Методические особенности исследовательской работы в школьном курсе географии - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Методические особенности исследовательской работы в школьном курсе географии

Азатова Г.А. 1
1студентка 5 курса, института информационных технологий, точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях, когда ключевым элементом модернизации российской образовательной системы служит Федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации эффективных методов, способствующих формированию умения учащихся самостоятельно добывать новые знания, а не получать их в готовом виде, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Другими словами, возникает острая необходимость в организации проектной и исследовательской деятельности школьников, что требует введения в образовательный процесс альтернативных технологий, форм и способов организации образовательной деятельности.

В основе модернизации образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает переход к стратегии исследования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня развития личности и познавательного интереса учащихся [9].

Школьная программа по предметным областям знаний ориентирована на организацию исследовательской деятельности учащихся, что позволяет в процессе самостоятельной работы над созданием проекта сформировать культуру умственного труда учеников. Это объясняется тем, что одной из основных характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной - исследовательской деятельности, которая относится к разряду инновационной, т. к. предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

На уроках географии, как одного из основных учебных предметов общественно-научного цикла, введение данных категорий предполагает необходимость включения каждого ребенка в исследовательскую деятельность, где открывается возможность духовного и профессионального становления личности школьника через организацию активных способов действий, отличающихся по содержанию и форме от традиционных уроков.

Сегодня очевидно, что общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и создавать условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции. Большинство учителей понимают значимость формирования у школьников исследовательских умений, а также видят потенциал, которым обладает учебный предмет для реализации у школьников данных умений. В то же время формирование у учащихся исследовательских умений не всегда связывается ими с целями современного образования. Все это позволяет сделать вывод, что работа по формированию исследовательских умений носит бессистемный, эпизодический характер. Эффективность формирования исследовательских умений зависит от методов, способов, приемов и средств, используемых педагогом. При организации исследовательской деятельности развитие исследовательских умений у школьников происходит на стадии планирования, анализа и синтеза, где ученик, работая над проектом, включается в активную познавательную и исследовательскую деятельность. Проектирование делает образовательный процесс более четким, научно обоснованным, ориентированным на определенный результат, конструируемый из отдельных приемов или технологических операций .

В настоящее время в педагогической и научно-методической литературе используются различные вариации определения, отображающие исследовательскую деятельность учащихся.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации учащихся к изучению географии выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира и себя в этом мире.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы,  уроки-исследования.

Урок-лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.

Урок-семинар. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления.

Урок-зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на вузовский зачет. Проводить его по требованиям, сформулированным в стандартах географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.

При планировании уроков-исследований выделяют следующие правила:

·         Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

·         Работа должна быть адресована всему классу.

Пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала)

Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов:

–        картографы определяют географическое положение материка;

–        геоморфологи исследуют рельеф;

–        геологи объясняют строение земной коры;

–        климатологи определят климат;

–        гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Дна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:

·         Как вы мыслите решение поставленной задачи?

·         Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?

·         Какие карты будете использовать?

·         Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Учащиеся в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Австралии от других материков?

(малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.                        

Проектная - исследовательская деятельность – процесс достаточно сложный как для учителя, так и для учащихся. Основная роль учителя – выполнить функции независимого консультанта, а основная роль учащихся – выступить активными участниками процесса, постоянно сменяя роли в обучении. Успешность работы по реализации проектной – исследовательской деятельности зависит от тесного сотрудничества учителя с учениками и от грамотного планирования деятельности, которое включает в себя следующие этапы: планирование, разработка исследования, презентация проекта и оценивание проекта (рефлексия). Основной целью учащихся на первом этапе является: найти и сформулировать совместно с учителем предполагаемую тему проекта, на основе которой разрабатывается план дальнейшей работы по теме. Второй этап предполагает определение цели, задач, подбор необходимых средств обучения, поиск и анализ информации для решения поставленных задач. Третий этап включает в себя презентацию проекта, что предполагает предоставление полученных результатов, успешность оценки которых во многом зависит именно от качественной презентации. Четвертый этап – этап рефлексии или защиты проектов, который предполагает готовность как школьников, которым необходимо будет отвечать на вопросы, вступать в обсуждения, дискуссии, оценивать себя, рефлексировать, так и готовность учителя, которому предстоит оценить результаты проделанной работы учащихся.

