Экскурсия: её понятие и сущность - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Экскурсия: её понятие и сущность

Ланец К.А. 1, Масленникова С.Ф. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время туристский рынок характеризуется интенсивным движением в сторону расширения комплексности представляемых услуг внутри выбранного направления клиентом, среди которых значительное место стали занимать экскурсионные услуги и туры (туристские поездки или путешествия), насыщенные экскурсионными программами. Рост популярности экскурсионного туризма свидетельствует об определенной зрелости потребителя туристского рынка. Для многих туристских центров России экскурсионные программы туристских поездок стали визитной карточкой дестинаций. Сегодня все большее количество туристских компаний занято разработкой экскурсионных пакетов.

В настоящее время в теории и практике экскурсионной деятельности существуют различные трактовки понятия «экскурсия». Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов считает, что экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [5].

Н.М. Хуусконен предлагает следующее определение: «Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним» [11, с. 54]. Один из основателей отечественного краеведения Н. П. Анциферов в 1923 г. понимал экскурсию как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» [1, с. 24].

В советскую эпоху экскурсии были средством так именуемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии, вождям, революции, атеистическое воспитание, непримиримость к буржуазному миру. Определение школьной экскурсии, данное А.В. Родиным и Ю.В. Соколовским в работе «Экскурсионная работа по истории», несет в себе соответствующий идеологический отпечаток: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка), и служащая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения» [8, c. 32].

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [5]. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» [3] В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» [7, с. 512].

В Толковом словаре русского языка слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью» [10]. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний.. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» [2]. Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

На всем протяжении развития экскурсионного дела эксперты и практики-экскурсионисты, стараясь осознать смысл значения экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В данном вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, однако нельзя им отказать в том, что они пребывали на верном пути. Экскурсии могут рассматривать детально уже существующих знаний, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств. В то время как одни обращают экскурсию, прежде всего на то, чтобы она давала знания, остальные стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Понятие «сущность» означает совокупность сторон и связей, свойственных вещи, рассмотренных в их естественной взаимозависимости.

В современное понятие сущности «экскурсия» (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие «экскурсия» вкладывалось различное содержание. Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к «моторности», т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым.

Понятие «экскурсия» согласно толкованию Б.В. Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы [5].

Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как целенаправленное освоение действительности через аудиовизуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода» [4].

Таким образом, за столетнюю историю экскурсоведения присутствовали различные определения экскурсии, однако, на наш взгляд, не дает оснований для выводов о наличии противоположных точек зрения на данный феномен. Несоответствие в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды.

Экскурсия – это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурс – там объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия.

Развитие навыков – еще одна грань понятия «сущность экскурсии». Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и выразительной наглядности и важного дополнения к данному уникальному в своем роде сочетанию слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическую целостность между тем, что приобретает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче [2].

Определение цели экскурсии – очень важное звено в экскурсионной деятельности. Верное определение цели имеет огромное значение: оно может воздействовать на формулировку темы, помочь в отборе объектов и материалов для их освещения. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать:

- воспитание патриотизма,

- уважения к труду, другим народам;

- эстетическое или нравственное воспитание;

- расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки, техники, искусства и культуры;

- профориентация;

- интернациональное воспитание;

- трудовое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- экологическое воспитание;

- показ достижений города в экономике страны;

- показ исторической роли города;

- знакомство с творчеством выдающегося архитекторам;

- знакомство с особенностями природы края и др.

У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Однако ставить более трех целей экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

Таким образом, без определения цели и зал нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции [5].

Нами отмечается, что в настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. В таблице 1 представлены цели, задачи и формы проведения современной экскурсии.

Таблица- 1 Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны

№ п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая экскурсия

Так как экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, нацеленную на достижение поставленной цели, то ее можно полагать особым видом деятельности. Деятельность в процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и проведение экскурсии. Определенные действия экскурсовода ориентированы на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается содержание экскурсии; получить нужную информацию о них; выработать у них отношение к предмету экскурсии; дать экскурсии собственную оценку, то есть сделать конкретные выводы и, наконец, почувствовать величие события или значение произведения искусств, которым приурочена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них [6].

На основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее, в экскурсионном процессе – работа серьезная и сложная для обеих сторон – и для экскурсовода, и для экскурсантов.

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).

4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.

6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).

7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т. п. Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков). Лишены перечисленных признаков мероприятия, обозначаемые термином «гидизм». Под гидизмом понимают бессистемный беглый осмотр достопримечательных мест, памятников истории культуры с помощью гида. Отечественные теоретики экскурсионного дела рассматривают гидизм как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии и считают, что экскурсия и беглый осмотр объектов под руководством гида – это разные понятия [9].

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций. Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое. Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета [9].

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое. Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них. Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

Библиографический список

  1. Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий / Н.П. Анциферов. – Петроград, 1923.

  2. Большая советская энциклопедия. / 3-е издание. / В 30-ти томах. т. 30 – М., 1978.

  3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.А. Даль. – М.: Олма-Пресс, 2001. — Т. IV/

  4. Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко – Ростовн-Д. из МарТ, 2008.-272с

  5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 4-е издание- М.: Советский спорт, 2003. – 216 с.

  6. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  7. Малая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский / 3-e издание. В 10 томах. Т.10 – М.: Большая советская энциклопедия, 1961. – 627 с.

  8. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. – М., 1974.

  9. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. / Н.В. Савина – М. 2004

  10. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Ушакова. – М., 1940

  11. Хуусконен, Н.М. Практика экскурсионной деятельности [Текст] / Н.М. Хуусконен. – СПб.: «Издетельский дом Герда», 2008. с.-335с.

Просмотров работы: 4423