В условиях современной школы остро возросла необходимость появления новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В паспорте специальности 13.00.02 подчеркивается важность теоретических основ создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования. Одной из таких форм обучения, направленной на личностно-ориентированный подход в обучении и мотивации школьников, является формирование общеучебных умений.
В современном мире происходит модернизация школьного образования, во время которой Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, основанный на компетентностно-деятельностном подходе в обучении, обеспечивает достижение планируемых результатов образования и создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности.
В соответствии с ФГОС второго поколения, главной целью основного общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения для всех видов проблем и задач. В соответствии с этими требованиями одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческих интересов и навыков работы с источниками информации, создание условий для самореализации, формирование способностей и умений применять знания, полученные в ходе учебной деятельности, на практике и в повседневной жизни.
В настоящее время перед учителем встает важнейшая задача - организовать деятельность учащихся, в ходе которой могут формироваться универсальные учебные действия, овладение которыми позволяет самостоятельно мыслить, ставить цели, решать задачи, строить гипотезы, а также проводить исследования.
Для успешного формирования общеучебных умений необходимо не только правильно выбрать содержание образования, но и создать обучающую среду, которая способна повысить качество образования [3, с. 38].
География, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для формирования универсальной учебной деятельности, поскольку происходит обогащение учебного процесса новыми методами и технологиями обучения, которые позволяют развивать у учащихся способность к самостоятельному овладению знаний [2, с. 50].
В методике обучения географии под общеучебными умениями, принято понимать такое сочетание действий учащихся, которое способствует обеспечению самостоятельному усвоению новых знаний, а также содействуют развитию социокультурных и нравственных компетенций.
Общеучебные умения носят именно универсальный характер, так как они:
- способны обеспечить успешное усвоение полученных знаний;
- способствуют освоению познавательной, коммуникативной, практической, исследовательской и другим видам деятельности;
- создают условия для всестороннего развития личности учащихся.
Общеучебные умения являются многокомпонентным образованием. В их составе были выделены четыре блока основных видов: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.
В блок личностных общеучебных умений входят именно те действия, которые ориентируются на целостно-смысловую ориентацию обучающихся, а также на социальные роли и межличностные отношения.
В личностно-ориентированном обучении необходимо выделяются два типа действий (Табл. 1).
Таблица 1.
Типы умений
Коммуникативные общеучебные умения обеспечивают социальную компетентность учащихся. При их успешном освоении каждый ученик способен самостоятельно планировать сотрудничество с учителем и ровесниками, наиболее четко и полно выражать мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, а также управлять своим поведением.
Блок регулятивных общеучебных умений направлены на формирование способностей к организации учебно-познавательной деятельности (Табл. 2).
Таблица 2.
Характеристика регулятивных общеучебных умений
В свою очередь, познавательные умения разделяются на три составляющие:
1. Общеучебные и знаково-символические действия.
2. Логические действия.
3. Действия постановки и решения проблем.
Как правило, познавательные общеучебные умения представляют собой действия, которые направлены на планирование, осуществление и анализ познавательной деятельности [2, с. 51].
Таким образом, умения, обладающие широким спектром направленности, применимые в разных предметных областях, а также в жизненных ситуациях, представляют собой общеучебные умения. Формирование общеучебных умений является наиболее приоритетной задачей для учителя, так как именно они способствуют самостоятельному освоению новых знаний, умений.
Как правило, к общеучебным умениям, осваиваемым в процессе обучения географии за 5 класс, относятся:
1. Умения пользоваться различными видами географических карт и современными технологиями.
2. Умения владеть географическими понятиями.
3. Способность находить информацию из различных источников, уметь ее классифицировать.
4. Умения самостоятельно производить сравнительный анализ различной информации и делать выводы.
5. Способность ориентироваться на местности.
В современном мире урок географии - урок, на котором у учащихся должны реализоваться разные виды общеучебных умений, которые будут направлены на освоение личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных видов универсальных учебных действий [2, с. 51].
В ходе формирования общеучебных умений в процессе обучения географии за 5 класс следует сделать акцент на работу с учебником, а также с его компонентами. Важно помнить, что при работе с научной информацией необходимо уделять внимание комплексному и страноведческому подходу, которые способствуют достижению личностных и метапредметных результатов [1, с. 47].
Именно работа с различными компонентами учебника создает условия для успешного формирования общеучебных умений. При работе с учебным пособием у каждого ученика происходит воспроизведение изученного материала с использованием актуализации опорных знаний, логико-структурный анализ информации с разделением научного текста на логические части, объяснение каких-либо географических объектов и явлений, их основных черт сходства и различия, а также разносторонняя практическая деятельность.
Одним из важнейших учебных действий, которое осваивают учащиеся в процессе обучения географии, является умение пользоваться различными видами картографических пособий. В зависимости от задач, которые изначально были поставлены учителем перед учащимся, методы работы с географическими картами могут быть направлены на индивидуальную или групповую работу.
В то же время при групповой работе целесообразно применять активные и проблемные формы обучения, которые формируют познавательные и коммуникативные учебные умения.
При изучении географии в 5 классе учащимся предлагается выполнять различные проекты, которые играют важную роль в процессе обучения. Суть их заключается в самостоятельном усвоении учащимися школьного материала по географии и конкретного результата в виде конечного продукта деятельности, который способен сделать обучение, связанным с жизнью.
Проектная деятельность обучающихся, выступающая в роли основного средства достижения метапредметных результатов, является главным способом достижения результатов, которые предъявляются Стандартом ФГОС.
При работе над различными проектами у учащихся в 5 классе осуществляется внутрипредметная интеграция. Каждый ученик с помощью проектной деятельности самостоятельно контролирует свой учебный процесс, ставит цели и находит решение поставленным задачам, а также оценивает полученные результаты [4, с. 27].
Метод проектов повышает степень самостоятельности и инициативности учащихся 5 класса, формирует их познавательную деятельность, создает условия для формирования навыков презентации проекта и ведения диалога. Проектная деятельность помогает подготовить учащихся к жизни в современном мире, развивает коммуникативные способности, способствует развитию общеценностных качеств человека.
Таким образом, при формировании общеучебных умений основная задача учителя географии заключается в построении учебного процесса таким образом, чтобы ученики 5-х классов научились самостоятельно добывать знания, осваивая новые приемы и умения, то есть, тем самым, осуществляя системно-деятельностный подход к усвоению знаний учащимися.
Список использованной литературы
Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования» 2020. №2 (6) /июль. С. 44-54.
Дьяченко И. В. Методическая система формирования универсальных учебных действий в процессе географического обучения // Современное педагогическое образование № 2 / «КноРус» Москва 2021 С. 50-52.
Найденова И. А. Обучающая среда для развития УУД через проектную деятельность // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2021. С. 38-41.
Хлапушина К. Б., Савина Л. Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся / Вестник Пензенского государственного университета. 2022. №2 (10) С. 27-31.
Белова Е. А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 классы. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2023.
Летягин А. А. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2022.