Понятие «ценность» возникло в рамках социологии и философии, и, лишь впоследствии было привлечено в психологию в качестве компонента, составляющего структуру личности.
Изучением проблемы ценностей занимались философы (Дж. Дьюи, Платон, И.Кант, Сократ и др.), социологи (Д. Рисмен, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс), и психологи (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, А. Маслоу, М.С. Яницкий, В. Франкл, Далгатов М.М. и др.)
Ценность – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость объекта. [7].
Хью Лейси пишет, что слово «ценность» имеет следующие значения:
1. Основное благо, к которому последовательно стремятся в течение всей жизни, конечный мотив всех действий;
2. Качество (или его атрибут), придающее жизни достоинство, смысл, доброту, защищенность (жизни, которая есть или к которой стремится);
3. Основной критерий выбора – то, что является благом среди возможных направлений деятельности;
4. Основной стандарт поведения, на который равняются все;
5. «Объект ценности» отношения, с которым обусловлено как качество жизни, так и характер личности. Объекты ценности могут включать произведения искусства, научные теории, технологические изобретения, культовые предметы, различные культуры, традиции, институты, людей и саму природу. [8].
Ценности представляют собой более высокий уровень человеческих потребностей. Личные, индивидуальные потребности, соотносясь с общественной значимостью и осваиваясь личностью, становятся ценностями и регулируют поведение человека. [9].
Образовательный процесс — это взаимодействие людей с целью передачи социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Это передача и освоение социально культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению. [1]
Как же ценности человека, сформировавшиеся ещё в раннем детстве, влияют на этот образовательный процесс?
Для начала разберёмся, что же собой представляют так называемые ложные ценности.
Если мы сейчас откроем практически любое печатное издание художественной литературы, какой-либо журнал или газету, включим телевизор или пойдем в кино, то мы увидим, что все то, что раньше считалось подлым, постыдным и неприемлемым в обществе – сейчас процветает и даже пропагандируется за нормальный образ жизни. [2]
Фильмы, которые мы смотрим, песни, которые мы слушаем, книги, которые мы читаем, откладываются в нашем подсознании и ждут своего часа, чтобы воплотиться в нашей реальности.
Поэтому очень важно следить за тем, что дети читают, смотрят и слушают. Чтобы в дальнейшем они не проецировали в свою жизнь то, что когда-то мнимо восприняли за истину.
Даже слушая грустные песни о любви, в дальнейшем, люди будут ждать той же драмы в своих отношениях, и тем самым приближать подобный исход.
Как сказал Ричард Бах: "Окружающий мир, это зеркало наших мыслей. " [3]
Так оно и есть.
Основные ценности современности - это деньги, юмор, мода, развлечения, успешный брак. [2]
И часто мы слышим такую фразу: современное поколение совсем испортилось! И возникает следующий вопрос. Кто же его таким воспитал?
С раннего детства мы впитываем как губка всё то, что мы видим и слышим, и первыми нашими педагогами являются наши родители. Семья - одно из главных звеньев в воспитании детей. Личный пример родителей является наиболее убедительным средством в деле воспитания ребенка. Малыши естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители.
Поэтому, если вы хотите видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. [4]
Если вы хотите воспитать в ребёнке честность, а сами лжете при первой же возможности, то не стоит ждать, что ваши слова, которые не соответствуют вашей действительности, как-то повлияют на ребёнка.
Если вы как-то задели или унизили в присутствии ребёнка пожилую женщину, то не ждите что воспитаете добродушного порядочного человека, вы для ребёнка прототип, которому нужно подражать.
Часто родители жалуются, что их дети совсем не читают книги. И если спросить у родителя, а как же часто читает книги он сам, он придет в долгое раздумье.
Жалуются, что их дети зависимы от гаджетов, не хотят общаться со сверстниками, и забывают, что сами приучили ребёнка к смартфонам и интернету.
Люди так зависимы от чужого мнения, что загоняют в эти же рамки своих детей, дети перестают мечтать, мыслить масштабно.
В результате ребёнок поступает в учебную организацию, где не может проявить себя, скован, не успевает в учёбе, или же плохо обращается со сверстниками, грубит взрослым.
