СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исаева С.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университетом.Р.Гамзатовакий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние годы система образования в нашей стране претерпела коренные изменения. Обновление коснулось всех звеньев системы: от дошкольного воспитания до высшей школы и послевузовского образования. Изменилась методология образовательной стратегии, определяющая образование как целостный, непрерывный социокультурный процесс, как единство социализации и индивидуализации развивающейся личности.

Мощным импульсом реформирования образовательной политики явился выход в свет таких документов, как Конвенция о правах ребенка, Концепция дошкольного воспитания и Закона РФ «Об образовании».

Глобальные изменения коснулись как организационной стороны образования: появились новые типы образовательных учреждений, произошла демократизация системы управления образовательными учреждениями, педагогический процесс переориентировался с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель, большой вес приобрел региональный компонент в образовании, так и содержательной: регулирование содержания и методов дошкольного образования стало осуществляться с помощью государственных образовательных стандартов, задающих государственные требования к образовательной программе, выделилось большое количество образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений.

Система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» поддерживается роль родителей как первых педагогов (ст. 18).

В их обязанность входит развитие физических, нравственных и интеллектуальных основ личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть ДОУ. Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, и образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям, поскольку именно они вправе решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования.

Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея частного образования приемлема, но аналитические данные свидетельствуют о том, что в услугах ДОО нуждается подавляющее число родителей. Поэтому сохранение и развитие их сети считается главной стратегической задачей Управления дошкольного образования Минобразования [3].

В последние годы стремительно заполнили образовательное пространство инновационные процессы. Педагогическая инновацияпредставляет собой целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей системы, ее компонентов и всей в целом.

Инновация также рассматривается как процесс освоения новшества (средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.).

Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

Однако он не всегда себя оправдывает. Иногда дошкольные учреждения в погоне за дополнительными доходами ограничиваются лишь новой вывеской с броским названием (прогимназия, мини-школа, дошкольный центр и др.), непрофессионально относясь к взятым на себя обязательствам.

Рынок образовательных услуг предоставил богатый выбор альтернативных образовательных программ, который повлек за собой более высокие требования к педагогам. Встала необходимость самостоятельного их апробирования в педагогической деятельности.

Важная задача - повсеместное введение государственных стандартов дошкольного образования.

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Его образовательное пространство представляет собой сферу применения образовательных программ и технологий.

В плане организационных изменений основными нововведениями являются:

1. Переход от учебно-дисциплинарного подхода в воспитании к личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.

Тактика общения при последней модели – сотрудничество. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Наметившаяся тенденция – совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним, положительно сказалось на эмоциональном и психологическом благополучии последнего.

2. Демократизация системы образования, предусматривающая создание новых типов образовательных учреждений. А после утверждения Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и расширения сети дошкольных учреждений различной направленности:

  • детский сад;

  • детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур,

— детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

— центр развития ребенка — детский сад с углубленными программами физического и психического развития, коррекцией и оздоровлением всех детей.

Таким образом, ДОУ как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности, как правило, связанные с моделью образовательного процесса, основой которого выступает программа [3].

3. Возрождение творческого начала педагогической профессии, реализация творческого потенциала педагогов при организации собственного педагогического процесса.

На протяжении десятилетий правовые отношения в сфере дошкольного воспитания были несовершенны, что отражалось на качестве работы детских садов.

Вышедшая Концепция дошкольного воспитания повлекла за собой издание новых нормативно-правовых документов. Они и послужили перестройке направленности работы дошкольных образовательных учреждений.

Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования.

Этот компонент создает единство образовательного пространства на территории РФ, регулирует качество образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национально-региональный компонент отражает социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). [6]

Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Выделение стержневого содержания, которое можно варьировать и наполнять конкретикой стало основой для создания и использования разнообразных программ.

Выбранная программа дает педагогам возможность альтернативного подхода к организации обучения и воспитания детей, исходя из различных взглядов на ребенка и его развитие.

В настоящее время на территории РФ в соответствии с письмом Минобразования РФ от 23.09.2002 г. № 03-51-142 ин/ 23-03 «О новых актуальных программах по дошкольному образованию» действуют следующие программы: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2100», «Одаренный ребенок», «Истоки», «Из детства — в отрочество», «Золотой ключик», «Сообщество», «Кроха» и др.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. выдвигается задача обеспечения качества образования, в том числе и дошкольного.

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества. [5] Обновление требует как позитивного опыта организации образовательного процесса ДОУ, так и критического осмысления негативных тенденций, сложившихся в дошкольной образовательной системе [1].

На наш взгляд, основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностно-ориентированному взаимодействию, персонифицированному подходу, уважение личности ребенка, его прав, создание условий для развития субъектной позиции ребенка в различных видах деятельности [2].

Отмечая положительные стороны в новой практике дошкольного образования на основе вариативности, нельзя не отметить, что возникают и негативные процессы. Главный из них – появление некомпетентных специалистов и именно государственные стандарты призваны защитить ребенка, т.к. они разрабатываются по определенной стратегии, которая соответствует Международной Конвенции о правах ребенка [4].

Список итературы

1.Аменд А.Ф., Жукова М.В., Фролова Е.В. Дошкольная образовательная система: проблемы и пути решения - Челябинск, 2003.

2.Актуальные проблемы дошкольного образования: Сб. научных трудов - Магнитогорск, 2003.

3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - М.,2007. Магомедова З.Ш.Формирование российской идентичности как механизм реализации ФГОС. Мир науки, культуры, образования. 2022. - № 3 (94). - С. 211-213

4. Магомедова З.Ш., Мунгиева Н.З Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и развитии личности. Проблемы современного педагогического образования. 2016. - № 53-4. - С. 60-66..

5. Магомедова З.Ш.Формирование российской идентичности как механизм реализации фгос. Мир науки, культуры, образования. 2022. - № 3 (94). - С. 211-213.

6. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование нравственных ценностей подростков. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. - № 16. - С. 69-72.

Просмотров работы: 1778