ПОНЯТИЕ «SOFT SKILLS» В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПОНЯТИЕ «SOFT SKILLS» В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Федорова Е.М. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из фундаментальных целей работы в современной школе является формирование таких условий образовательной среды, которые бы способствовали наиболее эффективному формированию личностных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка сначала в семье и школе, и далее в обществе в целом.

Социальный заказ общества диктует необходимость развития «мягких» навыков («soft skills»), которые часто называют «личными качествами», «социальными навыками». Ценность «мягких», или «гибких навыков» заключается в том, что они позволяют индивиду эффективно существовать и развиваться в условиях информационного общества, где наибольшую ценность имеет информация и коммуникационный обмен между его членами и остаются с человеком через всю жизнь. Данные навыки помогают учащимся выстраивать эффективную коммуникацию, быстро справляться с информационными потоками, развивать межличностные отношения, достигать гармонии в общении и успешно решать учебные задачи. Они отражают сугубо личные качества человека: его умение коммуницировать с людьми, эффективно распоряжаться своим временем и выделять приоритеты, креативно мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность, способность искать и обрабатывать информацию, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Основы владения «гибкими навыками» закладываются в начальной школе [1].

Понятие «Soft skills» (мягк., анг.) – это неспециализированные компетенции, обеспечивающие сотрудничество и тесный межличностный контакт в деятельности. Под данным термином понимается «личностные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [2].

Рассмотрим авторское понимание данного понятия:

- О. Абашкина - «человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет достигать хорошего результата»;

- Е. Гайдученко, А. Марушев - навыки «находить общий язык с людьми, налаживать и поддерживать с ними связи, уметь доносить свои мысли»;

- В. Шипилов - это социально-психологические навыки: коммуникативные, лидерские, командные, публичные.

Таким образом, мы видим разнообразие трактовок понятия, но все ученые едины в понимании сущности «soft skills» - как совокупности социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде.

Эту идею подчеркивает и И. Кондратьев, который определил психологические особенности «soft skills» и относит их к числу социальных навыков, характеризующихся умениями отстаивать свою точку зрения, общения, предрасположенностью к лидерству, к межличностному обучению.

Нет единого понимания и в классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящих под определение «гибкие навыки».

Так О.Е. Лебедев, выделил среди ключевых компетенций основные гибкие навыки в образовании: коммуникативность; критическое мышление; креативность; работа в команде.

«Soft skills» современные исследователи объединяют в три большие группы: когнитивные навыки личности; социально-коммуникативные навыки; навыки, составляющие эмоциональный интеллект [3].

Особый интерес в контексте рассматриваемой проблемы вызывает младший школьный возраст, что объясняется тем, что в данный промежуток времени происходит становление личности ребенка, расширение диапазона взаимодействия с другими людьми действий, развиваются такие личностные особенности, как дисциплинированность, позитивная мотивация, целеустремленность, инициативность, формируются индивидуальные черты личности, жизненные ценностные ориентиры и отношения. В дальнейшей нашей работе нам предстоит определить наиболее актуальные «гибкие навыки» для младшего школьного возраста их изучить и предложить социально-психологические условия способствующие их более успешному развитию.

Список литературы:

1. Гончарук Е.А. Развитие softskills навыков как способа реализации федерального государственного образовательного стандарта URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/12/20/razvitie-soft-skills-navykov-kak-sposoba-realizatsii

2. Рубцова Н.Н, Руденко Е.А., Взаимодействие преподавателей вуза и образовательных организаций как фактор формирования гибких навыков будущего педагога. /Поволжский педагогический поиск. 021. №4 (8). С.35-42

3. Рудак, И. В. Реализация требований современного образования средствами развития гибких навыков младших школьников / И. В. Рудак // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 09 августа 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 120-121.

Просмотров работы: 46