Создание условий для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе обучения является одной из важнейших задач современной образовательной системы. Согласно Федеральному закону«Об образовании в РФ» «каждый студент имеет право на получение качественного образования, независимо от своих физических или психологических особенностей» [3]. Интегрированное обучение предполагает учет специфических потребностей и создание оптимальных условий в образовательном процессе.Таким образом, чтобы обеспечить равные возможности для всех студентов, необходимо создать условия, которые помогут им успешно учиться и развиваться.
Важным шагом в создании условий для студентов с ОВЗ являетсяизучениеих индивидуальных потребностей. Каждый студент с ОВЗ уникален и требует индивидуального подхода. Важно провести адекватную диагностику потребностей каждого студента и разработать индивидуальный маршрут, который учитывал бы его специфические требования. Например, это может быть: адаптация материалов, разработка специальной методики обучения или обеспечение дополнительных ресурсов и поддержки в качестве сопровождения.
Далее представим результаты проведенного нами анкетирования студентов с ОВЗ.На данный момент в Северном (Арктическом) федеральном университете имениМ.В. Ломоносова обучается около 130 студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)[2].35 являются первокурсниками, из них 31 студент поступил на бакалавриат, 4 – в магистратуру. Наиболее распространены соматические заболевания, но также встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, слуха и психоневрологические заболевания.
Студенты с нарушениями зрения могут испытывать трудности с чтением учебных материалов. Это требует адаптации источников информации для них, таких как использование аудиокниг, увеличенных шрифтов и специальных устройств для чтения. Студенты с нарушениями слуха нуждаются в текстовых транскрипциях аудиоматериалов или в использовании знакового языка для доступа к информации, печати информации на шрифте Брайля.Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут столкнуться с проблемами доступности кампуса, аудиторий и других учебных помещений. Им требуется решение вопросов с доступом, таких как установка пандусов, лифтов и других адаптивных технологий для обеспечения комфортного доступа к учебным заведениям [1].
Среди студентов САФУ было проведено анкетирование путем заполнения гугл-формы. В анкетировании приняли участие 34 студента САФУ с ОВЗ 1-5 курсов бакалавриата и 2 курс магистратуры. Это были обучающиеся всех высших школ и технологического колледжа Императора Петра I. Помимо общих вопросов (курс обучения, высшая школа и тип нарушения), мы выясняли у студентов ряд вопросов о характере, условиях их обучения в университете.
На вопрос «Комфортно ли проходит обучение?» были только положительные ответы(да или скорее да), на вопрос «Удовлетворены ли уровнем общения с группой?» более 93% ответили положительно и также около 90% респондентов удовлетвореныхарактером общения спреподавателями. Эти данные свидетельствуют о том, что студенты с ОВЗ удовлетворены качеством образовательного процесса и взаимоотношений с преподавательским составом и сверстниками.
Часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивались респонденты:недостаточная информированность преподавателей об особенностях ограниченных возможностей здоровья(32%). Это обстоятельствоуказывает на то, что иногда случаются сложности в образовательном процессе и коммуникации между студентами с ОВЗ и преподавателями. Недостаток адаптированных учебных материалов, которую выделили около 20%, респонденты с нарушениями зрения и слуха.
Около 23% респондентов ощущают социальную изоляцию, несмотря на общую удовлетворенность общением, они могут чувствовать себя одиноко в группе. У некоторых студентов также встречаются проблемы в организации расписания. У 60% опрошенных оно оптимальное, некоторым студентам хотелось бы иметь равное количество пар в начале и конце семестра, менее длительные перерывы между парами, а также меньшее перемещение между корпусами за один учебный день.
Некоторые студенты указали, что не хватает консультаций для поступления в магистратуру и помощи при оформлении портфолио после бакалавриата, эту проблему можно решить с помощью педагога-психолога и фиксированных общих или индивидуальных встреч с выпускниками. Некоторые студенты (2 человека) указали, что проведение лекций в онлайн режиме было бы более оптимальным.
Мы можем сделать вывод о том, что результаты анкетного опроса студентов САФУ с ОВЗ показывают относительно благоприятный уровень создания условий для обучения. В тоже время, необходимо психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ, которое позволяло бы помогать в решении проблем адаптационного, мотивационного, коммуникационного, организационного характера.
Создание условий обучения для студентов с ОВЗ - это сложная задача, но важная и необходимая. Еслистудент, независимо от своих особенностей, может получить доступ к качественному образованию, появляется реальная возможность интеграции в общество и развитию потенциала. Постоянное развитие и совершенствование образовательной системы в этом направлении поможет создать более справедливое и инклюзивное общество, где каждый человек может реализовать свои способности и достичь успеха.
Список использованной литературы
Годовникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л.В. Годовникова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 218 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12039-4. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/518492 (дата обращения: 20.12.2023). – Загл. с экрана.
Ресурсный центр инклюзивного образования // Ресурсный центра инклюзивного образования URL: https://narfu.ru/inclusive-education/ (дата обращения: 22.12.2023).
Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 № N 273-ФЗ // Законодательства Российской Федерации. - 29 декабря 2012 г. - Ст. 5 "Об образовании в Российской Федерации" / Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ. – Текст: электронный // Консультант плюс [сайт] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.12.2023). – Загл. с экрана.