Среди современных методов и технологий обучения особое место занимает кейс-технология. В научно-методической литературе можно встретить различные формулировки данной технологии: «кейс-метод», «case study», «кейс-стади», «метод ситуационного анализа», «метод анализа конкретных учебных ситуаций» и др.
Сегодня данная технология под ее различными названиями активно внедряется в образовательный процесс средней школы и приносит свои результаты.
Цель данной статьи – представить характеристику кейс-технологии – ее краткую историю, сущность и классификацию.
Обратимся вначале к истории кейс-технологии. Ее родиной является США, где ее внедрение началось в 1920 году в Школе бизнеса Гарвардского университета. Уже в 1921 году был издан был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардском университете была переведена на кейс-метод.
В Западной Европе бизнес-кейсы стали активно использовать в 50-е годы ХХ века. В последние годы за рубежом кейс-технология обучения нашла широкое применение в бизнес-образовании, медицине, экономике, юриспруденции, математике, культурологи, политологии.
В нашей стране данная технология была известна еще в 20-е годы ХХ века в преподавании экономических дисциплин, однако она долго не применялась для обучения. Лишь в конце ХХ века к данной технологии вновь возник интерес.
В начале российские вузы использовали переводные кейсы, однако они не были эффективными, так как содержащиеся в них задания не учитывали нашу специфику организации производства, наше российское законодательство и т.д. Только в конце 2000-х годов стали появляться бизнес-кейсы, которые были основаны и смоделированы на опыте российских фирм и компаний.
В последние несколько лет все чаще говорят об использовании кейс-технологии в российских школах. Школьникам предлагается пакет заданий, требующих проведение анализа и принятие решения. Иногда даже информации дается больше, чем нужно, чтобы ученики умели отделять главное от второстепенного, нужную информацию от ненужной. Иногда проблема может не иметь однозначных решений.
Являясь интерактивной технологией обучения, кейс-технология позволяет повысить интерес школьников к предмету, помогает развить в детях такие важные для жизни качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение выслушать другого человека и представить правильно и выгодно свое мнение о конкретной проблеме.
Процесс обучения с использованием кейс–технологии позволяет осуществлять вариативность и личностный подход в обучении, а также формировать метапредметные компетенции учащихся. Использование кейс–технологии позволяет вызвать познавательный интерес к изучаемому материалу, потребность в знаниях, развивает мыслительные творческие способности, эмоционально-волевые качества, обеспечивает возможность применения методов научного исследования [1, c. 178].
Итак, сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Цели кейс–технологии заключаются в:
активизации учеников, как следствие - повышается эффективность обучения;
повышении мотивации к учебному процессу;
отработке умений работы с информацией;
умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
приобретении навыков точного и ясного изложения собственной точки зрения в письменной и устной форме, убедительно защищать и отстаивать свою точку зрения;
выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки [1, c. 180].
Главным условием использования кейс–технологии в обучении той или иной дисциплине является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися [2, c. 69].
В структуру и содержание кейса для работы на конкретном учебном предмете входят:
предъявление темы урока, проблемы, заданий, вопросов;
подробное описание спорных ситуаций;
сопутствующие факты, положения, альтернативы, варианты;
раздаточный или другой иллюстративный материал;
основная и дополнительная литература;
режим работы с кейсом;
критерии оценки работы школьников по этапам.
Классификация кейсов может производиться по различным признакам (табл.1).
Таблица 1
Классификация кейсов
№ п/п |
Критерии классификации |
Виды кейсов |
Характеристика кейса |
1 |
В зависимости от сложности кейса |
Иллюстративные учебные ситуации-кейсы |
Цель – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации |
Учебные ситуации-кейсы – нормативные с элементами задачи |
Цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме |
||
Учебные ситуации-кейсы – функциональные |
Цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов |
||
2 |
В зависимости от целей и задач обучения |
Кейсы, обучающие анализу и оценке |
Цель – научиться анализировать и оценивать конкретную ситуацию |
Кейсы, обучающие решению проблем |
Цель – найти решение конкретной проблемной ситуации |
||
Кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом |
Цель – принять верное решение проблемной ситуации |
||
3 |
По степени воздействия основных источников кейса |
Практические кейсы |
Отражают реальные жизненные ситуации |
Обучающие кейсы |
Основной задачей выступает обучение |
||
Научно-исследовательские кейсы |
Ориентированы на осуществление исследовательской деятельности |
||
4 |
В зависимости от направленности работы |
Метод инцидента |
Учащийся должен сам отыскать необходимую информацию для принятия решения по обозначенной проблеме |
Метод разбора деловой корреспонденции |
Предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение. |
||
Метод ситуационного анализа |
Предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. |
||
5 |
В зависимости от структуры кейса |
Структурированные кейсы |
В содержании имеют сжатое и точное изложение ситуации с конкретными данными. Имеется определенное количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой. |
Неструктурированные кейсы |
Представляют собой материал с большим количеством данных. Предназначены для оценки скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Существует несколько правильных вариантов ответов, и не исключается возможность нахождения нестандартного решения. |
||
Первооткрывательские кейсы |
Могут быть короткими и длинными. У педагога есть возможность увидеть, может ли учащийся мыслить нестандартно при решении такого кейса, а также может ли учащийся подхватить чужую мысль и развить ее. |
||
6 |
В зависимости от объема кейса |
Полные кейсы |
Составляют в среднем 25 страниц текста. Предполагается работа над кейсом в группе на протяжении нескольких дней. |
Сжатые кейсы |
Составляют в среднем 5 страниц текста. Предполагается работа над кейсом непосредственно на занятии с проведением общем дискуссии. |
||
Мини-кейсы |
Составляют в среднем 2 страницы текста. Предполагается работа над кейсом непосредственно на занятии, при этом задания кейса могут применяться в качестве иллюстрации. |
Как видно из таблицы, кейсы могут быть классифицированы по самым различным основаниям. В общеобразовательной школе применяются, как правило, кейсы, классифицируемые по их сложности – иллюстративные учебные ситуации, нормативные с элементами задачи и функциональные учебные ситуации.
Подводя итог, отметим, что суть кейс–технологии заключается в усвоении знаний и формировании умений в результате самостоятельной активной деятельности школьников по разрешению противоречий при решении конкретной проблемной ситуации, в результате чего и происходит творческое овладение умениями, знаниями, навыками. Кейс-технология предоставляет больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в условиях все возрастающих объемов информации. В будущей жизни учащимся пригодится умение формулировать вопросы, логически мыслить, грамотно аргументировать свой ответ, делать собственные выводы, и, что очень важно, отстаивать свое собственное мнение.
Список литературы
1. АлексанянА.В., Арустамян А.В.Профессионально-ориентированное обучение РКИ на основе метода кейс-стади // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – №5. – С. 178-182.
2. Борисова С.В. Применение кейс-технологии как средства эффективного обучения русской литературе в национальной школе // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 66-69.