Эвристические задания в КИМах ГИА по биологии - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Эвристические задания в КИМах ГИА по биологии

Фролова К.И. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы все больше внимания уделяется использованию эвристических заданий в экзаменах общего государственного образования (ОГЭ) и выпускных экзаменах (ЕГЭ). Несомненно, это оправданная и важная тенденция, которая способствует развитию критического мышления, творческих способностей и проблемно-поисковой активности учащихся.

Эвристические задания представляют собой специально разработанные задачи, требующие оригинальности мышления и независимости в решении. Это отличается от традиционных учебных заданий, которые часто требуют только правильного ответа. Использование эвристических заданий в ОГЭ и ЕГЭ способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им тщательно анализировать проблемы, искать нестандартные решения и самостоятельно обосновывать свои выводы.

Одним из основных преимуществ использования эвристических заданий является то, что они развивают учеников как личностно, так и интеллектуально. Способность мыслить независимо и креативно приносит пользу в разных сферах жизни, вне зависимости от профессионального выбора. Это формирует у учащихся навыки самостоятельной работы, коммуникации, исследовательской деятельности и поиска решений. Они учатся анализировать проблемы со всех сторон, рассматривать разные точки зрения и принимать обоснованные решения.

Применение эвристических заданий при подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА) имеет несколько важных аспектов:

1. Развитие критического мышления: Эвристические задания помогают развить у обучающихся критическое мышление, способность анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи и обосновывать свои решения. Это важный аспект подготовки к ГИА, где требуется не только знание фактов, но и умение их применять и аргументировать.

2. Самостоятельность и творчество: Эвристические задания требуют от обучающихся самостоятельности и творческого подхода к решению проблем. Они должны применять свои знания и навыки, искать нестандартные решения, адаптировать их к новым ситуациям. Такой подход развивает у обучающихся способность к инновационному мышлению и подготавливает их к реальной жизни.

3. Коммуникация и сотрудничество: Как правило, эвристические задания требуют от обучающихся взаимодействия и сотрудничества. Они могут работать в группах, обмениваться идеями, аргументировать свои точки зрения и прийти к общему решению. Это способствует развитию коммуникативных навыков, таких как слушание, высказывание своих мыслей и аргументирование своих взглядов.

4. Развитие навыков решения проблем: Эвристические задания помогают обучающимся развить навыки решения сложных задач. Они требуют анализа проблемы, определения возможных способов её решения, выбора наиболее эффективного пути и оценки результатов. Такой опыт и навыки могут быть полезными не только во время ГИА, но и в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.

5. Подготовка к нестандартным ситуациям: Эвристические задания также помогают обучающимся подготовиться к нестандартным ситуациям, которые могут возникнуть во время ГИА. Они учат обучающихся быстро адаптироваться к новой информации, принимать решения в условиях неопределенности и стресса.

В целом, применение эвристических заданий при подготовке к ГИА способствует развитию у обучающихся широкого спектра навыков и качеств, которые могут быть полезными не только в академической среде, но и в реальной жизни.

Кроме того, использование эвристических заданий позволяет учащимся развивать навыки сотрудничества и командной работы. Вместо того, чтобы ориентироваться на однозначный результат, они учатся обмениваться идеями, решать проблемы вместе и взаимодействовать с другими учениками. Это помогает создать атмосферу взаимопонимания и социальной поддержки, что благоприятно влияет на формирование командного духа и развитие коллективных навыков.

Не стоит забывать и о значении эвристических заданий для развития творческого потенциала учащихся. Они помогают расширять кругозор, стимулируют любопытство и интерес к самообразованию. Учащиеся, которые привыкли исследовать новые задачи и находить нестандартные решения, чаще всего становятся активными и продуктивными гражданами, способными к развитию и самореализации в различных сферах жизни.

В заключение, использование эвристических заданий в экзаменах ОГЭ и ЕГЭ имеет огромное значение для развития учащихся. Оно позволяет им развить критическое мышление, творческие способности, проблемно-поисковую активность, самостоятельность, коммуникацию, а также развить их коллективные навыки. В результате, учащиеся становятся лучше подготовленными к трудностям и вызовам современного мира, а также приобретают навыки, необходимые для успешной самореализации и профессионального роста.

Список использованных источников

  1. Анашина, Н. Ю. Ума палата, или Школьные уроки играючи. На фестивале интеллектуальных игр (7-8-е классы) / Н. Ю. Анашина. – Текст : непосредственный // Современный урок. – 2014. –№ 5. – С. 140-146.

  2. Бекшаев, И. А. Кейс-метод: составление и использование заданий в учебном процессе / И. А. Бекшаев, Т. В. Дьячкова, Р. Г. Иванов. – Текст : непосредственный // Биология в школе. – 2020. –№ 2. – С. 31-42.

  3. Волкова, С.В. Описание методики использования активных методов обучения для повышения уровня мотивации при обучении биологии / С. В. Волкова.– Текст : электронный // Символ науки. – 2017. – № 11. – С. 64-66. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30508528 (дата обращения: 16.11.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

  4. Герасимова, Е. К. Создание авторских сетевых интерактивных заданий / Е. К. Герасимова, С. В. Зенкина. – Текст : непосредственный // Биология в школе. – 2020. – № 8. – С. 53-60.

  5. Кондрашова, Н. В. Эвристическая образовательная технология / Н. В. Кондрашова, А. И. Сидоршина, Г. В. Артемьева. – Текст : электронный// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №6. – С. 48-54. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskaya-obrazovatelnaya-tehnologiya (дата обращения: 18.11.2023).

  6. Мансурова, С. Е. Учебные задания по биологии как средство развития познавательного интереса и формирования познавательных метапредметных умений / С. Е. Мансурова. – Текст : непосредственный // Биология в школе. – 2015. –№ 9. – С. 19-25.

  7. Никишов, А. И. Методика обучения биологии в школе : учеб. пособие для вузов / А. И. Никишов. – Москва :Юрайт, 2022. – 193 с. –URL: https://urait.ru/bcode/495010 (дата обращения: 18.11.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

  8. Парфенова, С. Р. Развитие познавательной активности школьников с применением проблемного метода обучения на уроке биологии / С. Р. Парфенова. – Текст : электронный// StudNet. – 2020. – №12. – С. 1021-1026. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-s-primeneniem-problemnogo-metoda-obucheniya-na-uroke-biologii (дата обращения: 17.11.2023).

  9. Сухорукова, Л. Н. Эвристические возможности изучения эволюционной теории в условиях общего биологического образования / Л. Н. Сухорукова, Е. Е. Матюшенко.– Текст : электронный // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №9-3 (18). – С. 21-23. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26689362 (дата обращения: 16.11.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Просмотров работы: 239