Проблема развития читательского интереса представляется достаточно актуальной в педагогическом процессе. Педагогическая наука обосновала важность теоретической разработки этой проблемы и ее реализации в учебной практике. Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников можно назвать одной из важнейших задач для нового времени.
Именно любовь к чтению позволяет ребенку формировать осознанный взгляд на жизнь, влиять на формирование личности, формировать социальные и эстетические нормы. С помощью книги дошкольник развивает фантазию, учится вести себя в различных жизненных ситуациях. У ребенка формируется разносторонний читательский интерес, и появляется неисчерпаемый источник развития, из которого он может черпать вдохновение и опыт предыдущих поколений на протяжении всей своей жизни.
Огромную роль имеет интерес педагога к тому, что и как читать детям дети. Подобная заинтересованность взрослого стимулирует у ребенка желание познакомиться с книгой как можно лучше, задавать вопросы по содержанию, познакомить с произведением сверстников или взрослых.
Большую роль играет интерес педагога к тому, что и как дети читают детям. Такой интерес взрослого стимулирует желание ребенка как можно лучше познакомиться с книгой, задать вопросы о содержании, познакомить со своим произведением сверстников или взрослых.
Глубокий, устойчивый интерес у дошкольников наблюдается редко, чаще всего он связан с ранним развитием определенных навыков. Следует отметить, что таких детей, которых называют одаренными, немного. Интересы большинства дошкольников (познавательные) не слишком высоки. Формирование интереса у дошкольников осуществляется в форме любознательности, любознательности с включением механизмов внимания. Переход интереса с одной ступени развития на другую не приводит к исчезновению других - они остаются и продолжают взаимодействовать с вновь появившимися формами [1].
Интерес к чтению – это своего рода познавательный интерес. Для дошкольников она формируется постепенно и связана как с эмоциональным, эстетическим воздействием литературы, как искусства, так и с ее информационным потенциалом - возможностями для ребенка-читателя открывать новые миры, жизненные ситуации и размышления.
Тяга к книге чаще всего возникает у детей в раннем детстве. На протяжении всего дошкольного периода активно развивается и совершенствуется способность воспринимать литературные произведения, растет интерес и любовь к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель.
Произведения художественной литературы помогают познакомить ребенка с миром человеческих чувств, пробудить интерес к личности, к внутреннему миру героя. Они способствуют пониманию ребенком образного языка словесного искусства, с помощью которого художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Чтение художественных произведений (взрослым или самим ребенком) развивает у детей интерес к вербальному творчеству и изучению произведений искусства. Научившись сопереживать героям произведений искусства, дети начинают проявлять сочувствие к окружающим их людям. В них пробуждаются человеческие чувства - доброта, сочувствие, участие. Это основа, на которой воспитываются моральные ценности [2].
Знакомство с произведениями признанных классиков русской и зарубежной детской литературы позволяет дошкольникам развить интерес к художественной литературе и помогает воспитать мыслящего читателя, у которого есть осознанная потребность в чтении, познании мира и самого себя, а также развитая способность к творчеству.
Процесс литературного воспитания начинается в детском саду, когда ребенок, прежде всего, является слушателем. Еще в прошлом веке психологи определили виды деятельности, доступные ребенку с раннего возраста. К ним относятся: слушание, просмотр иллюстраций, размышление, переживание, сюжетно-ролевые игры с использованием чтения, иллюстрирования. Ребенок, участвующий в занятиях по чтению вместе со взрослым, привыкает к общению с книгой, что в дальнейшем перерастает в потребность в самостоятельном чтении. Задача взрослого - правильно организовать процесс общения дошкольника с книгой путем совместного чтения и обсуждения прочитанного им.
Роль художественной литературы в формировании и развитии интереса детей к чтению чрезвычайно велика. Постепенно дети учатся полноценно воспринимать художественное произведение, у них развивается интерес к чтению. Анализ образовательных программ для детских садов на тему приобщения дошкольников к миру художественной литературы позволяет выявить специфику каждой программы, а также различные подходы к организации педагогического процесса в этой области [3].
Художественные произведения имеют значительные возможности для развития и образования: они знакомят дошкольника с духовным наследием человечества, развивают его мыслительные способности, облагораживают чувства. Чем более вдумчиво и полно произведение воспринимается читателем, тем большее влияние оно оказывает на человека.
Когда ребенок до школьного возраста слушает сказку, он проявляет определенную внутреннюю активность - становится соучастником событий, которые происходят в сказке и воспринимаются им. Сказка представляется универсальным инструментом развития и обучения, выводящим дошкольника за пределы непосредственно воспринимаемого, погружающим и ориентирующим его в фантастические миры с множеством возможных моделей человеческого поведения, а также обеспечивающим насыщенную языковую среду.
Отличительной чертой дошкольника является желание подражать. Ребенка привлекают книги, которые читают его друзья, сверстники, которые он видит в руках родителей и учителей. Следовательно, литературная среда, окружающая его, должна быть соответствующим образом оформлена. Со временем педагоги должны научить ребенка самостоятельно воспринимать то, что он читает, чтобы сформировать вкус читателя. В дошкольном возрасте, несомненно, важно качество литературы, предлагаемой ребенку. Но мы не должны забывать о количественном разнообразии, потому что мир книг в настоящее время настолько велик и прекрасен, что каждый ребенок, несомненно, должен извлечь как можно больше уроков из его лучших произведений [4].
Уже в младшей группе дети знакомятся с разными жанрами. При этом педагог сам говорит, с каким жанром он будет работать. После прочтения сказки воспитатель помогает детям вспомнить интересные места и особенности персонажей. Это помогает запомнить материал и научиться воспроизводить его с разными интонациями. Необходимо следить за тем, чтобы дети произносили звуки четко и ясно, повторяли слова и фразы; следить за тем, чтобы новые слова добавлялись в активный словарь.
