Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения. Необходимо отметить, что проблема мотивации достижения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов повышения мотивации школьников.
Мотивация к достижению успеха — это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Практика показывает, что люди неуспешные и мотивированные на избегание неудач не находят или мало находят самостоятельно такую сферу активности, где можно было бы реализовать свои потенциальные возможности. Тогда, как человек, оказавшийся в ситуации успеха ощущает эмоциональный подъем, у него создается ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих безграничных возможностях, такой человек стремится снова оказаться в ситуации успеха. Он стремится добиваться успеха в любой деятельности, повышать все возможные уровни, превосходить существующие нормы. Мотивация достижения успеха влияет не только на успешность обучения, но и на всю дальнейшую профессиональную деятельность человека.
Т.О. Гордеева под «мотивацией достижения» понимает мотивацию достиженческой деятельности - это такая деятельность, которая связанна с целенаправленным преобразованием себя, других людей, отношений, субъектов окружающего мира. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [1].
В отечественной психологии мотивация достижения также исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым [2]. Он определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, которые регулируют процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу ее осуществления. Можно указать особые структурные компоненты, которые выполняют специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности. Это мотивация: актуализации, т.е. инициация и побуждение деятельности; селекции - процессы выбора цели и определение соответствующих ей действий; реализации - регуляция выполнения действия и контроль по реализации какого-либо намерения; постреализации, т.е. речь идет о процессах, направленных на прекращение действия или смену одного определенного действия на другое [2].
Проблема развития мотивации достижения успеха у подростков в современном мире достаточно актуальна, так как продиктована совершенствованием общества и темпами его развития. Это подтверждается многочисленными исследованиями (Е.А. Булатова, Т.О. Гордеева, В.А. Кручинин, М.Ш. Магомед-Эминов и др.) мотивации деятельности, ориентированной на успех.
Подростковый возраст - это период преобразования социальной активности, сопровождающийся очень существенными переменами в жизни ребенка. Важной психологической особенностью этого периода, является формирующееся чувство «взрослости». В подростковом возрасте: активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценки и самовосприятия, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
Развитие мотивации достижения успеха для подростков является важной составляющей развития их личности и обусловлено особенностями этого возрастного этапа (стремление к самостоятельности, независимости, реализации своих потенциалов).
Подростки нередко испытывают на себе пресс деформированных общественных отношений, что мешает им добиваться даже самых элементарных успехов в учебе и в повседневной жизни. Подросткам в большинстве своем достигать состояний радости, удовлетворения, признания не так уж просто, а именно эти состояния активизируют их позитивное межличностное общение.
Подростковый возраст является сложным периодом в развитии личности, содержащим ряд противоречий и надежд, поэтому развитие мотивации достижение успеха в подростковом возрасте возможно только с учетом всех особенностей этого периода. Поиск нового, потребность в самосознании, необходимость в признании и боязнь ошибок и неудач, зачастую определяют формирование личности ребенка.
Таким образом, актуальность развития мотивации достижения у подростков обусловлена социальным заказом на высокомотивированную к достижениям личность и неготовностью школы к реализации данной цели, вследствие недостаточной разработанности обоснованных методов и средств.
Список литературы:
Гордеева Т. О. Мотивация достижения : теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2012. – С. 47–103.
Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дисс. ... канд. пси-хол. наук.- М., 2007.