ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Один из важных этапов спортивной карьеры – этап «спортивное совершенствование»,во время которого наступает кризис-переход из юношеского спорта в спорт высшихдостижений. В настоящее время многие юные спортсмены, обладающие потенциалом италантом, сталкиваются с трудностями при переходе из юношеского спорта в спорт высшихдостижений и прекращают тренировки. Завершение спортивной карьеры на этом этапе ˗достаточно массовое явление, свидетельствующее о наличии препятствующих факторов,таких как: травмы, финансовые трудности, отсутствие мотивации, недостаток поддержки состороны окружающих, трудность совмещения учебных и спортивных занятий, уровеньфизической подготовленности.

По мнению многих специалистов, спортивная карьера может сопровождатьсякризисами-переходами, преодолев каждый из которых спортсмен переходит на следующийее этап. В том случае, если не происходит этого преодоления, то спортсмен во многихслучаях завершает карьеру [2]. Существует большое разнообразие причин, по которымспортсмены могут прекратить спортивную карьеру, и чаще всего нет одной конкретнойпричины, которая бы однозначно вела к уходу из спорта.

Как отмечается, проблема перехода спортсменов из юношеского спорта в спортвысших достижений актуальна по причине отсутствия в большинстве видов спорта четкойнаучно обоснованной системы такого перехода. Для сохранения контингента требуетсяразработанная на государственном уровне система подготовки спортивного резерва, например, создание академий по индивидуальным видам спорта [2]. Многие тренеры-преподаватели неизбежно сталкиваются в своей работе с ситуациейраннего ухода молодых, подготовленных спортсменов, имеющих опыт и высокуюквалификацию, участвовавших в большом количестве спортивных сборов и соревнований.С позиции влияния данной ситуации на деятельность организации, осуществляющейспортивную подготовку, такой эффект условно можно охарактеризовать терминомквалификационно-возрастной провал (КВП) [7].

Построение карьеры в сфере спорта у всех будущих чемпионов протекает по-разному,поэтому важно выявить и устранить препятствующие факторы на ранней стадии, пока этоне стало проблемой. Проблема раннего ухода из спорта считается комплексной, посколькусодержит немалый круг вопросов педагогики, физиологии, медицины, общей и спортивнойпсихологии [7].Спортсменам, занимающимся в ДЮСШ в возрасте от 16 до 18 лет, выпускныеэкзамены в общеобразовательной школе и дальнейшее поступление в учебное заведениепосле окончания школы препятствуют переходу в спорт высших достижений. Этот возрастчаще всего является критическим для становления профессиональной спортивной карьеры.Его еще называют третьим миром, существующим между детством и взрослостью. Такойребенок на пороге взрослой жизни весь устремлен в будущее, которое притягивает итревожит его.

Поскольку в этот период времени спортсмен часто задумывается о будущейпрофессии, то поступив в учебное заведение для получения определенной специальности, невсегда удается полноценно совмещать учебу и серьезные занятия спортом [3]. По результатаманкетирования, проведенного одними исследователями наиболее высокий процент ответовспортсменов 16-18 лет (закончивших занятия спортом) составила причина «трудностьсовмещения учебных и спортивных занятий», далее идет «желание иметь профессию не всфере спорта» [7].Результаты опроса в очередной раз показывают бесспорный факт того, что молодыелюди в возрасте 16-18 лет, находясь в активной фазе подготовки к выпускным экзаменам,выбора учебного заведения для дальнейшего обучения не готовы значительную часть своегосвободного времени отдавать тренировкам, соревнованиям и спортивным сборам.

Одной из причин завершения спортивной карьеры на этапе перехода из юношескогоспорта в спорт высших достижений являются различные травмы, которые нередкоспортсмены получают во время тренировок и соревнований. Часто повторяющиеся травмыприводят к застою в спортивных результатах и, как правило, к завершению спортивнойкарьеры [4]. Такая причина, как «наличие травмы или совокупность старых травм» у 12%опрошенных спортсменов 16-18 лет стала основной из причин ухода из спорта [7].

