Этические нормы в деятельности специалиста по социальной работе. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Этические нормы в деятельности специалиста по социальной работе.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности. Ряд исследователей (Бакштановский В.И., Согомонов Ю.И., Карноухов Н.Н. и др.) с различных позиций (философских, социологических) рассматривают проблемы профессиональной этики, как в России, так и за рубежом.

Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.[2]
Этический и профессиональный кодекс социального работника отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Профессионально‐этический кодекс социального работника представляет собой свод норм и правил относительно деятельности социального работника и его взаимодействия с клиентом, обществом, коллегами и другими социальными службами. Полное название – «Кодекс этики социального работника и социального педагога» принят в 2003 году членами общероссийской общественной организации социального педагога и социального работника. Кодекс разработан, главным образом, на основе Международной декларации этических принципов социальной работы 1994 года. Принцип этики социального работника так же строится и на других соглашениях: Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года; Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1976 года; Конвенция о правах ребенка 1989 года.[3]

В практике социальной работы есть достаточно много средств для регулирования деятельности и поведения социального работника. Но законодательная база не может охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.

Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика». Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии.

Опираясь на вышеизложенный материалможно выделить основные этические нормы в деятельности социального работника.

 К ним относятся: любить свою профессию, быть образцом личного поведения, в работе использовать в первую очередь интересы клиента, делать все, чтобы клиент был максимально самостоятелен, уважать частную жизнь клиента и сохранять тайну информации, полученную в ходе работы, иметь доброжелательное, уважительное отношение с коллегами, в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами этики и поведения. [1]

К этическим стандартам профессионального общения социального работника относят следующее: социальный работник не участвует в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом; должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника; социальный работник должен совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт; должен предупреждать о негуманных и дискриминационных действиях, которые могут быть направлены против одного человека или групп людей; социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей; социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей; убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давления; социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен предоставить комфортные условия для своих подчиненных; социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с людьми, которые профессионально связаны с ними; информация, полученная в процессе исследовательской работы должна быть конфиденциальной.[4]

Этические обязательства социального работника перед клиентом включают в себя:

  • интересы клиента всегда должны быть на первом месте;

  • работа с клиентом должна быть доброжелательной, лояльной, упорной, профессиональной;

  • недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения своей цели;

  • не следует участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;

  • социальный работник должен информировать клиента о правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;

  • следует советоваться с коллегами, руководителями, если это необходимо для клиента;

  • работа с клиентом может быть прервана в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы как можно меньше нанести ущерба клиенту;

  • клиент имеет возможность принимать решения по поводу своих проблем;

  • социальный работник не может участвовать от имени своего клиента в действиях, вследствие которых нарушаются гражданские или юридические права клиента.[2]

Конфиденциальность социального работника это - уважение личной жизни клиента; информирование клиента о целях получения информации и ее использования; получение согласия клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.[2]

В отношениях с коллегами быть уважительным, справедливым, честным, корректным, сотрудничать для осуществления профессиональных интересов, относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег, при необходимом замещении коллеги, должен действовать с учетом его интересов, характера и репутации; социальный работник, имеющий право руководить своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.[2]

Так же у социального работника есть этическая ответственность перед профессиональной деятельностью, которая включает в себя:

- должен придерживаться и умножать ценности, этику, знания социальной работы;

- следует защищать достоинство целостность профессии;

- должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь их критически оценивать;

- должен накапливать знаний в сфере социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами;

- социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения.[2]

Приведенные этические стандарты не являются единственно верными, но они могут оказать некоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более развивающим и совершенным.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внутренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на клиента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

Список использованных источников

1. Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. / В.Н. Сидоров. – М.: СТИ МГУС, 2000. – 90 с.

2. Филиппова Г.П. Личностно‐профессиональные особенности социального работника // Работник социальной службы. – 2000. – №1. – С. 33–41.

3. Профессионально‐этический кодекс социального работника России [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://belsoc.narod.ru/socrab.html

4. Профессиональные стандарты социального работника [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57972

5. Социальная педагогика/социальная работа. «Кодекс этики социального работника и социального педагога» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru/Kodeks.html

Просмотров работы: 363