Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков старших подростков - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков старших подростков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные требования к личности старшего подростка, успешно социализирующегося и адаптирующегося в социуме, умеющего конструктивно разрешать конфликты, проявляющего лидерские и организаторские способности активизировали задачу развития у подростков коммуникативных навыков.

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, низкий уровень или отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его как в учебе, так и в среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Высокий уровень коммуникативных навыков выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования этих навыков с самого раннего детства.

Коммуникативные навыки - это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. По данным исследований все коммуникативные навыки можно условно разбить на ряд блоков умений: умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты); умения реагировать на справедливую и несправедливую критику; умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника; умения обращаться с просьбой; умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать «нет»; умения оказывать сочувствие, поддержку; умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей; умения вступать в контакт с другими людьми, контактность; умения реагировать на попытку вступить в контакт [2].

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативных навыков, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Интерес к сверстникам и взаимодействию в группах быстро растет, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности подростков. Важным показателем успешности в школьной среде в это время становится умение заводить друзей и быть принимаемым в группе. Одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка, является навык вхождения в коммуникацию и отстаивания в процессе взаимодействия своей личности.

Именно в подростковом возрасте усиливается ориентация на способы осуществления коммуникативной деятельности (В.В. Давыдов, А.К. Маркова), а формирующиеся функции саморегуляции делают речь подростка контролируемой и управляемой. Именно в этом возрасте складывается индивидуальный стиль речи, усложняется её структура, в речи появляются специальные термины, абстрактные и метафоричные выражения. В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи (И.А. 3имняя).

Развитие коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Чтобы обладать определенной успешностью, необходимо быть более коммуникативным, активным, быть социально ориентированным, обладать определенной адаптацией к социальной действительности, быть способным осуществлять взаимодействие и управлять процессами общения.

Таким образом, подростковый возраст - сложный и самый ответственный период становления личности, когда закладываются основы духовности, нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям и обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, актуализируется мотивация подростка к самопознанию, самовыражению, самоутверждению - личностному самосовершенствованию. Умение строить свои отношения со сверстниками и взрослыми помогает личности подростка быть принятым в кругу сверстников и успешно решать проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе взросления. А развитые коммуникативные навыки делают личность подростка успешной и признанной как в кругу друзей, так и в мире взрослых.

Список литературы:

  1. Лях Ю. А. Развитие коммуникативных навыков у школьников / Ю. А. Лях // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №4 (109) – С. 23 – 29.

  2. Осипова О.А. Формирование коммуникативных навыков у подростков // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://www.scienceforum.ru/2013/article/2013007791">https://www.scienceforum.ru/2013/article/2013007791

Просмотров работы: 139