Актуальность технологии модульного обучения заключается в увеличении объема самостоятельной работы студентов по освоению нового материала, определении индивидуального темпа обучения и обязательного самообразования. Внедрение модульного обучения значительно улучшает качество обучения по рабочим профессиям, расширяет возможности индивидуального обучения.
Целью модульного обучения является способствовать развитию у студентов самостоятельности и способности работать по индивидуальным образовательным траекториям.
Эта технология возникла и приобрела большую популярность в образовании. Институты Западной Европы и США в начале 60-х годов как альтернатива традиционному образованию. Сейчас модульные технологии наиболее активно используются в практике высшего и профессионального образования. Принцип модульности предполагает построение педагогических материалов в виде блоков модулей, в которых форма обучения формируется в основные принципы обучения.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Берреса Фредерика Скиннера и получают теоретическое обоснование и развитие в трудах ученых Дж. Рассел, Б. и М. Гольдшмид, К. Курх, Г.
Толчком к внедрению модульной технологии послужила конференция ЮНЕСКО в Париже в 1974 году, которая рекомендовала открытые гибкие структуры образования и обучения, позволяющие адаптироваться к изменяющимся потребностям производства, науки и местным условиям. Этим требованиям лучше всего отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко выстраивать содержание по блокам, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать те из них, которые наиболее подходят для определенной аудитории учащихся, которые, в свою очередь, имели возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной программой в своем собственном темпе [1].
Модули делятся на три типа: когнитивные, используемые при изучении основ наук; операционные, необходимые для формирования и развития способов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента.
Модули можно использовать в любой системе организационного обучения и тем самым повысить его качество и эффективность. Эффективным является сочетание традиционной системы обучения с модульной.
Проанализировав педагогическую литературу по данной теме, можно выделить несколько точек зрения на понимание модуля и технологии его построения. Некоторые авторы стремились позволить студентам работать в свободном темпе, другие стремились помочь студентам определить сильные и слабые стороны и возможности в обучении, а третьи стремились объединить различные формы и методы обучения.
П.А Юцявичене даёт следующее определение: «модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [2].
Модульная технология основана на идеях развивающего обучения: постепенный переход от работы под руководством учителя к самостоятельной работе способствует развитию ученика. Предоставление учащимся возможности выбора учебных модулей разного содержания и уровня сложности реализует идею дифференцированного обучения.
Т.И. Шамова определила концепцию модуля как «целевой функциональный узел, который объединяет учебное содержание и способы его усвоения». По ее словам, модуль включает в себя целевой план действий (функциональность), информационный банк (содержание тренинга) и методическое руководство по достижению поставленных целей [3, 34 с.].
Подготовка модульного обучения требует выбора содержания обучения, построения модульных программ обучения (часто индивидуализированных), разработки для изучения модульной программы специальных методических пособий - элементов обучения и средств контроля (ввод и вывод). Организация модульного обучения, как правило, предполагает входной контроль преподавателя, организацию изучения учеником учебного материала модуля с текущим контролем и настройкой, выходной контроль преподавателя [4].
Теоретический анализ литературных источников позволил выделить следующие особенности модульного обучения:
Основными принципами модульного обучения являются принципы модульности, структурирования содержания обучения на отдельные элементы;
Суть в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебной и познавательной деятельности в процессе работы над модулем;
модульная технология состоит из модульной программы и модульного урока;
содержание обучения представлено в готовых самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии со сложной дидактической целью [5].
Форма общения ученика и преподавателя меняется. Педагог выступает в роли консультанта, помощника в решении поставленных задач.
Способствует развитию у ученика способности к постановке целей, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и рефлексии. Радикально меняет деятельность преподавателя, основной целью которого является разработка модульной программы. В процессе обучения он сопровождает учебную деятельность студентов: мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует.
