В условиях глобализации экономики, инновации остаются ключевым фактором экономического роста и конкурентоспособности в современном мире. Они способствуют повышению производительности, качества и эффективности производства, созданию новых товаров и услуг, решению социальных и экологических проблем. Инновации также влияют на структурные изменения в экономике, формируя новые отрасли и рынки, способствуя диверсификации и модернизации производства.
Сегодня в Российской Федерации признается важность инновационного развития. В последние годы были приняты и реализованы различные стратегические документы, программы и меры, направленные на стимулирование и поддержку инновационной деятельности в разных секторах экономики. Однако по многим показателям инновационной деятельности Россия отстает от ведущих стран мира и имеет ряд проблем и барьеров, сдерживающих инновационное развитие.
Инновационная активность организаций характеризует степень их участия в разработке и внедрении инноваций, а также объем и структуру затрат на инновации. Инновационные результаты организаций отражают эффекты и выгоды от инноваций, а также их вклад в экономический рост и социальное развитие.
По данным Росстата, в 2020 году инновационно активными были 9,6% организаций, а в 2021 11,9% занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи, информации и коммуникациях, научных и технических услугах. Относительно 2020 и 2019 гг. уровень инновационной активности бизнеса вырос на 1,1 и 2,8 п.п. соответственно [1].
Позитивные тренды наблюдаются практически во всех секторах экономики. Доля инновационно активных компаний в промышленном производстве — 17,4% (против 16,2% в 2020 г.), в здравоохранении — 11% (8,6%), сельском хозяйстве — 8,1% (6,6%), строительстве — 4,5% (3,9%). Только в сфере телекоммуникаций и ИТ удерживается отметка в 12,2%. Данные показатели отлично отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Уровень инновационной активности организаций по видам экономической деятельности
Самые инновационные индустрии — производство компьютеров, электронных и оптических изделий, летательных и космических аппаратов, где разработкой и внедрением инноваций занимается почти каждая вторая организация.
В сравнении с другими странами, уровень инновационной активности организаций в России низкий. По данным Евростата, в 2018 году средний показатель инновационной активности организаций в Европейском союзе составлял 51,5%, а во многих развитых странах он превышал 60% (например, в Германии 68,9%, в Швеции 66,3%, в Финляндии 64,3%).
По типам инноваций, в 2020 году в России были наиболее распространены организационные инновации (6,1% организаций), затем маркетинговые инновации (5,4% организаций), продуктовые инновации (4,9% организаций) и процессные инновации (4,8% организаций). По сравнению с 2019 годом, доля организаций, осуществляющих продуктовые и процессные инновации, снизилась на 0,5 и 0,4 процентных пункта соответственно, а доля организаций, осуществляющих организационные и маркетинговые инновации, увеличилась на 0,1 и 0,2 процентных пункта соответственно. В сравнении с другими странами, Россия имеет более высокую долю организаций, осуществляющих организационные и маркетинговые инновации, но более низкую долю организаций, осуществляющих продуктовые и процессные инновации.
В целом за 2021 год объем и структура затрат на инновационную деятельность составили 2379.7 млрд. руб. Рассмотрим подробнее данные затраты на Рисунке 2 [1].
Рисунок 2 - Объем и структура затрат на инновационную деятельность
Инновационная деятельность организаций зависит от множества внутренних и внешних факторов, которые могут стимулировать или сдерживать инновации. Внутренние факторы включают ресурсы, мотивацию, стратегию, культуру, организацию и управление инновациями внутри организации. Внешние факторы включают рыночную ситуацию, конкуренцию, спрос, технологические возможности, правовое и нормативное регулирование, налоговую и тарифную политику, государственную поддержку, научно-техническое сотрудничество, социально-культурные и экологические аспекты.
По данным Росстата, в 2020 году наиболее важными факторами, стимулирующими инновационную деятельность организаций в России, были: увеличение доли рынка, повышение качества продукции, снижение себестоимости продукции, удовлетворение потребностей клиентов, повышение эффективности производства, улучшение экологических характеристик продукции, соблюдение нормативных требований, повышение безопасности продукции, увеличение объема продаж, улучшение репутации [2].
