В условиях глобализации, деятельность центральных банков играет определяющую роль в развитии экономики государств, а также во многом предопределяет то место, которое занимает страна в мировой экономике. Экономические преобразования, начавшиеся в 80-ых годахпрошлоговека,позволиликначалу21векавойти в число сильнейших мировых экономик.
Рассматривая и анализируя причины рекордно быстрого ростапроизводства, а также модификации отсталых отраслей экономики,нельзя забывать о реформах в области банковской системы.Своевременные и поступательные преобразования в сферебанковского сектора позволили адекватно реагировать на экономические преобразования и обеспечить процессы модернизации экономики своевременными финансовыми ресурсами.
В процессе реорганизации банковской системы возникалипроблемы характерные и для России, такие как отсутствиенеобходимой инфраструктуры, кадровый дефицит, давлениеиностранных банков, отсутствие необходимых объемов валюты. Безусловно, все это на том или ином этапе влекло за собойпроблемы с платежеспособностью, критическими показателямивнешнегоплатежногобалансаиростаинфляции.Однако,преодолеввсеэтитрудностиКНРсмогластатьоднойизведущих экономических мировых держав. Исследование проблемразвития и совершенствования правовой регламентации деятельностибанковскойсистемыКитаяприобретаетособую актуальность в свете обострения международной обстановки иухудшенияэкономическихсвязейсостранамиЕСиСША.Значительное укрепление экономического потенциала Китая делаетегооднимизприоритетныхмеждународныхкредиторовиэкспортеровкапиталадлянашейстраны.
С начала проведения реформ в 1994 году банковская система Китая представляет собой типичную двухуровневую структуру. На вершине этой структуры находится Народный Банк Китая (НБК), который отличается от своего аналога в России тем, что является частью исполнительной власти и входит в состав Государственного Совета Китая. Деятельность Народного Банка Китая регулируется Законом "О Народном банке Китая", принятым 18 марта 1995 года на 3-м Пленуме VIII Всекитайского Народного Собрания. В статье 1 указанного закона говорится о том, что цель создания Народного Банка Китая заключается в обеспечении разработки и осуществления национальной денежно-кредитной политики, улучшении макроконтроля над центральной банковской системой, а также в усилении контроля и улучшении управления финансовым сектором [1].
Позднее, после вступления Китая во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), часть контрольных полномочий Народного Банка Китая (НБК) была передана Комиссии по Регулированию Банковской Деятельности Китая (CBRC). Эта комиссия занимается гарантированием соблюдения участниками банковской системы стандартов Базеля. В 2003 году изменения в Законе «О Народном банке Китая» усилили роль банка в осуществлении денежно-кредитной политики и предоставлении финансовых услуг.
В настоящее время Центральный Народный Банк Китайской Народной Республики – это институт в стране, которая продемонстрировала удивительный экономический рост за последние два десятилетия. Народный Банк Китая является главным банком страны. По имеющимся данным, у Банка Китая самые значительные золотовалютные резервы в мире, превышающие объем в 3,2 трлн. долларов США.
Рассматривая становление НБК важно обратить внимание, что в истории можно выделить следующие периоды:
1. Начальный период: Народный банк Китая в период с 1948 по 1978 гг.
В первые годы развития Китая Народный Банк был единственным финансовым институтом в стране. Он занимался выпуском денег, управлением казначейством, финансами, и осуществлял обычные банковские операции, такие как предоставление кредитов, управление сбережениями населения, международные денежные переводы и проведение финансовых расчетов. Следовательно, Народный Банк выполнял функции центрального эмиссионного банка страны.
Этот период развития банковской системы Китая получил название «великое соединение». Считается, что этот тип банковской системы в основном был взят за образец у банковской системы Советского Союза.
Такая модель банковской системы играла значимую роль в высококонцентрированной системе плановой экономики, однако с изменением экономической обстановки выявились ее недостатки. В частности, отмечалось отсутствие четкого разграничения обязанностей между государственными учреждениями и предприятиями, а также неэффективность макрорегулирования денежно-кредитной сферы. В связи с этим правительство Китая последовательно проводило реформы с целью совершенствования банковской системы.
2. Народный банк Китая в период с 1979 по 1983 гг.
После проведения Третьего пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 11-го созыва в декабре 1978 года и увеличения количества проведенных реформ в экономической и финансовой сферах, отраслевые банки и другие финансовые институты начали восстанавливаться и появляться поочередно. В это время Народный банк Китая уделил большее внимание созданию условий для привлечения прямых инвестиций.
В феврале 1979 года операционные отделы Народного банка Китая, занимавшиеся сельским хозяйством и международными операциями, были реорганизованы в два отдельных банка: Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая.
