Понятие взаимодействие, согласно энциклопедическому словарю, - это объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Значение «взаимодействие» по Ожегову – это взаимная поддержка. Значение слова взаимодействие по словарю Д. Н Ушакова означает взаимную связь; взаимную обусловленность и взаимодействие общественных явлений [2].
«Семья» и «детский сад» - два социализационногенных, воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку возможность обрести социальный опыт, но только в их определенных сочетаниях друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.
В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [6].
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «Без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [4]. Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть положительно решены в том случае, если детский сад поддерживает взаимосвязь с семьей, если между педагогами и родителями установились доверительные отношения. Это утверждение очень важно для данного исследования. Педагоги могут добиться хороших результатов только во взаимодействии с родителями. Путь к успеху - общность целей и задач педагогов и родителей.
Изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Связано это было с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада[5]. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др. [3].
Организация взаимодействия в ДОО и семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста предполагает реализацию следующих педагогических условий:
1.Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста;
2. Использовать методы и формы организации познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада;
3. Организовывать взаимодействие детского сада и семьи в вопросах создания предметно-развивающей среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.
Основное направление взаимодействия – повышать педагогическую культуру родителей по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста, использовать методы и формы организации познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада, организовывать взаимодействие детского сада и семьи в вопросах создания предметно-развивающей среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.
Перейдем, к рассмотрению основных познавательных форм взаимодействия с родителями:
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей .
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.
Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму. Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации) [1].
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.
«Дни открытых дверей». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно.
Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Итак, мы выяснили, что взаимодействие с родителями важно не только для развития ребенка, но и для создания крепких семейных связей.
Таким образом, познавательные формы взаимодействия между педагогами и родителями остаются одной из доминирующих ролей в современной образовательной среде. Такие формы включают в себя множество методов и стратегий, направленных на совместную работу для обеспечения оптимального развития детей. Важно обратить внимание на то, что такие взаимоотношения могут способствовать не только успехам учащихся, но и созданию благоприятной атмосферы и поддержки как внутри, так и за пределами учебного заведения.
Познавательные формы взаимодействия могут включать в себя регулярные консультации и открытую обратную связь о продвижении учащегося, организацию образовательных мероприятий, в которых родители тесно взаимодействуют с педагогами, и обмен полезной информацией о прогрессе учащихся. Также можно выделять создание образовательных программ, которые подчеркивают важность партнерства между учителями и родителями, а также осуществление совместных мероприятий, таких как родительские вечера или дни открытых дверей.
Это лишь некоторые из способов, с помощью которых педагоги и родители могут эффективно взаимодействовать в познавательных формах, чтобы обеспечить полноценное развитие детей.
Список литературы
Агарагимова В.К., Магомедова З.Ш., Агафонова Е.А. Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Махачкала, 2009.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья : 3-7 лет / Е.П. Арнаутова. - Москва : Карапуз, 2002. С. 56. - 263 с.
Годовикова Д.Б. Общение системы права и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова// Вопросы права психологии. - 2014. - № 1.- С.14
Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОО / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. П. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. С. 28. – 246 с.
Кларина Л.М. Учимся логически мыслить : 3 - 4 года : для чтения родителями детям / Кларина Л. М., Кузьменко Ю. В. - Москва : РОСМЭН : РОСМЭН Пресс, 2005. – 18 с.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа [Текст] // Избранные педагогические сочинения в 3-х т. М., 1979. Т. 2.
Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.