Развитие познавательных интересов ребенка − одна из важнейших задач современного дошкольного образования его целевые ориентиры направляют современного педагога на формирование у дошкольников самостоятельности мышления, творческого, заинтересованного отношения к разным видам деятельности (игре, общению, познавательно-исследовательской деятельности, конструированию и др.), навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – время, когда познавательная активность ребенка занимает большое место в его жизни, даже в игре ребенок учится чему-либо, узнает новые правила и ранее ему неизвестное в окружающем мире.
Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека.
Если представить обобщенное определение термина «Познавательный интерес», то это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению.
Познавательный интерес ребенка отражается в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи и проявляется в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Дошкольный возраст обладает повышенными возможностями по силе остроты восприятия, яркости воображения в развитии познавательного интереса, увеличение объема информации и необходимость переосмысления значения знаний.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает более глубоко и продуктивно, так как они меньше утомляются и познание становится для них увлекательной деятельностью.
По мнению ученых психологические основы развития познавательного интереса в дошкольном возрасте имеет ряд специфических особенностей:
-возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
-переход от чувственного познания мира, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности;
-расширение диапазона интересующих вопросов ребенка;
-познание от внешних свойств и назначений предметов к сущности явлений, связей, отношений;
-повышение устойчивости в направлении от ситуативного к устойчивому поиску необходимой информации [1].
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка, познавательная деятельность занимает значительную часть жизни ребенка, заинтересовывает и захватывает его. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе. Для того необходимо развивать в ребенке познавательную потребность, являющейся источником его познавательной активности и лежащей в основе развития познавательного интереса человека.
В настоящее время, так и не решено противоречие о необходимости развития устойчивого познавательного интереса ребенка старшего дошкольного возраста и отсутствии обоснованных и конкретизированных методов и средств его развития, несмотря на многочисленные исследования и программы познавательного развития, включающие и развитие познавательной потребности дошкольников. Решение данного противоречия и обусловило актуальность проблемы развития познавательного интереса дошкольников.
Список литературы:
Аблитарова, А. Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / А. Р. Аблитарова, Н. А. Ревинская. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/
Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников / Н.К. Постникова: Дисс. ... канд. пед. наук. – СПб., 2008. – 197 с.