Ксожалению, серьезные травмы могут иметь долгосрочные последствия для здоровья изаставляют оставить свои мечты о чемпионатах мира, радикально меняя жизнь. Травмымогут быть не связанными с занятиями спортом (бытовые травмы, заболеванияинфекционного характера), а могут быть следствием нерациональных тренировок при несоблюдении педагогических принципов (форсирование тренировок, отсутствиевосстановительных мероприятий) [4].Для решения этой проблемы необходимо уделять больше внимания разработке болеебезопасных техник выполнения упражнений, обновлению спортивного инвентаря. Тренердолжен заблаговременно принимать меры по предотвращению травматизма: прекращатьтренировочный процесс на время в случае переутомления и т.д., не допускать ктренировкам и соревнованиям при болезненном состоянии или сразу после болезни [4].Тренер не должен пренебрегать принципами индивидуализации тренировки и учетаособенностей возрастного периода занимающихся. Необходим строгий врачебныйконтроль, имеющий первостепенное значение в профилактике спортивного травматизма[1].

Немаловажной причиной ухода из спорта юных спортсменов является отсутствиемотивации для продолжения занятий спортом после окончания ДЮСШ. Мотивация вспорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов кдействию или бездействию в различных ситуациях. Молодым спортсменам необходимамотивация для занятий спортом на профессиональном уровне. Если пропадает интерес ктренировкам, то спортсмены заменяют спорт другим видом деятельности, переключаютсяна другие увлечения, что находит своё объяснение в неудовлетворении потребности вдостижении успеха в спорте и стремлением добиться общественного признания в другойсфере деятельности [4]. Актуальным является изучение причин, которые детерминируютпредпочтение конкретных лиц заниматься тем или иным видом спорта [5]. Молодымспортсменам в период перехода из юношеского спорта в спорт высших достижений важнамощнейшая мотивация, т.к. влияние мотивов на спортивный результат находится в прямойзависимости [4]. Ведь период перехода в спорт высших достижений сопровождаетсяусталостью спортсменов от многолетних занятий спортом, при этом у многих спортивныерезультаты нестабильны, а зачастую и снижены, и требуется стимул для продолженияспортивной карьеры.

Поддержка – это внешний дополнительный, но не основной ресурс, на которыйможет опираться человек. Поддержка не дает человеку потерять уверенность в себе,действовать не рационально и заниматься излишней самокритикой. Она помогает принятьсебя, восстановиться и набраться сил, стать увереннее в себе. Поддержка делает человекасильнее и даёт ему возможность эффективнее справиться с трудной для него ситуацией.Поэтому отсутствие поддержки со стороны окружающих в момент перехода юногоспортсмена из ДЮСШ в профессиональный спорт, также является важным фактором дляпродолжения спортивной карьеры [8]. Значимым компонентом успешности спортивнойкарьеры являются взаимоотношения внутри семьи спортсмена, в том числе ее роль враннем его становлении. Родителям необходимо следовать некоторым принципамподдержки – водить ребенка на тренировки вовремя и регулярно; для сохранения интересак занятиям спортом надлежит эмоционально участвовать в его спортивной жизни, беседуяо тренировках, достижениях, неудачах и успехах [4]. В подростковом же возрасте напервый план выходит система взаимоотношений только тренера и спортсмена, которыевыстраиваются в определенную систему «тренер-спортсмен».

Также многие спортсмены могут столкнуться с финансовыми трудностями, особенноесли они не смогли достичь высоких результатов и не имеют контрактов или спонсоров. Этоможет привести к тому, что они будут вынуждены искать другие источники дохода илипокидать спорт. Профессиональный спорт требует значительных финансовых затрат,включая оплату тренеров, покупка инвентаря, поездки на соревнования, покупкуспециальной экипировки и многие другие расходы. В сфере физической культуры и спортане созданы необходимые условия для развития предпринимательства, получения прибыли.Нередко свойственные физической культуре и спорту движущие силы развития берут верхнад стремлением получить прибыль как определяющий мотив деятельности [6].

Также для успешного перехода из ДЮСШ в спорт высших достижений необходимоиметь высокий уровень физической подготовленности, профессиональных навыков итехнического мастерства в своей спортивной дисциплине. Достижение юнымиспортсменами высоких результатов в юношеском возрасте, таких как выполнениеспортивного разряда или победа на соревнованиях высокого ранга, может способствоватькак завершению, так и продолжению спортивной карьеры при переходе в спорт высшихдостижений.Особое беспокойство вызывает прекращение занятий спортом из-за монотонноститренировок и некорректно организованного тренировочного процесса, так как успортсменов исчезает интерес к тренировкам [4].

