ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

Хайруева И.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университетом.Р.Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной российской действительности представления учащихся о ценностях, в том числе и семейных, меняются довольно часто. Семья играет ведущую роль в формировании семейных ценностей, ценностей детей, их воспитании, образовании и развитии. Семья является основой любого государства, имеет абсолютно высокую ценность сама по себе и является главным и основным условием поддержания и сохранения духовной истории, традиций и национальной безопасности народа. В аспекте супружеского и семейного поведения важным становится вопрос формирования у детей и молодежи семейных ценностей как общей культуры.

Ценности - это значимость (полезность, необходимость, желательность и т.д.) для людей определенных материальных, духовных и природных объектов и явлений, а также других людей.

Когда речь идет о ценностях, которые формируются у человека на протяжении всей жизни, нельзя обойти стороной семейные ценности. Семейные ценности - это набор эксплицитных (открыто одобряемых и культивируемых в семейном кругу) или имплицитных идей, которые характеризуют семью и влияют на выбор семейных целей, способ организации жизнедеятельности и взаимодействия и т.д. Основной характеристикой семейных ценностей является то, что они направлены на благо человека, семьи и жизни на земле.

Семейные ценности сочетают в себе уважение и привязанность к человеку как к ценному существу с уважением и почитанием всего живого, включая человека. Развитие семейных ценностей является важной необходимостью. Ни одно государство, ни одно культурное сообщество не может существовать без семьи, которая играет важную роль в укреплении здоровья и образования, обеспечении экономических и социальных процессов общества, улучшении демографии. Особенно перспективными в формировании семейных ценностей являются студенты, которые стоят на пороге жизненного самоопределения. Это связано с тем, что наиболее ценным социально-психологическим приобретением для молодых людей является открытие своего внутреннего мира, обретение важных ценностей и отношений с окружающими, близкими и самим собой.

Семья не является главной ценностью для молодых людей, их главными целями в основном являются получение высшего образования, хорошая работа и продвижение по карьерной лестнице. Все это делает создание семьи неактуальным.

Поэтому интеграция инновационного образования в традиционные формы обучения может способствовать формированию ценностей студенческой семьи и, возможно, в дальнейшем обеспечить развитие и функционирование сложных компонентов универсальной ценностной системы "вуз-студент-семья".

Социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития общества, оказывают существенное влияние не только на жизнь различных категорий семей, но и на семейные ценности и традиции, сложившиеся в этих семьях. В связи с существованием в обществе традиционных семей следует отметить, что семья всегда была основой всех обществ в государстве. И в каждой семье в соответствии с социальным строем общества устанавливались определенные семейные традиции и ценности, которые передавались детям из поколения в поколение. В России на протяжении веков уделялось большое внимание вопросу становления семьи как системы ценностей и формированию у молодежи отношения к семейно-брачным отношениям.

Однако, к сожалению, в наше время ситуация кардинально изменилась. Многие семьи не только утрачивают семейные традиции, передававшиеся из поколения в поколение, но и меняется отношение к вопросам семьи и брака, как среди родителей, так и среди молодого поколения. В первые годы семейной жизни все большее распространение получают гражданские браки, при этом считается, что парам лучше какое-то время пожить вместе, чтобы лучше узнать друг друга. Таким образом, с каждым годом появляются новые модели семейных отношений, в которых молодые супруги заменяют семейную ценность брака.

Мы проанализировали понятие "ценность", которое определяет, насколько важны для человека те или иные объекты, а также подход авторов к этому вопросу. Ценности семьи и семейных отношений в научных исследованиях авторов за последнее десятилетие затрагивают мировые исследования в области изменения систем современных семейных ценностей (О. Н. Безрукова, Н. Н. Безрукова, В. В. Бодрова, И. Б. Булаева, Н. М. Давыдова, Е. А. Здравомыслова, И. С. Кон, Г. С. Лыткина, М. М. Малышева, М. С. Мацковский, Г. Г. Силласте, А. Г. Харчев и другие).

Например, известный российский психолог Г. Г. Вербина утверждает, что под семейными ценностями понимается совокупность суждений в семье, влияющих на выбор семейных целей и способ организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Другими словами, молодые супруги должны знать, как создавать и координировать семейные отношения в семье, как относиться друг к другу и какие функциональные обязанности они несут друг перед другом.

Во все времена семейные ценности, такие как создание семьи и рождение детей, были приоритетными в семье. Однако взгляды молодых людей на семью различны, а в отдельных случаях молодые люди вообще отвергают институт семьи. Большинство молодых семей сегодня живут в гражданском браке и навсегда откладывают рождение детей, считая, что сначала нужно получить качественное образование, построить карьеру и решить свои жилищные проблемы.

