Социальное поведение изучают такие науки, как социальная психология, социология и антропология. Его проявления зависят от многих факторов – социальной среды, культуры, образования, обитания, личностных характеристик человека. Социальное поведение подростков представляет собой сложный и многогранный процесс, который определяется рядом внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят культурные нормы и ценности, экономическое положение семьи, состав и уровень благополучия семьи. К внутренним – темперамент, черты личности, самооценку, а также отношения с окружающими. В тесной связи с внешними и внутренними факторами формируются индивидуальные цели и ценности подростков, определяются их социальные установки и личностные смыслы, происходит развитие и формирование их способностей и умений. [5]
Социальное поведение подростков может быть определено как комплекс действий, реакций и взаимодействий, которые подростки проявляют в различных социальных ситуациях. Это включает в себя их способы общения, реакции на социальные ожидания, участие в групповых взаимодействиях, формирование отношений, адаптацию к социальным нормам и ценностям, а также проявление эмоций и реагирование на окружающую среду.
Социальное поведение подростков также охватывает их способность адаптироваться к различным социальным ролям, умение вступать во взаимодействие с разнообразными социальными группами, а также способность эффективно решать конфликты и принимать решения на основе социальных норм. [2]
В подростковом возрасте происходит процесс формирования самосознания, который характеризуется следующими особенностями:
- осознание своей уникальности и неповторимости. Подростки начинают осознавать, что они отличаются от других людей, и это приводит к формированию чувства идентичности;
- развитие рефлексии. Подростки начинают задумываться о своих мыслях, чувствах и поведении. Это приводит к формированию способности к самоанализу и самооценке;
- формирование жизненных планов. Подростки начинают задумываться о своем будущем, и это приводит к формированию жизненных планов и целей.
Формирование самосознания в подростковом возрасте сопровождается следующими особенностями социального поведения: [4]
Повышенная чувствительность к критике. Подростки очень чувствительны к критике со стороны взрослых и сверстников. Это связано с тем, что самосознание подростков еще не сформировалось и нестабильно.
Стремление к независимости. Подростки стремятся к независимости от взрослых и сверстников. Это связано с тем, что они начинают осознавать свою уникальность и неповторимость.
Повышенная эмоциональность. Подростки очень эмоциональны. Они часто испытывают сильные эмоции, такие как гнев, радость, грусть и т. д. Это связано с тем, что их нервная система еще не сформировалась и нестабильна.
Неопределенность в выборе. Подростки часто испытывают неопределенность в выборе друзей, профессии, жизненного пути. Это связано с тем, что их самосознание еще не сформировалось и нестабильно. [1]
В подростковом возрасте происходит процесс формирования личности. Личность подростка характеризуется следующими особенностями:
Динамичность. Личность подростка находится в постоянном развитии и изменении. Это связано с тем, что подростки постоянно сталкиваются с новыми ситуациями и переживают новые эмоции.
Противоречивость. Личность подростка характеризуется противоречивостью. Это связано с тем, что подростки одновременно стремятся к независимости и зависимости, к общению и одиночеству, к активности и пассивности и т. д.
Нестабильность. Личность подростка нестабильна. Это связано с тем, что подростки часто меняют свои взгляды, убеждения и ценности. Личностные особенности подростков влияют на их социальное поведение. Подростки с высокой самооценкой, как правило, более уверенны в себе и общительны. Они легко заводят друзей и поддерживают отношения с ними. Подростки с низкой самооценкой, как правило, более застенчивы и замкнуты. Они испытывают трудности в общении с другими людьми и часто чувствуют себя одинокими. [3]
Исследование социального поведения подростков может быть проведено с использованием разнообразных методов, позволяющих получить всеобъемлющее представление об этом явлении. Вот некоторые из методов, которые могут быть использованы для изучения социального поведения подростков:
1. Анкетирование и опросы: проведение структурированных опросов среди подростков позволит собрать количественные данные о их социальном поведении, взаимодействии с окружающими и мнениях по данной теме. Эти данные могут быть очень полезны для выявления широких трендов и общих паттернов социального поведения.
2. Наблюдение: наблюдение за подростками в реальной жизненной среде может предоставить ценную информацию о их социальном поведении, коммуникативных навыках и взаимодействиях в группах.
3. Фокус-группы и глубинные интервью: проведение фокус-групп и глубинных интервью с подростками позволит выявить глубинные мотивы и эмоциональные аспекты их социального поведения.
4. Использование стандартизированных тестов и шкал: применение психологических тестов и шкал, направленных на измерение социальных навыков, эмоциональной интеллекта и других аспектов, связанных с социальным поведением.
5. Интервенционные исследования: проведение исследований с применением интервенций и программа обучения, направленных на улучшение социального поведения подростков, с последующим анализом эффективности таких методов.
6. Лонгитюдные исследования: проведение долгосрочных исследований, позволяющих отслеживать динамику социального поведения подростков на протяжении времени и выявлять факторы, влияющие на изменения в этом поведении.
Использование комбинации этих методов позволит получить более полное и глубокое понимание социального поведения подростков, что в конечном итоге обеспечит основу для эффективной разработки программ работы с подростками и их интеграции в области работы с молодежью. [5]
Таким образом, изучение социального поведения подростков требует комплексного подхода, учитывающего множество факторов, влияющих на социальное поведение подростков. Особо отметим необходимость учета культурных различий и индивидуальных особенностей каждого подростка при анализе его социального поведения.
Список литературы:
Астапенко Д.В Особенности самосознания подростков и информационного поведения в условиях цифровизации образования [Электронный ресурс]. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samosoznaniya-podrostkov-i-informatsionnogo-povedeniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya/viewer
Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения. – Автореферат дисс… доктора психологических наук. – МГУ, Москва, 2006. – 47 с.
Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. – М.: Союз, 2019. – 160 c.
Иванова И.В. Копинг-стратегии – ресурс саморазвития подростка / И. В. Иванова, В. А. Макарова, А. Ю. Казакова [и др.]. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 208 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=688959
Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психология безопасного просоциального поведения личности. – М.: Издательство: Когито-Центр, 2021 г. – 355 с.