Актуальным является вопросвыстраивания правильного соотношения объема общефизических упражнений к объемутехнико-тактической подготовки в детских спортивных группах. Часто встречающейсяпричиной ухода является слишком большой объем общефизических упражнений в ущербтехнико-тактической подготовке. Так, занимающиеся единоборствами назвали следующиепричины: «тяжелые физические нагрузки» (98%); «необходимость выполнятьмногочисленные упражнения, не относящиеся к единоборствам» (74%); «недостаточнаядемонстрация приемов единоборств» (72%); «слишком мало поединков» (61%); «неприсвоение разрядов» (53%); «боязнь соревновательных поединков» (42%); «слишкомсложные упражнения» (27%). Анализируя полученные данные, авторы исследованиясделали вывод, указывающий на фактор перетренированности, который является одной изсерьезных проблем современного детского спорта.

Заключение.Таким образом, переход из ДЮСШ в спорт высших достижений представляет собойважный этап в развитии молодых спортсменов. Этот процесс требует дополнительноготруда, упорства и отдачи от спортсменов, но также предоставляет уникальныевозможности для роста и достижения новых высот. Развитие физических и ментальныхнавыков, полученных в ДЮСШ, совместно с профессиональным тренингом обеспечиваетспортсменам необходимые инструменты для достижения успеха на профессиональнойарене. Переход от детской спортивной школы к профессиональному уровню не толькопредставляет вызов, но и открывает перспективы для реализации спортивного потенциалаи достижения выдающихся результатов.

Списоклитературы

  1. Агранович В.О., Агранович Н.В. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению/ В.О. Агранович, Н.В. Агранович // Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sportivnogo-travmatizma-pri-zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-i-sozdanie-usloviy-po-ego-snizheniyu, свободный (дата обращения: 18.12.2023).

  2. Дергач Е. А., Завьялов Д. А., Завьялова О. Б. СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СПОРТСМЕНОВ-ЮНОШЕЙ В СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohrannost-kontingenta-pri-perehode-sportsmenov-yunoshey-v-sport-vysshih-dostizheniy (дата обращения: 11.01.2024).

  3. Дергач Е. А., Рябинина С. К. Уход из спорта: причины и особенности / Е. А., С. К. Дергач, Рябинина. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012. – 173 с. – Режим доступа: https://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=BOOK1-75/Д 360-346285, закрытый (дата обращения: 20.12.2023).

  4. Дергач Е.А. Педагогическое обеспечение процесса перехода спортсменов-юношей в спорт высших достижений: дис. ... канд.пед. наук / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017, 207 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kspu.ru/upload/documents/2017/03 /10/6ebfa973d3a7684a6fc7537e3fd416dc/ dergach-ea-dissertatsiya-pedagogicheskoe-obespechenie-protsessa-perehoda-sportsm. Pdf

  5. Перелыгина, Л. А., Самойлов, Н. Г. Роль мотивации в повышении эффективности спортивной деятельности / Л. А. Перелыгина, Н. Г. Самойлов// Психология и педагогика: Становление современной науки : материалы Междунар. науч. практ. конф. – Белгород :Руснаучкнига. – 2006. – С. 27-32. Режим доступа: https://www.rusnauka.com/CCN/Psihologia/7_perelygina%20l.a.doc.htm, свободный (датаобращения:23.11.2022).

  6. Проблемы финансирования Физической культуры и спорта и пути их преодоления // МегаЛекции : сайт. – URL: https://megalektsii.ru/s10152t1.html (дата обращения: 20.12.2023)

  7. Савченко В. В. Раннее завершение карьеры в спортивных единоборствах восточной направленности в возрасте 16-18 лет в свете проблемы ухода из спорта в целом: возможности прогноза и корректировки проблемы // Вестник спортивной науки. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannee-zavershenie-kariery-v-sportivnyh-edinoborstvah-vostochnoy-napravlennosti-v-vozraste-16-18-let-v-svete-problemy-uhoda-iz-sporta-v (дата обращения: 11.01.2024).

  8. Сила поддержки. Как нужно правильно поддерживать и не наделать ошибок // b17 : сайт. – URL: https://www.b17.ru/ (дата обращения: 20.12.2023)

Просмотров работы: 241