ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кузикова А.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университетом.Р.Гамзатовакий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование и развитие молодого поколения было и является важной проблемой общества, потому что современное общество не стоит на месте и развивается с каждым днём всё быстрее. Важность этой проблемы увеличиваются в современных условиях, потому что общество в переходной стадии развития. Дети нашего времени могут разблокировать телефон, позвонить кому-либо, включить самостоятельно различные приложения и играть в игры на мобильнике, но когда дело доходит до общения со сверстниками, отстаивании своих интересов, то они сразу же закрываются в себе и боятся сделать даже шаг.

Всего десять лет назад дети выходили на улицы, легко контактировали с другими детьми, заводя новые знакомства, которые перерастали в настоящую и крепкую дружбу. Однако в наше время всё изменилось и будет меняться, ведь технологии не стоят на месте, как и интерес подрастающего поколения к навороченным гаджетам. Но винить в этом нужно не самих детей, а именно семью. Являясь одним из главных агентов социализации, родители совершают грубейшую ошибку, давая телефоны или планшеты детям, чтобы они "отвлеклись", "успокоились". Единственная причина, почему дети капризничают и плачут это то, что они не знают, как владеть своими эмоциями и донести причину своего недуга, а родители попросту не слушают и не пытаются понять, сводя всё к тому, что это "такой возраст".

Чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. И тогда индивид по существу перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооценок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционировании ответственных решений – таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают бездуховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и насилии. У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. [2]

Задача воспитателя и родителей научить их социализации в обществе, сформировать правильную модель поведения, научить самостоятельно преодолевать трудности и тд. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль. Есть дети, которым тяжело даётся социализация, хотя есть огромное желание завести друзей, а также пользоваться популярностью среди сверстников. Для успешной социализации, детям необходимо дошкольное образовательное учреждение, так как именно там ребёнок находит себя, развивает свои навыки и становится более самостоятельным, учится нормам морали и этики, а также владеть своими эмоциями. Итак, для начала, нам нужно узнать, что такое социализация?

Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок. От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями.[5]

Современная социальная психология рассматривает человека как единицу, где биологический и социальный компонент неотделим. Различные изменения в биологической человеческой натуре влияют не только на особенности ее деятельности, но также и на образе жизни. Тем не менее главную и решающую роль играют те интересы, цели, мотивы, а то есть результаты социальной жизнедеятельности, которые выделяют их с силой для преодоления естественных минусов, изъянов и особенностей характера, включая его способности, знания, примеры поведения, ценности, отношения, положительно ценные для общества, в котором он живет.

Виды социализации:

1. Первичная социализация является основой для других видов, начиная с момента рождения ребёнка. Происходит внутри семьи.

2. Групповая социализация происходит под влиянием той группы (например, дошкольное образовательно учреждение), с которой часто контактирует дошкольник. Если ребёнок находится в этой социальной группе чаще, чем в семье, то у него будут групповые ценности, а не те, что прививала семья.

Одни из главных агентов социализации:

1. Семья.

2. Образование.

3. СМИ.

4. Церковь.

5. Общественные организации.

6. События.

7. Политические институты.

Роль семьи в социализации играет одну из важнейших ролей. Отношения, что складываются между членами семьи (взаимодействие старших и младших), влияет на развитие дошкольника. Он берёт пример со старших. Если родители часто ругаются и ребёнок оказывается свидетелем данных сцен, то, следовательно, он испытывает стресс и в будущем это будет мешать его социализации.

Если ребёнок находится с родителями, то они будут в состоянии учить его жить в обществе намного эффективнее. Они будут в состоянии обучить его нужным навыкам. Родители также могут привить ему важные моральные ценности, вводя его в общество плавно и без стресса. То, какие отношения в семье, какие ценности и интересы ставятся перед семьёй, зависит то, какими вырастут дети.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра. [4]

Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности. В группу сверстников могут входить люди на несколько лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами. [3]

Личность ребёнка складывается в ведущей деятельности дошкольника, в отношениях со взрослыми и со сверстниками, в общении, в конце которого происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Для полной социализации ребёнка в окружающей среде, необходимо развивать его в разных областях (различные кружки, курсы иностранных языков и тд.). Если опыт коммуникации и взаимодействие ребенка с другими детьми будет частым, то социализация будет проходить ярче и насыщеннее. Только в кругу своих сверстников ребёнок может поистине раскрыться и испытать искренние эмоции, которые являются важной причиной в социализации. Именно так дошкольник получает свои познания об окружающем мире, формирует модель поведения, а также узнает своё предназначение в этом мире через маленькие шаги.

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. [1]

В процессе социализации детей выделяют такие особенности, как:

1. Дети меняют базовые ценностные ориентации в процессе вхождения в общество;

2. Дошкольники усваивают социальные нормы, как шаблоны поведения;

3. Социализация детей состоит из выполнения определённых правил и требований, а также послушания взрослых;

4. У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

Также, нужно учитывать, что для успешной социализации ребёнка нужно создать благоприятные условия, чтобы развитие дошкольника протекало мягко и гладко, и его ничего не смущало или настораживало.

Признаки успешной социализации:

1. Дошкольник следует правильным нормам поведения, установленные в обществе.

2. Поддерживает и тянется к общению со взрослыми, сверстниками.

3. Познание самого себя и обретение собственной личности.

4. Значимо формирование сознания и способности воспринимать себя как личность, познавая мир.

5. Умение справляться с трудностями и задачами, вставшие на пути.

6. Включение рефлексии в качестве механизма социализации.

Итак, подводя итог, можно сказать, что социализация является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Начиная с самого рождения до старости, человек проходит этот этап. Каждый день человек изучает что-то новое, учится контактировать и находить всё более новые подходы к определённым людям, которых они встречают на протяжение всей жизни. Но для того, чтобы из ребёнок не вырос невоспитанный человек, хамящий всем подряд и не знающий, как совладать с собой, за ним нужно тщательно следить и не пускать всё на самотёк.

Важно понимать, что каждый ребёнок особенен по-своему, и ни в коем случае воспитатель не должен позволять себе лишнего, а родитель подавлять или унижать каким-либо способом. Нужно находить подход к каждому ребёнку индивидуально, ведь сам он справиться не сможет. Задача воспитателя - подтолкнуть его в правильном направлении и сопровождать, а родители должны в тесной связи сотрудничать с детским образовательным учреждением, и никак иначе, дабы социализация проходила успешно.

Список литературы

1. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. 2013. C. 11-42.

2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. 2013. с. 203.

3. Майерс Д. Социальная психология. 2013. - C. 346-360.

4. Мунгиева Н.З., Магомедова З.Ш., Абдурахманова М.А. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей. Проблемы современного педагогического образования. 2022. - № 74-1. - С. 161-164.

5. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование нравственных ценностей подростков. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. - № 16. - С. 69-72.

Просмотров работы: 16