ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ежова Л.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность и значимость применения нейрофизиологических знаний на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками с задержкой психического развития является неразрывно связанной с необходимостью оптимизации процесса работы с такими детьми. Замедление темпа психического развития обуславливает дефицит речевых, коммуникативных навыков и приводит к снижению образовательных возможностей дошкольника и трудностям социальной адаптации в целом. Использование нейрофизиологических знаний, понимание особенностей функционирования мозга у детей с ЗПР позволяет логопеду определить особые образовательные потребности каждого дошкольника и разработать наиболее эффективные методики коррекционной работы [2].

В целом, нейрофизиология изучает функционирование и структуру нервной системы, исследуя электрические и химические процессы, происходящие в мозге. Одним из основных направлений в применении нейрофизиологических знаний в логопедической работе является использование нейропластичности мозга. Нейропластичность – это способность мозга изменять свою структуру и функции под воздействием опыта. У детей с ЗПР нервная система может иметь определенные особенности, но благодаря нейропластичности можно помочь им развиваться и улучшать свои навыки. Нейропластичность мозга предоставляет возможность создания новых нейронных связей и повторного формирования путей, что существенно важно в работе с дошкольниками с ЗПР [1], [3].

На логопедических занятиях с дошкольниками с ЗПР можно использовать различные методы для стимуляции нейропластичности мозга. Например, использование разнообразных игр и упражнений, которые требуют активного участия ребенка и активизируют различные области мозга. Игры, развивающие память, внимание, моторику и речь, помогают укрепить уже существующие нейронные связи, а также создать новые. Также можно использовать методы реабилитации, такие как массаж лица и приемы физической терапии, которые стимулируют работу соответствующих частей мозга. Ниже приведены некоторые методы, которые можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях.

Мульти-сенсорная стимуляция: метод включает использование разнообразных сенсорных материалов, таких как массажные шарики, текстильные материалы различной текстуры, музыкальные инструменты и игрушки. Взаимодействие с разнообразными сенсорными стимулами способствует активизации работы разных областей мозга и созданию новых нейронных связей.

Нейробиологические упражнения: упражнения разработаны для активации и развития определенных мозговых областей. Например, упражнения для развития моторики рук и пальцев, упражнения для развития координации глаз-рука и упражнения для развития устной моторики. Проведение таких упражнений на занятиях способствует укреплению существующих и созданию новых нейронных связей.

Игры для развития когнитивных навыков: игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и логического рассуждения, активизируют работу мозговых областей, связанных с когнитивными функциями. Такие игры могут включать головоломки, разнообразные задания на анализ и сопоставление, а также задачи на развитие пространственного мышления.

Речевая стимуляция: речевые упражнения, ориентированные на развитие речи и коммуникативных навыков, могут также способствовать стимуляции нейропластичности. Это может быть использование карточек с изображениями для развития словарного запаса, игры с ассоциациями слов и звуков, а также различные техники речевой терапии, направленные на улучшение артикуляции и ясности речи.

Физическая активность: физическое движение и активность также способствуют стимуляции нейропластичности мозга. Включение физических упражнений, игр на балансе или спортивных элементов в занятия помогает активизировать работу мозга и создать новые нейронные связи [1], [3].

Важно помнить, что эти методы следует использовать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР. Логопед, работая с ребенком, должен адаптировать методики и выбирать те, которые максимально соответствуют его потребностям и возможностям. Комбинирование разных методов и индивидуальный подход позволяют достичь наилучших результатов в стимуляции нейропластичности мозга у детей с ЗПР.

Важно отметить, что раннее вмешательство является особенно эффективным при работе с дошкольниками с ЗПР. Использование нейрофизиологических знаний может помочь логопеду определить наиболее подходящие методы работы с ребенком в максимально ранний период его развития. Такой подход позволяет снизить негативные последствия ЗПР и помочь ребенку замкнуть разрыв в развитии.

Однако необходимо помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Поэтому использование нейрофизиологических знаний на индивидуальных логопедических занятиях требует тщательной оценки и адаптации методов в соответствии с потребностями каждого ребенка. Это можно сделать благодаря детальному анализу функционального состояния мозга и адаптации методов работы с учетом этих особенностей.

Таким образом, применение нейрофизиологических знаний на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками с ЗПР предоставляет новые возможности для эффективного воздействия на их нервную систему и развитие. Понимание принципов работы мозга и его способности к изменениям позволяет создавать специальные программы работы с детьми, стимулирующие нейропластичность и помогающие им развиваться в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Список литературы

1 Войтенков, В. Б., Пальчик, А. Б., Екушева, Е.В., Бедова, М.А. Нейрофизиологические корреляты сознания и когнитивных функций у младенцев и детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Войтенков Владислав Борисович, Пальчик Александр Бейнусович, Екушева Евгения Викторовна, Бедова Мария Алексеевна // Специальное образование : науч. электрон. журн. – 2020. – Электрон. журн. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/neyrofiziologicheskie-korrelyaty-soznaniya-i-kognitivnyh-funktsiy-u-mladentsev-i-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer, свободный (дата обращения : 29.10.2023). – Загл. с экрана.

2 Основы логопедии: Теоретико-методологические основы логопедии : курс лекций / сост.: Е.А. Харитонова, С.П. Хабарова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – 51 с.

3 Прищепа, И. М. Нейрофизиология : учебное пособие / И. М. Прищепа, И. И. Ефременко. – Минск : Высшая школа, 2013. – 288 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235775 (дата обращения: 29.10.2023). – ISBN 978-985-06-2306-5. – Текст : электронный.

Просмотров работы: 36