Условия для формирования семейных ценностей у студенческой молодежи можно разделить на три основные группы:

Первая группа является условием формирования мировоззрения и способствует осознанию молодыми людьми семьи как важной человеческой ценности для отдельного человека и общества в целом:

  • акцент на семейном воспитании и деятельности;

  • осознать, что подрастающее поколение является субъектом семейных отношений;

  • школам поощрять спонтанность, независимость и активность молодежи, способствующие формированию нравственного мировоззрения; - школам в сотрудничестве с активной родительской общественностью работать над сохранением и укреплением национально-культурных традиций семейного воспитания, соотнося их с нравственными и ценностными запросами общества и государства;

  • продолжение воспитательной деятельности на разных уровнях образования (детские сады, школы, вузы), направленной на укрепление семейной системы, возрождение и сохранение национальной духовной традиции семейных отношений;

  • повышение уровня воспитательной культуры подрастающего поколения как социального заказа общества и государства;

  • моделирование в разные периоды времени представления молодого поколения о семье в будущем.

Вторая группа условий представляет собой;

  • образовательный компонент, включающий введение в 9 и 11 классах элективного курса "Этика и психология семейных отношений" с целью системного формирования у молодежи ответственного отношения к своему здоровью, своему началу и будущему созданию семьи;

  • создание информационного пространства в вузах, направленного на увеличение количества и качества информации, а также методическая и организационная работа, способствующая получению и развитию знаний студентов о семейно-брачных отношениях;

  • введение в учебный план вузов всех дисциплин и специальностей с целью повышения уровня теоретической и практической подготовки молодежи по вопросам семьи и брака, приобретения знаний и навыков в решении семейных проблем и преодолении конфликтных ситуаций ("Женские и гендерные исследования", "Семьеведение", "Этика и психология семейной жизни" и т.д.);

  • обеспечение доступа учителей к знаниям, навыкам и компетенциям, позволяющим ориентировать молодежь в вопросах семьи, материнства, отцовства, детства, этики и психологии семейно-брачных отношений;

  • реальное участие представителей молодежи в разработке и реализации программ и курсов, направленных на помощь молодым людям в развитии успешных отношений в семье и браке;

  • политика в высших учебных заведениях, учитывающая создание семьи и деторождение студентов (индивидуальные графики обучения для студентов и родителей, материальное стимулирование деторождения, предоставление общежитий для супругов и т.д.);

  • активное распространение образовательных знаний о семье и браке через средства массовой информации;

  • воспитание гражданской позиции, патриотизма, правовой и социальной культуры студентов. - Создание условий для формирования возможностей положительного опыта семейных отношений на примере выдающихся людей, учителей и сверстников;

  • создание условий для укрепления и совершенствования физической формы и для здорового образа жизни;

Третья группа включает в себя деятельностную составляющую, в которой можно отнести следующие условия:

  • совместная работа государственных, общественных и частных организаций, направленная на оказание всесторонней поддержки основным заинтересованным сторонам, непосредственно участвующим в процессе;

  • образовательным учреждениям и семьям - по вовлечению молодежи в общественно полезную деятельность и раскрытию ее способностей через различные формы работы и взаимодействия этих социальных институтов;

  • осведомленность молодежи об основных источниках информации о процедурах и мероприятиях, проводимых государством, органами государственной власти и частными организациями в отношении семейной жизни и подготовки к ответственному родительству, а также о целях и задачах, отраженных в нормативно-правовой базе и различных программах;

  • наличие стартовых материалов и экономических факторов для создания семьи и возможности постоянно улучшать свое материальное благосостояние;

  • широкое использование форматов и методов организации совместной деятельности студентов разных курсов для общения друг с другом, определения общих интересов и увлечений для выбора будущих партнеров по семейной жизни.

Литература

  1. Антонов А. И. Семейный образ жизни в современной России: монография: (по результатам социолого-педагогического опроса родителей и детей) / А. И. Антонов // Рос. акад. образования и др. — М.: Ключ-С, 2006.

  2. Болотова С. Р. Динамика ценности семьи в сознании студенческой молодежи: на примере вузов г. Хабаровска / С. Р. Болотова // Диссертация социологических наук: 22.00.04. -Хабаровск, 2005. 180 с.

  3. Гозман, Л. Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. - № 4. -С. 10-20.

  4. Левицкая И. Б. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях школьного образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 2002. - 175 с.

  5. Мардахаев Л. В. Развитие воспитательного потенциала российской семьи / Л. В. Мардахаев // Современная семья: духовно-нравственные и социально-экономические проблемы. -М: Спутник+, 2010. -198 с.

  6. Плоткин М. М. Реализация воспитательных функций сельской семьи в современных условиях / М. М. Плоткин // Методическое пособие для педагогов. М.: ИСПС РАО, 2006. — Серия «Модернизация образования и социальное развитие села». - Выпуск 55. 96 с.

Просмотров работы: 247