Наиболее серьезными проблемами и барьерами, сдерживающими инновационную деятельность организаций в России, остаются: высокая стоимость инноваций, недостаток финансовых ресурсов, высокий риск неудачи инноваций, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о технологиях и рынках, низкий спрос на инновации, недостаточная защита интеллектуальной собственности, сложность адаптации инноваций к условиям производства, жесткое нормативное регулирование, недостаток сотрудничества с другими организациями [3].
Сегодня Правительство играет важную роль в развитии инновационной отрасли, создавая условия и стимулы для инновационной деятельности организаций, финансируя научные исследования и разработки, поддерживая инновационную инфраструктуру, содействуя коммерциализации и распространению инноваций, формируя кадровый потенциал и культуру инноваций.
В России существует ряд стратегических документов, определяющих цели, приоритеты и механизмы государственной инновационной политики. Среди них можно выделить:
Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, утвержденную Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642;
Стратегию развития цифровой экономики Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р;
Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р;
Стратегию развития промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 № 3213-р;
Стратегию развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Для реализации данных стратегий разработаны и осуществляются различные федеральные и региональные программы, проекты и мероприятия, направленные на поддержку инноваций в разных сферах и отраслях. Среди них можно назвать:
Федеральную программу «Развитие электронного компонентного базиса и радиоэлектроники на 2018-2025 годы», которая направлена на создание и развитие отечественного производства высокотехнологичной электронной продукции, повышение ее конкурентоспособности и экспортного потенциала, обеспечение национальной безопасности и суверенитета России в области радиоэлектроники;
Федеральную программу «Развитие судостроения и оборудования для освоения морских ресурсов на 2013-2030 годы», которая направлена на развитие отечественного судостроения и судоходства, создание и модернизацию судов и морского оборудования для различных целей, в том числе для освоения морских ресурсов, повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала российского судостроения, поддержку научных исследований и инноваций в области судостроения и морской техники и т.д.
Для повышения инновационной активности и эффективности организаций, а также для достижения стратегических целей инновационного развития России необходимо решать следующие задачи:
усиливать мотивацию и стимулы для инновационной деятельности организаций, в том числе через налоговые льготы, гранты, субсидии, гарантии, кредиты, заказы, конкурсы, премии и др.;
снижать стоимость и риск инноваций, в том числе через совершенствование механизмов финансирования, защиты и лицензирования интеллектуальной собственности, стандартизации и сертификации инновационной продукции, а также через развитие институтов разрешения споров и контроля качества;
повышать доступность и качество ресурсов для инноваций, в том числе через обеспечение квалифицированных кадров, современного оборудования, материалов, информации, технологий, а также через развитие научной, образовательной и инновационной инфраструктуры;
улучшать условия и возможности для сотрудничества и взаимодействия между участниками инновационной отрасли, в том числе через создание и развитие сетей, платформ, партнерств, кластеров, альянсов, а также через участие в международных проектах и программах;
усиливать роль и ответственность государства в развитии инновационной отрасли, в том числе через формирование и реализацию стратегического видения, целей и приоритетов инновационного развития, координацию и мониторинг действий и результатов различных органов и организаций, а также через обеспечение прозрачности, согласованности и эффективности механизмов и инструментов государственной поддержки инноваций.
Инновационная отрасль является одной из важнейших сфер развития Российской Федерации, которая определяет ее конкурентоспособность, экономический рост и социальное благополучие. В настоящее время Россия имеет значительный научно-технический и кадровый потенциал, а также развитую систему государственной поддержки инноваций. Однако по многим показателям инновационной деятельности и результатов Россия отстает от ведущих стран мира и сталкивается с рядом проблем и барьеров, сдерживающих инновационное развитие.
Таким образом, инновационное развитие России требует комплексного и системного подхода, учета специфики и потребностей разных секторов и отраслей, а также активного вовлечения и сотрудничеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Опубликовано 17-е издание серии «Индикаторы инновационной деятельности» // Институт статистических исследований и экономики знаний — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://issek.hse.ru/news/819415115.html (дата обращения: 25.12.2023).
Инновационное развитие российской федерации в 2020 году // МИИРИС URL: https://www.miiris.ru/digest/analitika_RF.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
Деловая активность базовых организаций обрабатывающих, // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://www.hse.ru/data/2021/03/31/1387196974/Limit_factors_2020.pdf (дата обращения: 26.12.2023).