ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Магомедов Ш.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет им. Р.Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком является растущая потребность дошкольника в обучении, рассказывании историй и воздействии на себя и другого человека. Язык присутствует во всех видах деятельности, в том числе в познавательной. Изменение задач дошкольника, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечен ребенок, приводит, во-первых, к интенсивному развитию всех аспектов языка (лексики, звуковой культуры, грамматической структуры) и, во-вторых, к расширению круга жизненных связей и отношений, в которые вовлекается ребенок. его формы (контекстуальные и объяснительные) и функции (обобщающие, коммуникативные, планирующие, регулирующие).

Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже может рассказывать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что воспринималось или говорилось ранее. Начинается активное использование определений. Происходит изменение структуры языка (подчинение предложений природе описываемых явлений), это связано с появлением аргументации, логического мышления. При этом в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: рассказывая историю, ребенок часто использует указательные местоимения "это", "там"; в звуковом оформлении высказывания также присутствует большое количество ошибок. С одной стороны, у детей в возрасте пяти лет наблюдается особая чувствительность к явлениям языка, осознание навыков произношения, а с другой - несовершенство произношения многих звуков.

Развитие всех аспектов языка невозможно без овладения его звуковой культурой, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает ориентированность дошкольника в сложных взаимосвязях грамматических форм, обеспечивает развитие морфологической системы языка.

В процессе развития звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главное, чтобы ребенок различал данный звук и звук, который он произносит сам. В старшем дошкольном возрасте процесс развития фонемы продолжается. Ребенок правильно слышит звуки и разговаривает. Он больше не будет распознавать неправильно произнесенные слова. Он развивает тонкие и тонкие звуковые образы слов и отдельных звуков.

Именно на пятом году жизни ребенок совершенствует элементы звуковой стороны слова, необходимые для формирования произношения: темп, дикцию, силу голоса и интонационную выразительность [1].

Словарный запас и формы его употребления обогащаются. Если ребенок, рассматривая и рассматривая картины, начинает обращать внимание на явления природы, на их красоту, то уже в возрасте 5 лет он начинает овладевать соответствующей лексикой и приемами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размере предметов, почти треть определений, которые они дают, являются подробными, т.е. с перечислением двух или трех знаков, с элементами сравнения, объяснения.

По словам О.С. Ушаковой, к пятому году жизни ребенка, как правило, усваивается словарный запас и способы употребления. Появляются первые попытки понять значение слов с помощью сравнения созвучий слов, что приводит их к ошибочным подходам (горы-город, трава-яд, деревья-деревня). Т.е. смысловая интерпретация следует за звуком. Звуковой комплекс, так сказать, лишен смысла и действует на ребенка с материальной точки зрения. Подобно тому, как овладение предметной деятельностью невозможно без овладения действиями с объектами, так и овладение речью невозможно без действий со словом.

Звуковая сторона слова также привлекает ребенка. По меретого как мы ориентируемся на значение слова, возрастает и интерес к его звучанию, независимо от содержания. Появляется игра слов. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметного отношения. Таким образом, он невольно выполняет важную задачу по овладению языком [2].

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основной линией развития связной речи является переход ребенка от исключительного доминирования ситуационной речи к контекстуальной речи. Возникновение контекстуальной речи определяется задачами и характером ее общения с окружающими. Изменения в образе жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более подробной речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности.

В старшем дошкольном возрасте завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Увеличивается доля простых общих предложений, составных и составных предложений. У детей развивается критическое отношение к грамматическим ошибкам, способность контролировать свою речь. Наиболее характерной особенностью речи старших дошкольников является активное развитие или построение различных типов текста (описание, повествование, рассуждение). Овладевая связной речью, дети начинают активно использовать различные типы словосочетаний в предложении, между предложениями и между частями высказывания, наблюдая за их структурой (начало, середина, окончание) [3].

В то же время можно заметить такие особенности в речи детей старшего дошкольного возраста. Некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выражения, регулируют скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Дети также допускают ошибки в образовании различных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа существительных, который сопоставляет их с прилагательными, различные способы словообразования). И, конечно же, это затрудняет правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и соединению предложений друг с другом при составлении связного высказывания.

В дошкольном возрасте дети могут активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полно и достаточно точно, дополнять и исправлять ответы других, делать соответствующие замечания, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Улучшается и монологическая речь: дети овладевают различными типами связных высказываний (описание, повествование, рассуждения) на основе изобразительного материала и без посторонней помощи. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество составных и составных предложений. В то же время у значительной части детей эти способности нестабильны. Детям трудно подбирать факты для своих рассказов, выстраивать их логически, структурировать высказывания, в их лингвистическом оформлении [4].

Целенаправленное развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста:

Наиболее важным в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию у детей устной связной речи. Особое внимание уделяется передаче связных утверждений, которые в основном используются для овладения вашими знаниями в процессе подготовки к школе и на начальном этапе обучения в школе (подробные ответы, пересказ текста, создание рассказа в наглядной поддержке, утверждения по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и методов обучения (в том числе игровых), которые способствуют активизации у ребенка различных речевых проявлений.

Работа по формированию связной речи также ориентирована на общие дидактические принципы (систематическое и последовательное обучение с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности [5].

Развитие речевых функций у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте связи между мышлением и речью становятся более сложными. Интеллектуальная функция языка развивается, когда он функционирует как инструмент мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности и закрепляет его в сознании ребенка. Ребенок не просто излагает воспринимаемый или воспроизводимый прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы и обнаруживает скрытые связи и закономерности в предмете.

Включение языка в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех когнитивных процессов. Язык восстанавливает сенсорное восприятие, изменяет соотношение мышления и действий, укрепляет оценки и суждения и ведет к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Развитие понимания речи в этом возрасте связано с выполнением заданий для взрослых, знакомством с литературными произведениями.

Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он подчеркивает не только содержание, но и основную идею произведения. При пересказе ребенок использует средства выражения, характерные для литературного произведения.

Понимание инструкций взрослого проявляется в двух основных моментах: в их отложенном выполнении и в следовании инструкциям не только по цели, но и по способу действий. Вначале дети, не слушая инструкций, пытаются немедленно выполнять действия. При выполнении они следуют только инструкциям, которые относятся к общей цели действия: что делать. Ребенок не может самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с инструкциями. Поворотным моментом в развитии понимания инструкции и формировании регулятивной функции речи является самостоятельная организация старшими дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции.

Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок со стороны взрослых. С помощью языка ребенок влияет на взрослого и сверстника.На развитие знаковой функции речи у дошкольника указывает осознание ребенком звуковой структуры слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте.

Таким образом, у дошкольников развивается сознательное отношение к речи. В старшем дошкольном возрасте это становится произвольным, независимым и сознательным процессом. Для ребенка важно донести содержание и главный смысл речи до собеседника. В виде беседы, лекций, рассуждений, взрослый может провести специально организованный тренинг, предъявляя определенные требования к речи ребенка (самостоятельно передать содержание рассказа, отвечать на вопросы) тем самым развивая его речь.

Список литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.

  2. Болотова И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О. Болотова. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.

  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.

  4. Волков Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.

  5. Выготский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2009. – 398 с.

Просмотров работы: 9