Введение: Физическая культура является неотъемлемой частью образования в вузе и играет важную роль в формировании здорового образа жизни студентов. В рамках курса физической культуры студенты знакомятся с различными видами спорта и тренируются для улучшения своей физической подготовки. Один из таких видов спорта – плавание.
Цель работы:
Исследовать роль плавания в учебном процессе на занятиях физической культурой в вузе.
Задачи работы:
Изучить и анализировать существующую научную литературу по вопросу роли плавания в учебном процессе вуза.
Изучить потенциал и пользу плавания как средства физического развития студентов.
Изучить влияние плавания на повышение общей успеваемости студентов.
Подтвердить или опровергнуть гипотезу о положительном влиянии плавания на качество и эффективность учебного процесса в вузе.
Материалы и методы исследования:изучение научнойлитературы.
Плавание играет важную роль в учебном процессе вуза. Оно предоставляет многочисленные преимущества, способствующие успешному обучению студентов. Плавание считается одним из наиболее полезных видов спорта для физического развития человека. Этот вид спорта активно включает в работу все группы мышц, развивает выносливость и гибкость. Кроме того, плавание положительно влияет на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Исследования показали, что регулярные занятия плаванием улучшают общую физическую форму, повышают уровень физической выносливости и оказывают положительное воздействие на общую умственную деятельность [1].
Плавание обладает большим потенциалом как средство физического развития студентов.
Во-первых, плавание благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. Горизонтальное положение тела в воде, сопровождаемое циклическими движениями, активизирует мышцы, улучшает дыхание и создает взвешенное состояние тела. Эти факторы содействуют улучшению кровообращения, снижению систолического давления, повышению эластичности сосудов и увеличению ударного объема сердца.
Во-вторых, Гидростатическая невесомость во время плавания разгружает опорно-двигательный аппарат, создавая условия для нормализации осанки. Это способствует увеличению подвижности в суставах и гармоничному развитию мышц. Плавание также снижает риск травмирования опорно-двигательного аппарата.
В-третьих, Температура воды влияет на центральную нервную систему, уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Массаж нервных окончаний, выполняемый водой, успокаивает и убирает переутомление, что положительно сказывается на сне, внимании и памяти. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, способствуют формированию положительного эмоционального фона.
Плавание также положительно влияет на органы дыхания. Интенсивная тренировка дыхательной мускулатуры, увеличение физической активности грудной клетки и жизненной емкости легких приводят к повышенному потреблению кислорода кровью. Занятия плаванием способствуют устойчивости к гипоксии, а тренировка в задержке дыхания и ныряния улучшают общую функциональность дыхательной системы.
Постоянные занятия плаванием считаются эффективным средством воздействия на нервную деятельность. Они способствуют закаливанию, укреплению иммунной системы и повышению сопротивляемости к инфекциям. Таким образом, плавание обладает всесторонним оздоровительным воздействием и является доступным для широкого спектра возрастных категорий [2].
Регулярные тренировки в бассейне способствуют повышению устойчивости организма студента к негативным воздействиям окружающей среды. Это объясняется тем, что плавание положительно воздействует на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляя их.
Плавание, аналогично многим другим видам спорта, способствует укреплению нервной системы, поднимает настроение и улучшает качество сна. При постоянном и серьезном подходе к тренировкам формируются ключевые качества, такие как целеустремленность, самодисциплина, уверенность в своих силах, а также грамотное соблюдение санитарно-гигиенических норм.
В целом, регулярные занятия плаванием не только способствуют улучшению физического здоровья студента, но также влияют на его психологическое благополучие. Это, в свою очередь, может положительно сказаться на процессе обучения в вузе, помогая сформировать необходимые навыки и качества для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности [3].
Вывод:на основе анализа научной литературы можно сделать следующие выводы: плавание является эффективным средством физической активности, которое развивает такие качества, как выносливость, координацию движений, мускульную силу и гибкость. Включение плавания в учебный процесс вузов позволяет обеспечить комплексное развитие студентов, а также повысить их общую физическую подготовку.
Таким образом, плавание играет ценную роль в учебном процессе вуза, обеспечивая физическое и психологическое благополучие студентов, укрепляя их возможности для успешного обучения.
Список литературы
1. Миронова Анастасия Александровна, Ильина Светлана Александровна Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития студентов на занятиях в вузах // Наука-2020. 2021. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-kak-effektivnoe-sredstvo-ukrepleniya-zdorovya-i-fizicheskogo-razvitiya-studentov-na-zanyatiyah-v-vuzah (дата обращения: 26.12.2023).
2. Редюкова Е.А. Плавание и его оздоровительное значение // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-i-ego-ozdorovitelnoe-znachenie (дата обращения: 26.12.2023).
3.Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Cборник статей XVI Международной научно-практической конференции. С.157-160Якоб Д.А., Цветкова Ю.В.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35210766 (датаобращения: 26.12.2023).