В январе 1980 года Народная страховая компания Китая также выделилась из НБК и возобновила страховую деятельность внутри страны, которая ранее была прекращена на 20 лет.
В 1983 году был создан Строительный банк Китая, который отделился от Министерства Финансов. Также были учреждены и другие финансовые институты, включая посредническую инвестиционную компанию и городской кредитный кооператив.
В это время Народный банк Китая начал эволюционировать в банк для других банков. С развитием банковского центра и периферии постепенно уменьшался список выполняемых функций, которые не соответствовали типичным обязанностям центральных банков. Однако на этапе развития НБК все еще выполнял некоторые функции, которые, по своей сути, не характерны для центральных банков.
3. Народный банк Китая в период с 1984 по 1995 гг.
17 сентября 1983 года Государственный Совет Китайской Народной Республики опубликовал «Постановление о переводе функций Народного банка Китая в качестве центрального банка страны». Этот документ установил четкий порядок, согласно которому Народный банк Китая стал государственным учреждением, управляемым Государственным Советом КНР, и занялся руководством финансовой деятельностью государства. Он также осуществлял контроль над финансовыми макроаспектами, укреплял управление кредитным фондом страны и обеспечивал стабильность национальной валюты.
Функции, возложенные на Народный банк Китая включали: выпуск банкнот, регулирование обращения денег, поддержание стабильной покупательной способности денежных средств, управление ставками кредитования и депозитными процентными ставками, централизованное управление кредитным фондом, регулирование международных переводов и государственных валютных резервов. Кроме того, НБК получил полномочия утверждать создание специализированных банков и других финансовых учреждений.
В соответствии с постановлением правительства был основан Торгово-промышленный банк Китая, который принял на себя функции по городскому промышленно-коммерческому кредитованию и сберегательным операциям, ранее принадлежавшие Народному банку Китая.
Кроме того, было учреждено Правление Народного банка Китая в качестве директивного органа. Только начиная с 1984 года Народный банк Китая начал полностью выполнять обязанности, характерные для центральных банков.
В 1992 году был создан Комитет по ценным бумагам Госсовета КНР и по контролю над ценными бумагами, который в 1998 году был переименован в Комитет по контролю над ценными бумагами КНР. Это структурное изменение привело к отделению функций по контролю над ценными бумагами от Народного банка Китая, что позволило центральному банку сконцентрироваться на проведении денежно-кредитной политики.
4. Народный банк Китая в период 1995–2002 гг.
18 марта 1995 года был принят закон «О Народном банке Китая», который устанавливал юридический статус Народного банка Китая, его функции, задачи, организационную структуру, финансовый контроль и управление финансовыми учреждениями.
В том же году были отменены ограничения по объемам кредитования для коммерческих банков, произошли изменения в системе обязательных резервов, а также восстановились и расширились возможности проведения операций на открытом рынке. Были также активно разрабатывались новые методы денежно-кредитной политики.
В 1998 году создан Комитет по управлению и контролю над страховыми операциями КНР, что привело к выделению и передаче этому комитету функций по контролю и управлению страховым рынком из Народного банка Китая, усиливая концентрацию центрального банка на проблемах денежно-кредитной политики.
Одним из значимых достижений на этом этапе было создание в 2002 году национальной платежной системы China UnionPay по инициативе Госсовета и Народного банка Китая как ассоциации банков КНР. В настоящее время она обеспечивает прием банковских карт в 169 странах и регионах, а также выпуск карт в 48 странах и регионах мира. Таким образом, China UnionPay существенно укрепила свою позицию на глобальном рынке платежных операций и оказала сильное давление на американскую транснациональную компанию Visa Inc.
5. Современный этап развития НБК.
В 2003 году, после принятия поправок к закону «О Народном банке Китая», было юридически установлено, что НБК под руководством Государственного Совета КНР разрабатывает и осуществляет денежно-кредитную политику, предотвращает и разрешает финансовые риски и поддерживает финансовую стабильность государства.
Также для других финансовых учреждений, проводящих операции с вкладами, был создан Комитет по управлению и контролю банковской деятельности КНР, который тесно взаимосвязан с Народным банком Китая и подчиняется Госсовету КНР. Это было сделано для того, чтобы Народный банк Китая сконцентрировался на трех основных своих задачах: разработка и реализация денежно-кредитной политики, обеспечение финансовой стабильности и предоставление финансовых услуг.
После создания Комитета по управлению и контролю банковской деятельности КНР появилось такое понятие, как «Один банк - Три комитета». Данное понятие, помимо самого НБК, включает:
Комитет по управлению и контролю банковской деятельности КНР;
Комитет по управлению и контролю над страховыми операциями КНР;
Комитет по контролю над ценными бумагами КНР.
