания;
- Семейные клубы;
- Вечер вопросов и ответов;
- Заочная консультация;
- Школа молодых родителей;
- Устный журнал;
- Выпуск газеты;
- Конкурсы для родителей;
- Походы, экскурсии, пикники;
- Дискуссионные клубы;
- Педагогическая гостиная;
- Мастер-классы;
- Копилки идей;
- Родительская конференция;
- Попечительский совет;
- Деловая игра;
- Круглый стол;
- Семинар-практикум;
- Родительский университет;
- Проведение игровых тренингов;
- Чаепитие, совместные праздники, досуги;
- Концерты;
- Работа театральной труппы «дети-родители»;
- Неформальные беседы;
- Творческие мастерские;
- Родительская почта;
- Телефон доверия;
- Тематические выставки;
- Школа для родителей;
- Кружки и секции для родителей;
- Турниры знатоков;
- КВНы, викторины;
- Семейные конкурсы;
- Просмотры фильмов;
- Оформление групп;
- Соревнования;
- Благоустройство ДОУ и территории и др.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

нетрадиционные формы организации общения педагога и родителей

наименование

цель использования

формы проведения общения

информативно-

аналитические

выявление интересов, потребностей , запросов родителей , уровня их педагогической грамотности.

проведение социологический срезов опросов ,

«Почтовый ящик».

познавательные

ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста . Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

семинары-практикумы, педагогический брифинг,

проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

досуговые

установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

совместные досуги, праздники , участие родителей и детей в выставках.

Наглядно-

информационные:

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Формы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении играют важную роль в ознакомлении их с условиями и методами воспитания детей. Они позволяют более объективно оценить деятельность педагогов и пересмотреть методы воспитания в семье. Принципы целенаправленности и систематичности являются основными в использовании таких форм работы. Они помогают родителям понять задачи и содержание воспитания и способствуют преодолению неполных представлений о детском саде.

Познавательные формы взаимодействия между педагогами и родителями остаются основными. Они способствуют повышению психолого-педагогической культуры родителей и изменению их взглядов на воспитание детей. Такие формы позволяют родителям ознакомиться с особенностями развития детей и рациональными методами воспитания. Родители могут увидеть ребенка в другой обстановке, наблюдать за его общением с другими детьми и взрослыми.

В группе общения родителей и педагогов все еще лидируют традиционные формы, такие как родительское собрание, педагогический совет, конференции и консультации. Они играют важную роль в организации сотрудничества семьи и помогают решать вопросы воспитания.

Досуговые формы общения используются для установления неформальных и доверительных отношений между педагогами и родителями. Они также способствуют укреплению связи между родителями и детьми. Однако важно помнить, что содержание этих мероприятий должно быть педагогическим, а не только целью установления неформальных отношений.

Информационно-аналитические формы организации общения с родителями направлены на сбор и обработку информации о каждом ребенке и его семье. Они позволяют применять индивидуальный подход и повышать эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми.Все эти формы взаимодействия с родителями играют важную роль в успешной воспитательной работе в дошкольных учреждениях.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей. Эффективность проделанной работы по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

Список литературы

1. Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О.Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для учебных заведений. М.: Сфера.2014 г.

3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001.

4. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьёй Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 10 - 18.

5. Приказ от 17 октября 2013 года №1155 Министерства образования и науки российской Федерации «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Прокопенко Г. «Нетрадиционные формы проведения общего родительского собрания»/ Справочник старшего воспитателя №8. 2011г.

7. Родительские собрания в детском саду: Подготовительная группа Авт. - состав. С. В. Чиркова. - М.: Вако, 2011 - 336с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Просмотров работы: 17