В основе технологии модульного обучения лежат следующие принципы:
• модульность (обучение строится на основе модулей);
• структуризация содержания обучения (разделение материала на небольшие изолированные элементы);
• гибкость (адаптация содержания и способов его усвоения к индивидуальным особенностям учащихся);
• динамичность (свободное изменение содержания модуля);
• опора на способы деятельности участников учебного процесса (формирование оперативных и эффективных знаний);
• многогранность методического консультирования.
• паритетность (субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающихся);
Суть модульного обучения: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модульная программа прописывает цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это учебная программа, по которой студент должен изучать конкретную тему. Преподаватель знакомит студентов с модульной программой.
Еще одним элементом технологии модульного обучения является модульный урок. Модульные уроки объединены в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными.
Модульный урок строится по следующему алгоритму:
формулировка темы урока; определение и формулирование целей урока и результатов обучения; подбор необходимого фактического материала; определение способов обучения учащихся; разделение содержания обучения на отдельные логически завершенные элементы обучения и определение цели каждого; выбор методов и форм обучения и контроля; подготовка необходимого количества копий текста урока; составление модуля этого урока [6].
Каждый обучающий элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегративной цели урока, без усвоения содержания из которых цель не будет достигнута.
Модульный урок тем и отличается от обыденного, что ребята обучаются работать без помощи других, разговаривать и подсоблять друг дружке, расценивать работу свою и собственного друга. Особенное внимание обращается, но тот факт, чтоб каждый ученик уяснил цель урока, что и как нужно сейчас выучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный способ дает обеспечение возможность выбора воспитанниками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программке некие функции управления, которые становятся функциями самоуправления.
Модульный подход имеет много преимуществ перед традиционным как по отношению к студентам, так и по отношению к учителям, но есть и определенные трудности. В педагогической практике существует несколько подходов к трактовке модульного обучения. Какой-то из них - зачётно-модульный подход. Таковой подход собственной сущностью и логикой построения дает обеспечение условия для самостоятельной постановки цели самим обучаемым, что определяет высшую эффективность его учебной деятельности. Механизмы организации процесса образования, отраженные в модульно построенной программке исследования учебного предмета, позволяют преобразовать функции наружного управления относительно к учебной деятельности обучаемого в самоуправление.
Другой кредитно-модульный подход подразумевает собой модель организации учебного процесса, основывающаяся на согласье модульных технологий обучения и измерения учебной нагрузки воспитанника, нужных для усвоения содержательных модулей, а также предугадывает решение таких задач, к примеру, как внедрение более широкой шкалы оценки знаний, увеличение объективности познаний, стимулирование периодической самостоятельной работы учащихся на протяжении четверти, внедрение здоровой конкуренции в обучении.
И, наконец-то, 3-ий подход модульно-рейтинговый понимается, во-1-х, как форма интегрального соблюдения стандартов учебно-познавательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы учащихся; во-2-х, как способ количественной свойства познаний; в-3-х, как диагностика - инициативный соблюдение стандартов обучения.
Таким образом, традиционные методы и приемы обучения не настолько полны и эффективны, чтобы позволить студентам усвоить знания программного материала. Блочно-модульное обучение более продуктивно и продуктивно, способствует высокому уровню специальных профессиональных навыков, меняет функции преподавателя, он становится консультантом, собеседником студентов.
Модульное обучение ориентировано в первую очередь на активную учебную деятельность детей, развитию которой способствует быстрое и качественное усвоение содержания предметов и развитие учащимися всего «самого себя» - само планирования, самоанализа, самоанализа, контроль.
Модули следует вводить в учебный процесс постепенно: начиная с отдельных уроков, курсов, предметов, и с конкретных учеников с хорошо развитыми навыками самостоятельного управления учебной деятельностью в старших классах, технология модульного обучения может быть полностью внедрена в учебный процесс.
Список литературы
Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения / Советская педагогика. 2019. – № 1. – С. 55-60
Шамова Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособ. / Т. И. Шамова, Т. М. Давиденко, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 384 с.
Барная М. Оценка обучаемости ученика: терминология и методология / Мария Барна, Олег Горный // Начальная школа. - 2018. - № 12. - С. 34-39.
Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы. - М., 2019. – С.44-45.