В старшем дошкольном возрасте формируется устойчивый интерес к книгам, потребность в слушании. Накопленный жизненный и литературный опыт помогает понять идею произведения, мотивы поведения, предсказать исход поступков. Дети начинают осознанно обращаться к авторскому слову, улавливать и воспроизводить особенности речи и образного языка.
Сказки можно выбирать в разные по объему: короткие ("Лиса и журавль") и длинные ("Лягушонок-путешественник") - каждая сказка имеет свои особенности и возможности воспитательного воздействия. Язык произведений, используемых для чтения в детском саду, должен быть эталоном для детей.
Для сюжета произведения необходимо, чтобы:
он имел воспитательное значение;
содержание было понятным и доступным дошкольникам;
в произведении необходима ярко выраженная последовательность событий;
текст должен обладать четкой композицией;
черты характера персонажей должны быть ярко выражены;
мотивация героев произведения была доступна пониманию дошкольников.
Язык произведения должен характеризоваться:
доступным для детей словами;
короткими и четкими фразами;
отсутствием сложных грамматических форм;
наличием красочных и точных определений;
использованием выразительных речевых средств.
Кроме того, любое произведение должно развивать у дошкольников положительные личностные качества: доброту, сочувствие, отзывчивость, терпимость, учить их чему-то полезному [5].
Выполнение творческих заданий после прочтения художественного произведения помогает детям лучше понять различные художественные приемы автора. Педагог должен заинтересовать детей: предлагать тексты, которые привлекают внимание, стимулируют воображение, стимулируют эмоциональный отклик.
Во время обучения в детском саду дети будут слушать и пересказывать различные сказки, рассказы и стихи. Будущий маленький читатель во всем копирует взрослых. Если он видит, что воспитатель никогда не сгибает книгу, аккуратно переворачивает страницы, а если мнет, раскрашивает, выражает недовольство, то в конечном итоге сам ребенок становится защитником книги. Постепенно дети усваивают такие слова, как: переплет, конверт, страница, а чуть позже - корешок.
Книжные уголки играют огромную роль в формировании интереса читателей. В каждой возрастной группе детского сада создается своего рода информационный центр - уголки с книгами. Это особое, специально отведенное место, где каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу по своему вкусу и спокойно перечитать. Здесь происходит личное общение ребенка с художественным произведением. Хорошо подобранные книги, красивый дизайн – всеэто помогает развить желание взять книгу в руки, посмотреть на иллюстрации и понять, о чем она.
Эффективным способом вызвать интерес читателей может быть организация экскурсий в библиотеку. Основная задача педагога в этом случае - детально продумать содержание экскурсии с учетом особенностей восприятия и педагогических задач детей. Необходимо заранее выбрать место проведения экскурсии, ознакомиться с ним, подумать о том, как разместить детей вокруг объекта наблюдения, поскольку крайне важно не только донести до дошкольников новую информацию, но и пробудить у них интерес и эстетические чувства [6].
Одной из форм занятий для детей, способствующих развитию интереса к художественной литературе, являются театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проводятся под наблюдением воспитателя. Важное место в развитии интересов читателей отводится организации отдыха и развлечений. Развлечение как одна из форм работы с дошкольниками проводится раз в две недели. Содержание беседы чрезвычайно разнообразно. Сюда входят, например, тематические литературные и музыкальные вечера. Педагог выбирает самые разные материалы: литературные, музыкальные, визуальные по теме.
Итак для формирования интересов читателей необходимо проводить тщательный отбор художественных произведений, соблюдать методические требования к работе с детьми разного возраста, применять разнообразные методы и приемы при знакомстве с художественными произведениями. Ключевой фактор дляэффективной активизации развития читательского интереса можно назвать творческое отношение к данному процессу непосредственно дошкольников, педагогов, родителей и окружающего социума.
Область "Художественное чтение" направлена на то, чтобы познакомить ребенка с миром художественной литературы и помочь ему понять образы словесного искусства, с помощью которых художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение способствует развитию у детей интереса к словесному творчеству и изучению художественных произведений [7].
Чтобы ребенок стал читателем со стабильным и компетентным интересом, учителям необходимо использовать сочетание различных методов, приемов и форм работы при реализации педагогического процесса в этой области. Наиболее важными из них являются:
выразительное чтение художественного произведения и проведение беседы по его содержанию;
иллюстративное комментирование прочитанного;
метод драматизации;
включение художественного слова в повседневную жизнь ребенка;
развитие воображения и творческих способностей при работе с книгой.
Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста имеется потребность в чтении и очень важно именно с этого возраста развивать читательский интерес. Это должен быть эффективный, продуманный образовательный процесс. Окружающая среда ребенка тоже имеет огромное значение. Чтобы у ребенка возникало желание читать книжечку, она должна быть доступна ему в любое время. Воспитатель должен обустроить уютный уголочек с обязательным наличием книжной полки, должен показать пример. И ребенок поймет, что чтение является обязательным процессом в жизни каждого человека.
Список литературы
Арапова Н.А. О российских программах дошкольного образования //Дошкольное воспитание. 2012.—№10.—С. 24—27.
Алиева Т. И. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. 2009.— № 5.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание.М.; Академия, 2012.
Гриценко З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2015.— № 8.
Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Спб.: Акцидент, 2012.
Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник материалов 2-ой межвузовской научно-практической конференции /под ред.З.А. Гриценко.М.: МГПУ, 2008.
Магомедова З.Ш., Мунгиева Н.З Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и развитии личности. Проблемы современного педагогического образования. 2016. - № 53-4. - С. 60-66