Этим трем комитетам Народный банк Китая передал свои полномочия по регулированию деятельности в определенных сферах, в связи с необходимостью сконцентрироваться на осуществлении денежно-кредитной политики.
После издания закона «О Народном банке Китая» и формирования трех комитетов, НБК сконцентрировался на осуществлении функций, присущих именно центральному банку, прежде всего, реализации целей денежно-кредитной политики и создании новых инструментов денежно-кредитной политики.
Основным направлением деятельности НБК на международной арене стала интернационализация юаня. А именно, монетарные власти Китая полагают, что интернационализация юаня позволит:
снизить валютный риск для китайских компаний;
сократить трансакционные издержки выхода на внешние рынки;
оптимизировать управление золотовалютными резервами;
стимулировать реформы финансовых рынков;
добиться стабилизации мировой финансовой системы за счет создания альтернативного расчетного центра;
получать сеньораж для Национального банка Китая;
«выпустить пар» из долгового рынка (муниципального и корпоративного сектора).
Народный банк Китая, будучи финансовым агентом правительства, представляет государство в финансовой сфере на международной арене. Как и ряд других стран, Китай играет немаловажную роль в глобализации мировой экономики. В 1991 году Китай вступил в международную организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества для стимулирования торговли в странах Азии.
В 2001 году Китай стал членом Всемирной торговой организации (ВТО), открыв для себя новые перспективы в развитии экономики. Это свидетельствовало о его готовности стать важным участником в глобальной экономике. В 1947 году правительство Китая подписало соглашение о присоединении к Общему соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1949 году КНР отозвала свое участие в этом соглашении.
В 2001 году была учреждена Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), в рамках которой в 2003 году была создана и подписана программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет.
Создание организации БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в 2009 году оказало значительное влияние на мировую экономику. Эти страны объединили усилия для совместной работы в сфере экономики. В 2010 году Южно-Африканская Республика присоединилась к организации, и с 2011 года она стала называться БРИКС. Многие аналитики считают, что благодаря БРИКС современный мир стал экономически многополярным.
Для углубления сотрудничества пяти стран в 2014 году был создан Банк развития БРИКС. Страны-участницы могут получать кредиты непосредственно из этой структуры, обращаясь не к Всемирному Банку и МВФ. Размер валютных резервов Банка развития БРИКС составил 100 млрд долларов США, где 41% у Китая, 18% - у России, Индии и Бразилии, и 5% - у ЮАР. Одной из основных целей создания Банка развития БРИКС является укрепление позиции юаня и других валют в мировой валютной системе.
Народный банк Китая, будучи представителем страны на международной арене в финансовой сфере, играет неоценимую роль в консультировании и организации вступления страны в международные организации, посредством проведения определённой политики и реформ.
Одной из немаловажных задач НБК является укрепление позиций китайского юаня в мировой торговле. Для этого Народный банк Китая осуществляет ряд мер, в частности, заключает соглашения о свопах в национальных валютах с 23 странами. Это позволяет при международной торговле проводить расчеты в национальных валютах в обход доллара.
С 1 октября 2016 года китайский юань стал пятой валютой, входящей в корзину SDR, его доля в корзине составила 10,92%.
Китай в 2013 году выдвинул инициативу о совершенствовании существующих и создании новых торговых путей, транспортных коридоров и стимулирования экономического развития в странах Центральной Азии, Африки и Европы. Концепция получила название «Один пояс - Один путь». В 2016 году было подписано соглашение между Россией, Китаем и Монголией о создании экономического коридора.
В целом, участие Китая в этих международных организациях говорит о его роли в процессе глобализации мировой экономики и его растущем влиянии на международной арене. Важнейшим институтом, реализующим такую экономическую политику, выступает Народный банк Китая. Рассмотрим подробнее особенности его функционирования.
Одной из особенной китайской банковской системы является запрет на создание частных банков. В результате в Поднебесной банковскую сферу между собой разделяют государственные банки и акционерные, причем все они делятся на коммерческие организации и банки развития. Над всеми стоит главное финансовое учреждение страны – Народный Банк, по сути, являющийся Центробанком со всеми присущими ему полномочиями. Среди них и реализация разработанной Партией денежной политики, и управление рынками, и осуществление валютного контроля, и распоряжение золотым фондом. Здесь же и основные контрольные функции в отношении деятельности всех без исключения финансовых структур государства.
На текущий момент в ведении НБК находятся две основные функции: проведение курса кредитно-денежной политики и регулирование финансового сектора.
Ряд экспертов указывают на то, что курс китайского юаня является заниженным по отношению к другим мировым валютам, предоставляя Китаю существенные преимущества в торговле, и видят в этом роль Банка Китая, который удерживает котировки юаня на нужном уровне посредством своих резервов.
