Плавание в учебном процессе на занятиях физической культурой в ВУЗе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Плавание в учебном процессе на занятиях физической культурой в ВУЗе

Чижова М.А. 1, Ковалёва А.М. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: Физическая культура является неотъемлемой частью образования в вузе и играет важную роль в формировании здорового образа жизни студентов. В рамках курса физической культуры студенты знакомятся с различными видами спорта и тренируются для улучшения своей физической подготовки. Один из таких видов спорта – плавание.

Цель работы:

Исследовать роль плавания в учебном процессе на занятиях физической культурой в вузе.

Задачи работы:

Изучить и анализировать существующую научную литературу по вопросу роли плавания в учебном процессе вуза.

  • Изучить потенциал и пользу плавания как средства физического развития студентов.

  • Изучить влияние плавания на повышение общей успеваемости студентов.

  • Подтвердить или опровергнуть гипотезу о положительном влиянии плавания на качество и эффективность учебного процесса в вузе.

Материалы и методы исследования:изучение научнойлитературы.

Плавание играет важную роль в учебном процессе вуза. Оно предоставляет многочисленные преимущества, способствующие успешному обучению студентов. Плавание считается одним из наиболее полезных видов спорта для физического развития человека. Этот вид спорта активно включает в работу все группы мышц, развивает выносливость и гибкость. Кроме того, плавание положительно влияет на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Исследования показали, что регулярные занятия плаванием улучшают общую физическую форму, повышают уровень физической выносливости и оказывают положительное воздействие на общую умственную деятельность [1].

Плавание обладает большим потенциалом как средство физического развития студентов.

Во-первых, плавание благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. Горизонтальное положение тела в воде, сопровождаемое циклическими движениями, активизирует мышцы, улучшает дыхание и создает взвешенное состояние тела. Эти факторы содействуют улучшению кровообращения, снижению систолического давления, повышению эластичности сосудов и увеличению ударного объема сердца.

Во-вторых, Гидростатическая невесомость во время плавания разгружает опорно-двигательный аппарат, создавая условия для нормализации осанки. Это способствует увеличению подвижности в суставах и гармоничному развитию мышц. Плавание также снижает риск травмирования опорно-двигательного аппарата.

В-третьих, Температура воды влияет на центральную нервную систему, уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Массаж нервных окончаний, выполняемый водой, успокаивает и убирает переутомление, что положительно сказывается на сне, внимании и памяти. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, способствуют формированию положительного эмоционального фона.

Плавание также положительно влияет на органы дыхания. Интенсивная тренировка дыхательной мускулатуры, увеличение физической активности грудной клетки и жизненной емкости легких приводят к повышенному потреблению кислорода кровью. Занятия плаванием способствуют устойчивости к гипоксии, а тренировка в задержке дыхания и ныряния улучшают общую функциональность дыхательной системы.

Постоянные занятия плаванием считаются эффективным средством воздействия на нервную деятельность. Они способствуют закаливанию, укреплению иммунной системы и повышению сопротивляемости к инфекциям. Таким образом, плавание обладает всесторонним оздоровительным воздействием и является доступным для широкого спектра возрастных категорий [2].

Регулярные тренировки в бассейне способствуют повышению устойчивости организма студента к негативным воздействиям окружающей среды. Это объясняется тем, что плавание положительно воздействует на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляя их.

Плавание, аналогично многим другим видам спорта, способствует укреплению нервной системы, поднимает настроение и улучшает качество сна. При постоянном и серьезном подходе к тренировкам формируются ключевые качества, такие как целеустремленность, самодисциплина, уверенность в своих силах, а также грамотное соблюдение санитарно-гигиенических норм.

В целом, регулярные занятия плаванием не только способствуют улучшению физического здоровья студента, но также влияют на его психологическое благополучие. Это, в свою очередь, может положительно сказаться на процессе обучения в вузе, помогая сформировать необходимые навыки и качества для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности [3].

Вывод:на основе анализа научной литературы можно сделать следующие выводы: плавание является эффективным средством физической активности, которое развивает такие качества, как выносливость, координацию движений, мускульную силу и гибкость. Включение плавания в учебный процесс вузов позволяет обеспечить комплексное развитие студентов, а также повысить их общую физическую подготовку.

Таким образом, плавание играет ценную роль в учебном процессе вуза, обеспечивая физическое и психологическое благополучие студентов, укрепляя их возможности для успешного обучения.

Список литературы

1. Миронова Анастасия Александровна, Ильина Светлана Александровна Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития студентов на занятиях в вузах // Наука-2020. 2021. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-kak-effektivnoe-sredstvo-ukrepleniya-zdorovya-i-fizicheskogo-razvitiya-studentov-na-zanyatiyah-v-vuzah (дата обращения: 26.12.2023).

2. Редюкова Е.А. Плавание и его оздоровительное значение // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-i-ego-ozdorovitelnoe-znachenie (дата обращения: 26.12.2023).

3.Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Cборник статей XVI Международной научно-практической конференции. С.157-160Якоб Д.А., Цветкова Ю.В.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35210766 (датаобращения: 26.12.2023).

Просмотров работы: 25