ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО

Зайпаева С.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университетом.Р.Гамзатовакий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда мы говорим о том, что целью нравственного воспитания является формирование нравственного поведения в повседневной жизни, то подразумеваем, что есть такие азы, моральные устои, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе.

Духовные ценности содержат в себе общечеловеческие ценности (мама, дом, семья, добро, любовь, вода, хлеб и т.д.) и индивидуальные интересы, взгляды, убеждения, идеалы [2].

Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации современности становится переход к ценностной парадигме, что определяет повышенное внимание к формированию ценностно-смысловой сферы ребенка как основному компоненту внутреннего мира личности. Система ценностей - основа для формирования образа жизни, от которой напрямую зависит мировоззрение человека о счастье и смысле жизни. Общечеловеческие ценности регулируют его повседневные действия, поведение и деятельность в разных сферах: преобразовательной, познавательной, художественной, общения и потребления.

Общечеловеческие ценности словно подсказывают, как поступать в конкретных ситуациях в процессе взаимоотношений с другими людьми, дома и на улице. Таким образом, они определяют «лицо» человека и носят все объемлющий характер.

Разрушение духовно-нравственных ценностей, рост жестокости, доминирование материальных ценностей над духовными приводят к искажению представлений о добре, милосердии, человеколюбии, гражданственности. Современное состояние общества во многом характеризуется торжеством бездуховности, влиянием антикультуры, дефицитом нравственных норм. Причин этому много:

1.Растерянность педагогов, родителей в ситуации, когда вместо монолитной, однородной (прежде всего сточки зрения ценностных ориентиров) культуры, идеологии возникло большое количество духовных и эмоциональных миров (христианские, православные, мусульманские ценности, западно-европейские ценности, ценности среднего возраста и т.д.), которые не связаныс принадлежностью к социальному статусу человека. А принципы новой идеологии только нарабатываются.

2. Остро стоит проблема духовно-нравственной воспитанности самих педагогов. Достаточно часто отмечается высокий уровень эрудиции на фоне низкой духовной культуры воспитателя.

3. У современных детей, да и взрослых тоже, отсутствует, какой бы то ни было, высокий идеал, высоконравственный образец для подражания.

4. Педагоги в течение ряда лет мало внимания уделяли проблемам нравственного, духовного, патриотического, морального воспитания.

5. Современная ситуация характеризуется сведением к минимуму или полным отсутствием полноценного общения между детьми и взрослыми в семье.

6. Современных детей характеризует бедный субъективный опыт, который часто отстает от возрастной нормы, потому что ребенку мало читают, с ним мало разговаривают, дети недополучают игровой опыт.

Вот почему проблема формирования общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особую актуальность. В педагогике ценность понимают как субъективную значимость свойств и качеств предмета, явления, обстоятельств в конкретной ситуации. Ценность может быть только положительной и представляет собой культурный феномен социума, возникающий в процессе предметно-опосредованных отношений между субъектами, обладающий положительным смыслом и выступающий в качестве внутреннего регулятора человеческих действий.

Личностные ценности - это устойчивые «консервированные» отношения с миром, запечатлённые в обобщённых и переработанных представлениях, установках [5].

Именно в дошкольном возрасте создаётся широкая основа для формирования первичных социально-значимых ценностей и нравственно-этических критериев. Ребёнок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Каждый индивид рождается в объективной социальной среде, в её рамках он встречает значимых людей, ответственных за его социализацию, – родителей, педагогов. Именно они выступают в качестве посредников между ребёнком и окружающим миром благодаря идеалам, нормам культуры, которые соответствуют его социальному положению, индивидуальным особенностям. Ребёнок принимает роли и установки, интерпретирует их и делает своими собственными. Вместе с ними воспринимает и систему ценностей. Первоначально оценивает только чужие поступки (других детей, литературных героев), но в среднем дошкольном возрасте оценивает действия героев независимо от того, как он к ним относится, а также может обосновать свою оценку.