Примечательно, что процентная ставка, устанавливаемая Народным банком Китая, рассчитывается экономистами таким образом, чтобы она была кратной 9, поскольку это число в Китае является священным. НБК установлен стандарт, по которому в году ровно 360 дней, а в месяце всегда 30 дней. Во избежание возникновения периодических дробей и прочих трудностей при расчете ежедневных процентных ставок, размер годовых процентных ставок должен делиться на 360 и, соответственно, на 9 [3].
В 2020 году, вследствие наступления экономического кризиса, Центральный банк Китая (Народный банк Китая (НБК)), обеспечил достаточную ликвидность, чтобы укрепить доверие рынка и облегчить краткосрочные ограничения ликвидности банков. НБК снизил базовые ставки по годовым и пятилетним кредитам соответственно, что привело к падению ставок на межбанковском рынке и доходности облигаций на 20-50 базисных пунктов с февраля 2020 г. НБК также несколько раз снижал норматив обязательных резервов, высвобождая значительную ликвидность на рынке. Однако рост кредита также ускорил дальнейшее накопление долга, который уже был высоким до пандемии. Таким образом, правительство Китая воздерживалось от дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики и снижения процентных ставок с третьего квартала 2020 года и приняло меры по сдерживанию теневой банковской деятельности и устранению проблемных кредитов из банковской системы.
Несмотря на восстановление китайской экономики, внешняя среда остаётся сложной. Постоянное ухудшение китайско-американских отношений и потенциальное экономическое разобщение между Китаем и США вызовут большие проблемы и неопределённость для Китая, как сейчас, так и в будущем во внешнеэкономических отношениях. На этом фоне Китай решил ещё больше открыть свой финансовый рынок с целью защиты его от оттока капитала и отрыва от международной цепочки поставок и получения новых импульсов для своего экономического роста. Все ограничения на владение иностранными инвесторами в финансовом секторе Китая были устранены, а режим регистрации прямых иностранных инвестиций в Китае был заменён режимом представления информации об иностранных инвестициях, в соответствии с которым китайская компания может подать заявку на общую квоту внешнего долга, что ему больше не нужно регистрировать свои займы от зарубежных кредиторов в Государственном валютном управлении на индивидуальной основе. Заключения Китая о Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП) с другими 14 азиатскими странами от 15 ноября 2020 года и Всеобъемлющем соглашении об инвестициях между ЕС и Китаем с Европейским союзом 30 декабря 2020 года отметили усилия Китая по более тесной интеграции в глобальная цепочка создания стоимости и получить новое конкурентное преимущество на международном рынке.
НБК сталкивается с рядом вызовов, связанных с управлением монетарной политикой, поддержанием финансовой стабильности и сотрудничеством с международными партнерами. Некоторые из этих вызовов - это:
способствовать структурной реформе и инновациям в китайской экономике, улучшая эффективность ресурсного распределения и снижая финансовые риски;
укрепить финансовый надзор и регулирование, особенно в отношении теневого банкинга, интернет-финансов и криптовалют;
расширить международную роль китайского юаня, увеличивая его использование в торговле, инвестициях и резервах;
участвовать в международном диалоге и сотрудничестве по вопросам монетарной политики, финансовой стабилизации и устойчивого развития.
Агентство Moody's в декабре 2023 года понизило прогноз по китайским суверенным облигациям со стабильного до негативного. Решение принято в связи с растущей обеспокоенностью по поводу уровня долга страны. Аналитики отмечают, что экономика КНР вскоре столкнется со следующими ключевыми проблемами — демографическое старение, торможение роста производительности труда и уменьшение отдачи от капитала, поэтому в последующие три-семь лет темпы экономического роста КНР могут находиться под давлением [4].
Таким образом Центральный Банк Китая сегодня играет ключевую роль в развитии страны. Благодаря действиям регулятора коммерческие финансовые учреждения функционируют и ведут свою деятельность в строгом соответствии с выработанной запротоколированной стратегией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Центральный банк китая кому принадлежит // Бухгалтер URL: https://avan-cunsult.ru/finansy/12/centralnyj-bank-kitaja-komu-prinadlezhit (дата обращения: 26.12.2023);
Задачи, цели и значение Нового банка развития БРИКС // TV BRICS URL: https://tvbrics.com/news/zadachi-tseli-i-znachenie-novogo-banka-razvitiya-nbr-brics/ (дата обращения: 26.12.2023);
Народный банк Китая (НБК) // Финансовый журнал ForTrader.org URL: https://fortraders.org/central-banks/narodnyj-bank-kitaya-na-strazhe-finansovoj-stabilnosti-podnebesnoj.html (дата обращения: 26.12.2023);
В Китае отдали компартии часть функций Центробанка // РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/25/12/2023/6589e06c9a79471a156594ff?from=copy (дата обращения: 26.12.2023).