Общение оказывает большое влияние на психическое и личностное развитие ребенка. Также общение оказывает влияние и на речевое развитие. Очень часто можно заметить, что детям с нарушениями в речи сложнее установить контакт со сверстниками и взрослыми, чем детям, у которых трудностей в речи нет. Такие дети тяжелее вливаются в коллектив, им труднее взаимодействовать с другими детьми.
К сожалению, нарушения в общении дошкольников встречаются часто. Причины таких нарушений довольно многообразны. Это и проблемы в семье, отклонения в развитии, частая заболеваемость, наследственность, разнообразные психологические травмы (испуг, различные потрясения, депрессия).
Все эти причины могут привести к тому, что ребенку трудно становится общаться и взаимодействовать с взрослыми и детьми. И это повлияет на его дальнейшую взрослую жизнь. Для того чтобы помочь ребенку преодолевать коммуникативные трудности, нужно, прежде всего, определить у детей причины нарушения в общении [4].
Умение общаться, налаживать контакт с другими может зависеть от темперамента. Определенный вид темперамента уже заложен в человеке при рождении, определить его можно с момента становления личности (примерно в 3 года).
Ребенок - холерик не сдержан, вспыльчив, агрессивен в общении с другими людьми. Такой ребенок общительный, ему легко установить контакты с детьми, но они могут быть недолговременными.
Ребенок - сангвиник доброжелательный, не конфликтует с другими детьми, не запоминает обиды. Он легко заводит новые знакомства, ему нравится общаться с другими детьми. У таких детей хорошо развиты лидерские качества, очень выразительная речь.
Ребенок-флегматик - терпелив, усидчив, не конфликтен, устойчив к стрессам, целеустремлен, доброжелателен, не любит новые места, тяжело привыкает к незнакомой обстановке, ему сложно установить первый контакт со сверстниками. При знакомстве с новыми людьми у флегматиков наблюдается застенчивость и стеснительность.
Ребенок - меланхолик - спокойный, тихий, миролюбивый, чувствительный, но легкоранимый, не уверенный в себе и пассивный. Очень трудно входят в коллектив, никогда не занимают лидерские позиции, замкнуты в себе.
Если причина в темпераменте ребенка, то воспитателю и родителям следует обратить особое внимание на его психологические особенности, так как к каждому виду темперамента следует иметь определенный подход.
Так у ребенка - холерика преобладает чрезмерная активность в действиях. Поэтому ее нужно направлять в мирное русло. Нельзя также допускать перевозбуждения нервной системы ребенка. Для этого необходимо чередовать подвижные игры со спокойными занятиями и действиями. Его нужно учить доводить начатое до конца. С ребенком нельзя быть грубым и вспыльчивым. Он ответит тем же. Очень важно научить ребенка - холерика сдерживать свои эмоции.
Сангвиник способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Одной из основных задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.
В отношении ребенка-сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким» нарушениям порядка (не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушает привычки, для закрепления которых требуется время и немало усилий.
Флегматикамочень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Им очень нравится рассматривать картины и слушать рассказы. Такой ребенок может позже заговорить. Но следует помнить, что это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто дети-флегматики не спешат с высказываниями.
Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Воспитателю следует учитывать это в занятиях с ребенком, никогда не пытаться «ускорять» или «подгонять» его.
В воспитании ребенка-меланхолика важнее всего соблюдать принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, даже новые знакомства, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой.
Дети со слабым типом с огромным трудом входят в коллектив, с трудом отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от игр, не разговаривают. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно. Дети отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. У ребенка со слабой нервной системой необходимо развивать стремление к активности, общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности.
Таким образом, при правильном подходе влияние отрицательных черт различных темпераментов на коммуникацию детей может быть нейтрализовано.
Причина проблемы в общении детей дошкольного возраста также может быть связана с общим недоразвитием речи. Волковская Т.Н. и Юсупова Г.Х. в книге «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи» раскрывают проблемы формирования личности ребенка с недостатками речевого развития [2].
Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношения ребенка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки.
Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.
Ряд исследовательских работ по изучению особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи выполнен под руководством Г.В. Чиркиной (1996). Эти данные существенно дополняют представления о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений.
Выявленные авторами (Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева) особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что выразилось в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизмом) [3].
Большой интерес представляет исследование особенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шолохова под руководством И.Ю. Левченко (2003).
Авторы исследования (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова) доказали, что личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольники с ОНР были разделены на три группы. Дети первой группы не демонстрировали переживания речевого дефекта, у них не отмечалось трудностей при речевом контакте.
Они активно взаимодействовали со взрослыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения. У детей второй группы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к общению, на вопросы старались отвечать односложно, избегали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демонстрировали умеренное переживание дефекта.
У детей третьей группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, были зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не использовались вербальными средствами; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции [1].
Подводя итог анализу научных исследований по проблеме изучения дошкольников с общим недоразвитием речи, Волковская Т.Н. и Юсупова Г.Х. предлагают следующие направления профилактической и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
- игры и упражнения для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя;
- игры и упражнения для развития эмоционально - личностной сферы;
- игры и упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения.
Список литературы
Василика М.А. Основы теории коммуникации: - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
Мунгиева Н.З., Магомедова З.Ш., Абдурахманова М.А. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей. Проблемы современного педагогического образования. 2022. - № 74-1. - С. 161-164.
Магомедова З.Ш.Формирование российской идентичности как механизм реализации ФГОС. Мир науки, культуры, образования. 2022. - № 3 (94). - С. 211-213.
Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с.