География – один из основных школьных предметов, где исследовательская деятельность является основным направлением развития школьников. В связи с этим, в последнее десятилетие метод исследования получил широкое применение в практике обучения, как в средней, так и в старшей школе. Содержание школьных курсов географии представляет широкие возможности для выполнения проектной – исследовательской деятельности.

В основе выбора темы исследования по географии лежит как программное содержание курса, так и непосредственная связь с жизнью и современностью, что подтверждает общественно-научный характер учебного предмета. Примером темы на основе программного содержания является: «Проблемы природно-ресурсной базы России», а примерами тем, основанных на непосредственной связи с жизнью и современностью могут служить: «Основные пути развития мегаполисов России и решение острой проблемы вымирания русского села». Продуктом такой деятельности может стать описание природного и социально-экономического объекта или процесса, составление картосхемы, модель взаимодействия природно-территориального комплекса и пр.

На втором этапе организации исследования – непосредственной его разработке, реализацию метода проектов на уроках географии отличает выбор методов исследования, которые для географической науки являются специфическими. Может быть проведен эксперимент, организовано наблюдение за изучаемым объектом или явлением. Большое значение имеет работа с первоисточниками, картографическими произведениями, новыми статистическими данными, использование краеведческого материала.

На третьем и четвертом этапах организации исследовательской деятельности, т. е. на этапе презентации и защиты результатов, в методике организации исследовательской деятельности школьников на уроках географии, следует учитывать требования к оформлению и предоставлению наглядных материалов. Для географической науки эти требования также носят специфический характер, т. к. предполагают учет культуры обращения к карте, точность локализации объектов, умение подбирать адекватную систему условных обозначений при создании и моделировании карт; умение генерализировать информацию, составлять и анализировать статистические и графические данные, оценивать не только эмоциональную насыщенность фотографического материала, но и его содержательную основу.

Таким образом, методические особенности исследовательской деятельности учащихся на уроках географии являются творческой работой, основанной на самостоятельности школьников, имеющие свои отличительные характеристики, проявляющиеся на каждом этапе и направленные на социально значимую исследовательскую деятельность учащихся. Это делает образовательный процесс наиболее эффективным и научно обоснованным, что соответствует установкам Федерального государственного образовательного стандарта.

Список использованных источников:

1. Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии. М.: Астрель: ACT, 2004.

2. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. С. 37–43.

3. Николина В.В. Проектное и исследовательское обучение в школьной географии: теория и практика: практико-ориентирован. моногр. Н. Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т, 2008.

4. Розанов Л.Л. Педагогика: метод исследования как педагогическая технология. М.: Академия, 2014.

5. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005.

6. Ступникова А.Д. Методические основы подготовки будущего учителя географии в условиях Федерального го- сударственного образовательного стандарта // Электрон. научн.-образоват. журнал «Грани познания». 2013. № 3(23). С. 123–127. [Электронный ресурс]. URL: http://www.grani.vspu.ru/files/publics/1369832672.pdf (дата обращения: 18.01.2018).

7. Ступникова А.Д., Деточенко Л.В. Возможности курса «Организация внеклассной деятельности учителя географии» в развитии способности руководить научно-исследовательской деятельностью обучающихся // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 ноября 2016 г.). М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. С. 177–179.

8. Таможня Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академическо- го бакалавриата. М.: Юрайт, 2018.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2012.

10. Фетисова Н.Е., Кондаурова Т.И. Познавательные задачи как средство формирования исследовательских умений в обучении биологии // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 2(106). С. 83–87.

11. Хуторской Н.Ю. Исследовательская деятельность и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 95–100.

12. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов // Школьные техноло- гии. 2000. № 2. С. 3–24.

13. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2014.

Просмотров работы: 61