Но конечно, больше времени ребёнок проводит в обществе, на просторах интернета, и уследить за своим ребёнком порой бывает очень сложно, но очень важно активно участвовать в его жизни и быть ему достойным примером. Идеальных людей не существует, но очень важно обращать внимание на свои ошибки, признавать их, и менять свои действия во благо ребёнка.
После поступления в учебную организацию, достойным примером для ребёнка должен стать и педагог. Для того чтобы завоевать уважение и внимание ребёнка.
В случае наличия сложностей в адаптации, помочь ему адаптироваться.
Видя в классе таких детей, необходимо определить иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывать им помощь. Часто играть в ролевые игры где ребёнок сможет раскрыть себя. Давать ответственные поручения, чтоб ребёнок понимал, что на него рассчитывают, понимал, что он так же важен как все остальные дети. Тогда нам, пусть и немного, но удастся повлиять на ценности ребёнка и поменять его мышление. [5]
Наиболее главной ложной ценностью являются деньги.
И никому не секрет, что в образовательном процессе она играет не менее важную роль. Часто нам твердят о благодетельности те, кто берёт взятки, ставят в приоритет не добиться успехов в успеваемости учеников, а получить из сложившегося хаоса выгоду. И, следовательно, выпускаются те, кто не имеет даже малейшего представления о своей будущей профессии, и в будущем к ним будут обращаться люди, которые искренне верят им и нуждаются в помощи.
И каким профессионалом вырастет ребёнок, подросток, молодой человек, у которого в качестве примера выступает такой педагог?
Как сказал Уинстон Черчиль: Учителя обладают властью, о которой премьер министры могут только мечтать [6]. Поэтому очень важно не просто преподавать, а делать это с душой. Не жалейте не времени, не сил. Школьники особенно нуждаются в достойном примере. И как сказал Бисмарк: "Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы"
Выбрали мы эту тему для того чтобы донести до вас маленькую истину: Прежде чем брать на себя ответственность воспитывать других, воспитайте самих себя.
И в заключение хочу сказать, дорогие мамы, папы, педагоги, не один метод обучения не будет таким же эффективным, как собственный пример.
Но если человек не такой идеальный и хороший, то что ему нужно делать? Как развить в себе положительные личностные качества, чтобы стать достойным примером?
Мы считаем, что наилучший способ совершенствования личностных качеств - это саморазвитие!
Необходимо больше читать. Как сказал Джордж Мартин: Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. Еще будут уместны слова Гавриила Михайловича: когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. [12].
Человек должен научиться признавать свои ошибки. Как сказал Белинский: Суть заключается не в том, чтобы никогда не делать ошибок, а в том, чтобы уметь сознавать их и становится лучше [10].
Нужно брать пример с людей, что духовно рангом выше нас, достойно принимать критику в свой адрес. Как сказал русский писатель Константин Семёнович: Критика — это яд для слабых и лекарство для сильных. [11]
Давайте самосовершенствоваться и становиться лучше вместе.
Нельзя изменить отражение, не изменив лица…
Поэтому, правило первое, начни с себя…
Список литературы
1. Профессиональное образование. Словарь. http://niv.ru/doc/dictionary/ professional-education/fc/slovar-206-1.htm#zag-1206
2. Ложные ценности - проблема современности. https://school-science.ru/8/8/42385
3. Высказывания Ричарда Баха. https://socratify.net/quotes/richard-devis-bakh/35994
4. Ярославцева Е.Ю. «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам. https://www.omsk.kp.ru/daily/26703/3728226/
5. Методические рекомендации для учителя начальной школы по адаптации первоклассников. https://rosuchebnik.ru/material/soveti-uchitelyu-pervoklassnikov/
6. Викицитатник. https://ru.m.wikiquote.org/wiki/
7. Магомедова З.Ш., Мунгиева Н.З Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и развитии личности. Проблемы современного педагогического образования. 2016. - № 53-4. - С. 60-66..
8. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование нравственных ценностей подростков. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. - № 16. - С. 69-72.
9. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
10. Цитаты про ошибки. https://www.wisdoms.one/tsitati _pro_oshibki.html
11. Высказывания великих и успешных людей о критике. https://constructorus.ru/aforizmy/aforizmy-kritika.html
12. Интересные высказывания о пользе чтения. http://spr.fld.mrsu.ru/2020/08/interesnye-vyskazyvaniya-o-polze-chteniya-dlya-perevodchikov/