ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Отарова Е.Н. 1, Склярова О.Н. 1, Мотричев В.В. 1, Пословский В.И. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, «строительство Вооруженных Сил осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке» [1]. Исследователи отмечают, что у ряда военнослужащих рациональные, внешние мотивы преобладают над идеальными мотивами, внутренними убеждениями. Это находит свое выражение во внешних проявлениях преимуществ военной службы: достаточно высоком денежном довольствии, возможности решить жилищный вопрос за счет предоставления квартир и др. В данной связи можно отметить, что в условиях повседневной деятельности материальное стимулирование личного состава Вооруженных Сил «оказывает значительное влияние на уровень личной дисциплинированности, качество выполнения функциональных обязанностей» в мирное время, но в условиях ведения боевых действий может не гарантировать появления готовности военнослужащих пожертвовать личными интересами и даже отдать жизнь, защищая свою Родину [3].

Необходимо отметить, что актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания военнослужащих подтверждается и тем обстоятельством, что степень качества выполняемых военнослужащими задач, как отмечает В. Малютин, «во многом зависит от уровня морально-психологического состояния личного состава, его готовности переносить тяготы и лишения воинской службы, жертвовать личными интересами во благо государственных» [3].

«Патриотизм, верность воинскому долгу, честь и достоинство, твердая воля к победе, готовность к самопожертвованию во имя Отечества являются признаками высокого морально-психологического состояния личного состава» Вооруженных Сил [2]. По мнению исследователя М.С. Фомина, «воспитание военнослужащих, являющееся приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц ВС всех степеней, позволяет решать задачу морально-нравственного и духовного становления солдат и офицеров – формирования духовной основы личности, отсутствие или недостаточно четкое определение смыслового содержания которой, приводит к снижению степени эффективности выполнения ВС РФ своих задач» [4]. Модернизация материально-технической базы, разработка и применение новых видов вооружения и военной техники может стать малоэффективными и не решить поставленных перед военнослужащими задач, в случае, если из воспитательного процесса будет исключена духовная составляющая. Результатом действий личного состава в этом случае может стать безответственность, недисциплинированное отношение к военной службе, халатное отношение к своим должностным обязанностям.

Следует подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание в широком смысле «представляет собой процесс усвоения и принятия воспитуемыми базовых государственных, национальных, воинских ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [3]. Носителями данных ценностей выступают народ России, государство, Вооруженные Силы, семья, культурные сообщества, а также традиционные российские религиозные объединения.

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих выступает в качестве организованного процесса, целью которого является формирование «морального сознания и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных отношений, поведения и культуры», - отмечает в своей работе В. Марютин [3]. Поэтому многие исследователи высказывают убеждение, что основой духовно-нравственного воспитания выступает интериоризация как перевод моральных требований общества, нравственных принципов, общечеловеческих ценностей в личные убеждения и внутренние установки каждого человека. Исследователи С.Н. Лукаш и А.З. Шидов считают при этом наиболее целесообразным и эффективным механизмом перевода «внешних воспитательных воздействий во внутренние смыслы и ценности» военнослужащих культурную идентификацию, которая выступает как основное условие «при усвоении ценностей и норм социальных общностей и групп» [2, с. 288].

В данной связи С.Н. Лукаш и А.З. Шидов высказывают мнение, что «деятельность субъектов воспитания должна быть сосредоточена на поиске инновационных форм и методов педагогического воздействия на духовно-нравственную сферу военнослужащих» [2, с. 288]. Для формирования российской идентичности и духовно-нравственного воспитания исследователи предлагают использовать виртуально-музейную деятельность, приобщение к традиционной народной культуре, а также научно-исследовательскую деятельность военнослужащих [2, с. 289].

В качестве традиционных форм духовно-нравственного воспитания военнослужащих можно назвать беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории, изучение биографий выдающихся военачальников родной страны, примеров героизма наших предков, воспитание на воинских традициях и ритуалах, уроках Мужества, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве монументов и мест воинских захоронений. Важную роль играет воспитание на общечеловеческих ценностях морали и нравственности, создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников.

Можно утверждать, что духовно-нравственное воспитание военнослужащих осуществляется не только посредством специально организованных мероприятий, воспитание осуществляется в процессе повседневного труда и воинской деятельности. Мы считаем, что на процесс формирования патриотических чувств военнослужащих существенное влияние оказывает непосредственная служба в рядах Вооруженных Сил, особенности внутреннего распорядка и боевой подготовки, которые организуются командирами подразделений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ Министра Обороны РФ от 11 марта 2004 года № 70 // https://base.garant.ru/ 6724917/ 3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/?ysclid=log01g7gap265749126

2. Лукаш С.Н.. Шидов А.З. Духовно-нравственное воспитание военнослужащих-контрактников в аспекте формирования российской идентичности // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4 (83). – С. 288-290.

3. Марютин В. Духовно-нравственное воспитание военнослужащих: преемственность, состояние и перспективы. Пути формирования у личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации патриотизма и верности воинскому долгу в современных условиях / В. Марютин // Ориентир. – 2014. – № 8. – С. 49-52.

4. Фомин М.С. Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии, проходящих службу по призыву / М.С. Фомин. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Санкт-Петербург, 2010. – 25 с.

Просмотров работы: 209