В современных условиях, когда существует такое разнообразие форм отклоняющегося поведения (саморазрушающее, делинквентное, адиктивное и т.д.), особое внимание исследователей обращается к просоциальному поведению [2].
Актуальность изучения процессов, связанных с развитием просоциального поведения у младших школьников представляется важной в связи с началом формирования в этом возрасте устойчивой системы ценностей, а также в связи с подготовкой учащегося к переходу на следующий уровень обучения.
Просоциальное поведение широко изучается зарубежными и отечественными учеными. Научный интерес к изучению просоциального поведения возник у ученых относительно недавно, ранее вопросы, касающиеся понимания помогающего поведения человека, рассматривались в рамках изучения альтруизма, эмпатии, вопросов морали и нравственности.
Термин «просоциальное поведение» можно встретить только в специализированных словарях, и обозначает он все виды действий, нацеленных на благополучие другого человека, группы людей или общества в целом. Это может быть и оказание помощи в экстренной ситуации, и кооперация, и волонтерская деятельность, и совместное пользование ресурсами, и другие разновидности поведения.
Существует несколько подходов к пониманию сущности просоциального поведения. Согласно первому, данное понятие отождествляется с альтруистическим, является полностью бескорыстным, детерминированным внутренними факторами (личностными качествами), вторая точка зрения, утверждает, что просоциальное поведение направлено на благо другого человека или группы, и крайне редко является полностью бескорыстным (в основе его лежит стремление к получению внешнего вознаграждения (похвала, дружба, имидж и т.д.) или же самовознаграждение [1]).
Таким образом, термины «просоциальное поведение», «оказание помощи» и «альтруизм» по своему содержанию очень близки, они описывают поведение, направленное на помощь другому, различие заключается лишь в мотивации действий и оценке собственной выгоды.
Просоциальное поведение очень значимо для развития нравственных основ личности, сензитивным для развития которых является младший школьный возраст.
Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил, у ребенка развивается направленность на других людей. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения и внеучебной деятельности, потому что ребенок, участвуя в новых деловых отношениях, невольно сравнивает себя с другими детьми, их успехами, достижениями, поведением, и он просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Младшие школьники активно осваивают социальную жизнь общества, взрослых людей, устанавливают с ними определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл их деятельности и поступков. Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм, так как дети очень хотят выполнять эти нормы. Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.
Таким образом, развитие мотивов просоциального поведения у младших школьников является весьма актуальной проблемой, решение которой соответствует современным требованиям к выпускнику уровня начальной школы и решению проблем нравственного развития личности ребенка младшего школьного возраста.
Список литературы:
Кухтова Н.В. Феномен просоциального поведения в психологической науке (некоторые подходы в изучении просоциального поведения) / Н.В. Кухтова // Психологический журнал. – 2004. – №1. – С. 60-65.
Логвинова М.И. Просоциальное поведение: социально-психологический анализ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prosotsialnoe-povedenie-sotsialno-psihologicheskiy-analiz