ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Неровная Н.А. 1, Старых В.Ю. 1, Рубцов М.А. 2
1ВУНЦ ВВС "ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"
2ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель нашей статьи – осветить духовно-нравственные ценности Донского казачества, стоявшего у истоков основания поселений на территории Воронежской области, игравшего значительную роль в ее истории вплоть до 20-х годов XX века и возрождающегося в наши дни. Традиции и обычаи казаков, передаваемые из поколения в поколение, служат основой для развития морально-нравственных качеств молодых воинов.

История Воронежского края неразрывно связана с историей казачества. Первые официальные упоминания о казаках на Воронежской земле относятся к 16 веку, когда по приказу Ивана Грозного началось освоение Дикого поля. Хотя первые письменные источники о хопёрских казаках, где фигурирует именно слово «казак», относятся ко временам Золотой Орды, когда в актах Московского княжества упоминаются христиане Сарской и Подонской епархии в пределах Червлёного Яра живущие: «по Великую Ворону возле Хопор, до Дону по караулам» — «народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци» [1].

В начале XVI века складывается самая крупная казацкая община на Дону, вошедшая в историю России под определяющим названием Донское казачье войско. Соединившись с донцами, часть хопёрских казаков, разнородная по этническому составу, образовала в составе Донского войска группу так называемых верховских казаков, живущих в верховьях Дона.

После событий церковного раскола в Русской православной церкви, связанного с реформой патриарха Никона, ряды хопёрских казаков во второй половине XVII века пополнились сотнями старообрядцев, которые вместе с семьями были вынуждены бежать из центральной России, чтобы спастись от преследований на религиозной почве. Их образ жизни и крепкая вера стали ярким примером не только в хозяйственной деятельности, но также и в воинском служении. Благодаря казакам-староверам были заложены основы знаменитого «казачьего братства» и казацкого самоуправления.

Именно православная вера, общинность и военное дело были стержнями, вокруг которых строилась жизнь казаков. Будучи частью русского народа, казаки никогда не отделяли себя ни от народа, ни от России. Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины, где суть всего бытия понималась как служба Богу, Царю и Отчеству [2].

К 1615 году в Воронеже проживало 6 тысяч населения, на которые приходилось 7 церквей, во всем уезде было 27 приходских церквей. И это через 30 лет после официального основания Воронежа! В течение 17 века было основано 10 монастырей. Это говорит о не только о высокой религиозности местного казачьего населения, но и о нравственном развитии общества. Монастыри выполняли, наряду с церковной, и социальную функцию, становясь приютом для больных и немощных казаков, тех, кто получил увечья в боях, и для вдов и сирот погибших казаков. В казачьих монастырях не использовался труд крепостных.

Все основные этапы жизни казака были связаны с церковью. Рождение, крещение, венчание, отпевание, воспитание детей, цикл полевых работ, уход на войну и встреча со службы – все проходило сквозь призму отношений казака с Богом и церковью.

В казачестве удивительным образом произошло слияние христианских ценностей с военной службой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15, 13) – с такой установкой жили и воевали казаки. На казачьих стягах, бывших символами казачьей чести, изображались иконы Иисуса Христа (Спас Нерукотворный) или архангела Михаила. Также наносились кресты и изображение двуглавого орла. По краю флага могла быть вышита надпись «С нами Бог», «Верою спасется Отечество» и «Во славу Отечества». Эти символы проходят этап возрождения в наши дни, когда повсеместно на полях сражений СВО над боевыми порядками русских войск развевается Образ Спаса Нерукотворного, а девизом вновь стало восклицание «Мы русские! С нами Бог!»

Особенности мироощущения казаков дошли до нас в разных формах. Духовную суть казачества особенно ярко передают песни. Основной мотив многих песен – предопределенность судьбы и покорность казака воле Бога. Через песни особенно ясно можно понять, что военная служба своему Отечеству и народу – это разновидность послушания и казак готов пожертвовать жизнью ради блага других.

«Не для меня придет Пасха,

За стол родня вся соберется

«Христос воскрес!» из уст польётся

В пасхальный день не для меня»

Казак не мыслит своей жизни вне православия – «Казак без веры – не казак» и без Родины «Русь да казачья воля Наша с тобою доля». Казак держит ответ за свои поступки перед общиной и Богом.

И в то же время – казак дорожит своей свободой. «Ни за что не променяем казачью волю!» поется в песне «Как Донские казаки».

Казак – смелый, бесстрашный воин, который стоит за правду. Казак ходит по лезвию бритвы – и в песнях одновременно звучат острая любовь к жизни, Руси, родному краю, станице и семье и смиренная горечь от того, что, возможно, придется умереть молодым, защищая, то, что дорого: «Любо, братцы, жить» – поет казак, и здесь же «Мне ж досталась матушка родимая земля».

Среди казачьих песен особенно выделяется «Ойся, ты ойся», которая представляет собой молитву казака о том, что ему дорого, то, что он ценит больше всего – свободу, народ, правду для народа, верных друзей, семьи, хлеб, мирную жизнь, справедливость:

«Чтобы крови не лилось

У отчего порога,

Чтоб по кривде не жилось –

Он молился Богу»

В исторической песне времен Первой Мировой войны «По горам Карпатским» тоже поется о том, что казаки в битве надеются на Бога «Казак Бога просит, слезно умоляет, Чтоб наши головушки в курган не сложить» и сражаются за свободу «Бьются с германцами за веру свою». Казак обязательно вернется с победой – если его будут ждать и молиться о нем дома «За меня молитесь – Вернусь домой с победой я» [3].

