ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Шамсудинова А.Х. 1
1дагестанский государственный педагогический университет им. Р.Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности.

Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.

В последнее время Россия, Республика Дагестан в том числе, переживает один из сложных периодов своего развития. В Дагестане и в других регионах, где проживают люди различных национальностей, в общеобразовательных учреждениях учебно-воспитательный процесс стал осложняться распадом единого геополитического пространства.

Вспыхнувшие во многих регионах (и на Кавказе) межнациональные конфликты стали инициировать обострение национальных чувств, приводящих к возникновению и развитию этноцентрических тенденций в сознании и поведении подрастающего поколения и молодежи. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в системе современного образования в многонациональных регионах.

В это же время в крупных населённых пунктах, где сложилась на протяжении нескольких лет и развивается полиэтническая социокультурная среда, в самосознании большей части растущего поколения стало формироваться индифферентное отношение к национальным ценностям, культуре самобытной этнической общности.

В связи с этим, осуществляя перестройку системы образования, реализуя новые концепции и установки, в числе других необходимо принимать и такие меры, которые способствовали бы как адекватному проявлению этнонационального самосознания в личности, так и гармоничному развитию межкультурных связей каждого учащегося.

Среди основных принципов организации воспитания в данной программе является "принцип культуросообразности, который предполагает, что оно основывается на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям".

Современный подход в национальных образовательных концепциях, с одной стороны, обращенный одновременно в прошлое и будущее, охватывает воедино и многомерность пространственно-временной панорамы социокультурного опыта человечества, а с другой - интегрирует многосложность взаимосвязей и взаимообусловленностей различных этнокультур.

Национальное - это одна из форм проявления общечеловеческого. В национальных ценностях народов много общего, очень мало взаимоисключающего.

Значительный вклад в разработку общих проблем изучения родного языка, принципа народности национальной школы внесли педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, (принцип природосообразности), А.Дистервег, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, (принцип культуросообразности), П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, И.А. Ильин, ГТ.К Услар, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, С.И. Гессен, А.А. Тахо-Годи и др. Они указывали на необходимость развития национальной школы.

Новое разноаспектное образование имеет исторические корни и эволюцию, оно социально-психологически обусловлено, становится актуально необходимым запросом в полиэтнических странах и фактором преодоления разобщённости народов и объединения их усилий на пути к общему прогрессу человечества.

Идеи поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни.

Они затрагивались многими выдающимися умами человечества в прошлом. Её фундаментальные основы и отдельные аспекты выдвигались и разрабатывались многими учёными-педагогами: Я.А. Коменским, Дж. Локком, А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, СИ. Гессеном, П.Ф. Каптеревым, Л.С. Выготским и др.

Интерес представляет, например, программа "Пампедия" Я.А. Коменского в XVII веке. Он обосновал её как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть программы составляет формирование у детей умений жить в мире с другими людьми, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о "благодетельном синтезе", под которым он понимает "единение культур", создающее благотворное сотрудничество людей.

Идеи выдающихся философов и историков современности (Гумилёв Л.Н., Данилевский Н.Я., Тейлор Э.) свидетельствуют о ценности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Кроме этого идея отбора содержания мультикультурного образования в практическом аспекте разрабатывалась американскими учёными: Дж. Бенксом, Я. Пэем и Р. Люсиером.

Анализ работ американского специалиста в области поликультурного образования Дж. Бенкса даёт основание предположить, что важная цель такого образования состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть знаниями, сформировать готовность к осознанным решениям и к индивидуальному, социальному и гражданскому действию ради развития демократии и демократического образа жизни в полиэтнической среде.

В основе разработанной им концепции поликультурного образования лежит понимание культуры и той роли, которую этническая общность играет в обществе.

Не меньший интерес представляет концепция видного американского учёного Янга Пэя, раскрытая им в труде: "Культурные основы образования" (1990 г.). Он даёт своё определение поликультурному образованию.

По его мнению, поликультурное образование должно рассматриваться как процесс, благодаря которому каждый индивидуум может научиться жить все более обеспеченно и действовать всё более эффективно, увеличивая свой личный кругозор. Я. Пэй считает, что никто не может быть вне культуры, что учащиеся должны получать такое образование, которое обучает их осознанным действиям в более чем одной культурной системе [4,3].

Из выше изложенного можно заключить, что сущность поликультурного образования американские педагоги видят в приобщении детей к этнической и общенациональной (американской) культуре в целях воспитания у них толерантности и уважительного отношения к носителям инокультурных систем, формировании готовности и умения жить в многонациональной среде для достижения индивидуального успеха и социального прогресса.

Теоретическое осмысление сущности поликультурного образования, тенденции его развития предполагает соотнести такие фундаментальные понятия как "образование", "культура", "система", "развитие".

Реформирование образовательной системы, появление школ инновационного типа, а также регионализация образования создали предпосылки для изменения учебных планов, профильной дифференциации содержания обучения, большей свободы в выборе учебных пособий для организации учебного процесса в национальной школе.

Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего, означает разрушение связи между поколениями, что наносит непоправимый урон формированию и развитию личности.

В настоящее время система образования испытывает кризис. И это, прежде всего, кризис первой ступени образования - начальной школы. Одним из важнейших звеньев реформирования является процесс гуманизации, предполагающий пересмотр всех компонентов педагогического процесса с позиций их значимости для развития личности ребёнка, раскрытия его способностей. Современная образовательная ситуация характеризуется наличием различных систем, выбор которых зависит от учителя начальных классов.

Реформирование авторитарной школы предполагает не только изменение базисного учебного плана, но и появление новых видов педагогической деятельности, способных активизировать и учесть, организовать и направлять совокупность отношений, формирующих личность ученика.

В содержании поликультурного образования следует выделять и поликультурное воспитание, что связывает социально-педагогический аспект проблемы с ее народно-педагогическими сторонами (К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков, А.А. Реан и др.).

Главная задача в национальном воспитании при гуманизации образования заключается в организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы обучение через предметы гуманистического цикла стало составляющей частью воспитания личности, формирования как национального самосознания, так и вхождения в полиэтническое пространство. Поликультурность человека закладывается не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Основным фактором воспитания у детей этнической толерантности справедливо является семья, образовательные учреждения, социум [3].

Семья является наиболее важным социальным институтом и играет решающую роль в первичной социализации ребёнка. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов, и в то же время оно ориентированно на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознания принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем [1,2].

В условиях, когда имеет место проявление вражды между людьми различных национальностей, неофашистских настроений между различными этническими группами, особую актуальность приобретает разработка вопросов поликультурного воспитания и использование позитивного мирового опыта, накопленного в этой области.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1991. -863с.

2. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. - 1992.- №5-6. С. 3-14.

3. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. — Махачкала, 2000. 111с.

4. Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в трудах современных американских учёных // Проблемы поликультурного образования: Междунар. сб. науч. тр.- Махачкала: ИПУДГУ, 2001.- С. 122-127.

5. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч.: Т.2.- М., 1987.-С. 5557.

Просмотров работы: 6