Реализация целей патриотического воспитания создала в народной педагогике средства, в которых сконцентрировался положительный опыт многочисленных личностей, семей, родов и народов. Среди таких средств и многочисленные средства словесного воспитания, например, имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, легенды и др. В них очень хорошо сконцентрировались самобытные народные традиции и обычаи, сохранились содержание, формы, методы и приемы народного воспитания, даны идеальные образцы совершенства, показаны пути достижения благородных задач воспитания.

Из глубины столетий народная педагогика с помощью родного слова донесла до нас примеры, выражающие гордость народов многонационального Дагестана: незабываемый «дар руководителя освободительного движения в Дагестане Шамиля, решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурада, высокую преданность своему народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны легендарных героев: Шаврили, Хочбара, горянки Парту-Патимы [8].

Основная цель, которая стоит перед дошкольным воспитанием, состоит в том, чтобы в очень непростых современных условиях формировать у детей духовные ценности, воспитывать начала духовной культуры по законам Истины, Добра и Красоты.

Между народной педагогикой и классической (научной) педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя все лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. Одновременно народная (этническая) педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, многочисленные средства воздействия среды (природной и социальной) на становление и развитие человека [6].

В современных условиях перехода на Российские образовательные стандарты, разнообразия типов детских садов, программ, открытия национальных групп, вопросов, связанных с изучением государственных языков в детских садах Крыма, остро выявились следующие проблемы:

  • проблема возрождения культуры, языка каждого народа Крыма как основы формирования личности;

  • проблема органичного соединения в работе с детьми – дошкольниками тяги ко всему новому, современному – с потребностью в вечном, родном, традиционном для своего народа. Как связать историю и современность?

По традиции народной педагогики функция нормальной семьи состоит в гуманизации человека.

Народную педагогику называют устной материнской школой, потому что мать - прародительница народной педагогики и воспитания. В материнской любви ребенок обнаруживает образец всякой любви вообще, в отношениях с отцом – образец отношений послушания и, возможно, восхищения и т. д. Естественно, в процессе общения с близкими ребенок впитывал правила и обычаи, установленные в этносоциуме данного региона, где он жил. Чувство защищенности, которое дает ребенку родной дом, рождает потребность в нем, желание иметь, как у всех дом, семью, родителей – свою надежду и опору, чтобы потом самим стать опорой и кормильцами своих родителей [8].

Чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, детские сады меняют содержание и формы работы в направлении народной педагогики. Приходится констатировать, что для этого процесса характерны формализм и демонстрационность, проникновение в дошкольные учреждения т.н. «инноваций», суррогата, просто плохого вкуса. Задача состоит в том, чтобы защитить ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, в какие бы одежды (народной ли, научной ли педагогики) эти идеи не рядились.

Когда мы говорим о задачах и целях, которые решает народная педагогика в дошкольном учреждении, то имеем в виду то, что они органически связаны с целями и задачами современного детского сада: обеспечить полноценное физическое и психическое развитие личности ребенка в соответствии национальными и общечеловеческими моральными ценностями. Что касается национального содержания педагогического процесса – это понятие значительно шире: оно не ограничивается лишь народоведческими направлениями работы и выражается не только в приоритете родного языка, использовании народного фольклора в повседневной жизни, а, прежде всего, в глубоком изучении и внедрении всего лучшего из народной педагогики, отечественной и зарубежной науки и практики в педагогический процесс детского сада, для того, чтобы дать возможность каждому ребенку, независимо от местности, где он живет, языка, на котором он говорит, максимально реализовать себя в разных видах деятельности, проявить себя как личность.

Однако надо признать, что в последнее десятилетие в детских садах наблюдается тенденция насыщения дошкольников больше знаниями, нежели развития их духовно-нравственной сферы.

Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Главной задачей современного образования является успешная социализация личности. Народные традиции отражают и выражают реальные взаимоотношения людей социума и являются важным средством формирования и закрепления нравственных чувств, нравственных норм и привычек, определяющих поведение. Они выступают действенным условием образования эмоционального фона коллективной жизни, на их основе в группах разного уровня складывается своеобразная сеть межличностных отношений, социально-психологических взаимодействий. Именно через народные традиции каждое новое поколение усваивает опыт старших поколений, нормы и принципы поведения, осваивает и «присваивает» социальный мир. Этот принцип является основанием возникновения современной идеи воспитания на возрождении народных традиций с их частичным внедрением в современную жизнь [4].

Раскрытие творческого потенциала ребёнка возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для детей, является, игра.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу» [1].

Следует отметить, что высокая эффективность народной педагогики – в ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и естественность включения воспитательных идей народа в учебно-воспитательный процесс современной школы в их простоте и ясности.

Основные правила этнопедагогики совсем простые – но очень четкие требования: уважать старших; заботливо относиться к детям, больным, слабым, беспомощным; обожествление хлеба, воды, земли; бережное отношение к продуктам питания, материально-духовным ценностям, ко всему живому в природе; трудолюбие; терпеливость; скромность; милосердие; гостеприимство, уважение других и т.д.

Сегодня значимыми в обществе стали деловые качества, предприимчивость, менее значимыми – коллективизм, не в полной мере решаются задачи трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Мы воспитаем детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми, только при условии, если сам современный процесс воспитания будет добрым, умным, здоровым и счастливым.

Современная педагогика, продолжая лучшие традиции народной педагогик, ориентирована на взаимодействие, а не воздействие. Исходя из этого, основной задачей морального, нравственного воспитания является воспитание в ребенке умения «чувствовать другого человека». Вторым важным направлением работы является воспитание у детей чувство благодарности за жизнь, за счастье жить, за добрые поступки, умение получать удовольствие от того, что ты делаешь добро другим и т.д. [3].

Психологической основой для формирования духовно-нравственной сферы является становление чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям, умение отстаивать свое мнение, защищать свои убеждения. С другой стороны – нужно много знать, чтобы понимать своеобразие природы, культурного наследия своей страны и других стран.

В современный воспитательно-образовательный процесс должны гармонично, а не искусственно войти народные сказки и песни, традиции, праздники и обряды, пословицы и поговорки, легенды и сказания, былины и мифы, музыкальное народное творчество, наследие дедов и прадедов по сохранению и укреплению здоровья детей – всего того, в чем сконцентрировалась мудрость поколений, духовность воспитания и обучения, на чем базируется современная педагогика.

Иными словами, чтобы ощущать себя надежно в окружающем мире, ребенок, да и взрослый человек, должен быть уверен, страна, где он живет, самая лучшая, природа его страны прекрасна, мама – самая красивая на свете, дом – самый надежный, педагоги – самые умные и добрые, а история и дела предков – овеяны славой.

Список литературы

  1. Аркин Е.А. Детский сад в свете социальной гигиены и биологии / Е.А. Аркин. – М.: Детгиз, 205.

  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учебн. Заведений / Г.Н.Волков. – М.: Академия. – 2015. – 168 с.

  3. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. −М.; Л.: Госиздат, 2016. − 145 с.

  4. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2015.

  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд – во МГУ. 2016. – 548 с.

  6. Лунева О.К., Лебедева Н.М., СтефаненкоТ.Г. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / О.К. Лунева и др.. – М.: РУДН, 2016. – 200 с.

  7. Махаева Г.М. Использование народной педагогики в патриотическом воспитании школьников //Гуманизация инновационного образования в современных условиях. Перспективы и достижения к 100 летию Великой октябрьской революции в России. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017. - С.20-24.

  8. Магомедова З.Ш.Формирование российской идентичности как механизм реализации фгос. Мир науки, культуры, образования. 2022. - № 3 (94). - С. 211-213.

Просмотров работы: 19