Современные казаки называют себя «Христовым воинством» – «Славься воинство наше Христово» поется в духовном гимне казачества, получившем благословение Русской Православной Церкви [4].

Для вступления в казачьи ряды новые казаки дают присягу именем Бога перед святым Евангелием и просят Бога помочь с честью нести звание казака. Это предполагает ответственность казака перед Богом до конца жизни.

Духовное наследие казачества дошло до нас и в виде пословиц и поговорок. Многие из них посвящены теме веры и души. Например, «Бог не без милости, казак не без счастья», «Береженого Бог бережет, а казака – сабля», «Богу молись, но и к берегу гребись», «Никого, казак, не бойся, только Бога ты побойся», «Казакам царь не указ, коли божий наказ», «Прежде не хвались, а Богу помолись», «В грехах донцы каются, чтоб потом не маяться», «Хоть папаха черна, да душа светла», «Кому душа – грош, а казаку – вынь да положь», «Казак веры не заложит, скорее голову положит».

В поговорках также говорится о необходимости уважать старшее поколение и слушаться командира: «Господа старики первейшие казаки», «Старый конь борозды не испортит», «Старших и Орде почитают», «Стар дуб да корень свеж», «Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит», «Без атамана дуван не дуванят», «Иде не хутор, там атаман», «Хороший казак бачит, иде атаман скачет», «Без атамана казак – сирота», «Атаманом артель крепка» «Атамана из плохого казака не получится», «Атаманом не хвалися, а его крепко держися».

Много поговорок посвящено теме чести, верности Родине, своему слову: «Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет», «Казаки никому не кланяются», «Казан проверяют по звону, а казака – по слову», «Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет», «За морем теплее, а дома – светлее».

Будучи кратким, но емким высказыванием, поговорки аккумулируют в себе самую суть выражаемой идеи. Личные качества казака, смелось и отвага, скромность, умение делать все самостоятельно, умение довольствоваться малым и не жаловаться, стойко переносить тяготы и лишения военной службы выражены в следующих высказываниях: «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец», «Казак в беде не плачет», «Казаки – что дети, и много поедят, и малым наедятся», «Слава казачья, да жизнь собачья», «Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает», «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах», «Донцы – не раки, задом не пятятся», «Кто пули боится, тот в казаки не годится», «Казак в бою – как орел в небе», «У казака в бою нет спины», «Казак донской – рубака лихой», «И один в поле воин, коли по-казачьи скроен», «Терпи, казак, атаманом будешь».

Насколько казаки упорны в бою, настолько трудолюбивы в мирной жизни. Об этом говорят следующие изречения, оставленные казаками своим потомкам: «Плуг блестит, пока пашет», «Где хозяин ходит, там и хлеб родит», «Донская земля дармоедов не кормит», «От безделья не бывает у казака веселья», «Не хвались, казак, травой, хвались сеном».

Ну, и конечно, очень много поговорок посвящено отношениям казака со своим первым другом – боевым конем, от силы и выносливости которого зачастую зависит жизнь воина. В них передается наказ заботиться о коне, относиться к нему лучше, чем самому себе: «Вся родня не стоит коня», «Казак дружбу соблюдает, в беде коня не покидает», «Казак сам не съест, а коня накормит», «Коня гладь не рукой, а овсом да мукой», «У коня душа человечья», «Не вини коня, вини дорогу» [5].

В данной статье мы рассмотрели только малую часть того богатого духовного наследства, которое оставили нам казаки. В наше время, когда в результате социальных потрясений 20-го века Россия оказалась на перепутье, когда идет поиск духовных ценностей и объединяющих общество основ, обращение к духовно-нравственному опыту предков может послужить опорой для возрождения национального самосознания, воспитания стойких в битве воинов, верных Родине и своему слову, и молодого поколения, имеющего правильные моральные ориентиры для успешной мирной жизни.

Список литературы:

1. Сапожников С. Историки о происхождении Донского казачества. Ассимиляция или вымысел? URL: https://iknigi.net/avtor-sergey-sapozhnikov/184800-istoriki-o-proishozhdenii-donskogo-kazachestva-assimilyaciya-ili-vymysel-sergey-sapozhnikov/read/page-5.html (дата обращения 26.10.2023).

2. Союз казачьих войск. Казачество и православие. URL: https://kazak56.ru/kazachestvo-i-pravoslavie.html (дата обращения 25. 10.2023)

3. Казачий стан. URL: https://kazakdona.ru/ (дата обращения 28.10.2023)

4. Духовный гимн казачества. URL: https://songspro.pro/54/-Muzyka-VChernyavskogo-Slova-VHodareva/tekst-pesni-Duhovnyy-Gimn-Kazachestva (дата обращения 28.10.2023)

5. Донские казачьи пословицы и поговорки. URL: http://kazak-samara.ru/history/proverbs/?ELEMENT_ID=338 (дата обращения 29.10.2023)

Просмотров работы: 9