Ценности в человеческой жизни являются основой, определяющей направленность поведения и значимость поступков людей. Поэтому в психологических исследованиях категория «ценность» часто определяется через личностный смысл и значимость, ценностные ориентации и ценностные отношения, оценки, установки, нормы, идеалы, направленность личности и др. Ценность – как человеческая идея, воспринимаемая в виде субъективного образа или представления, является отражением культурноисторических норм. Выступая индивидуальным и социальным ориентиром, она ассоциируется с типом «достойного» поведения, определяющим конкретный стиль жизни. Ценность, выступающая в качестве стандарта поведения. Ценность – как основа и результат выбора направления и способа управления деятельностью, интегрирующая систему мотивов личности в. В данных исследованиях ценность выступает основополагающим критерием выбора вектора профессионального развития, служит основой самореализации личности.
Понятия ценность, ценностная ориентация и смысл возникли на стыке ряда дисциплин: философии ценностей, аксиологии, социальной и культурной антропологии, социологии, психологии, а также многочисленных теорий и течений в этой области. Поэтому исследование ценностных ориентаций отличается разноплановостью и многозначностью. Ценности – устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения. Ценностные ориентации – наиболее обобщенные и иерархически организованные отношения личности к ценностям той культуры, в которой формировалась данная личность – структурированная система обобщенных ценностных представлений, выражающая субъективное отношение личности к объективным условиям жизни.
В любых интерпретациях ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, именно в них аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, и отражаются все следы внешних воздействий со стороны природы и общества.
Процесс обучения курсантов иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения
учителю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку, сформировать ценностные ориентации на занятиях. предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи приносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения человека в той или иной жизненной ситуации. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы, тесно связанные с психолого-педагогическими ориентациями. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый обучающийся уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение.
Задача преподавателя – показать образцы поведения, обосновав их с точки зрения разумности и морали, определить поведение обучающегося в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Знакомство с реалиями страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Обучающиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”.
Процесс нравственного воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет развивать у курсантов личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.
Наша задача– воспитывать у обучающегося толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у курсантов уважительное отношение к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта обучающегося, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами воспитания могут быть обучающие игры, занятия, содержащие страноведческий материал. Именно так изучение языка оказывается наполненным живым содержанием, оказывается все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит пониманию других культур.
Сегодня материально-техническая база нашего вуза позволяет проводить обучение в свете новейших информационных технологий. Занятия проводятся в кабинетах иностранного языка, оснащенных необходимым мультимедийным оборудованием. Обучающиеся используют компьютерные словари, электронные пособия и учебники общаются как с преподавателем, так и со своими сверстниками. Новейшие компьютерно-информационные технологии способствуют оживлению учебного процесса с учетом возрастных и психологических особенностей курсантов, стимулируют их познавательно- исследовательскую деятельность.
Литература:
1.Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб., 1999.
2.Леонтьев Д.А. Ценности общества и ценности личности / Д.А. Леонтьев. М., 2005.
3.Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.
4.Психология развивающейся личности / Под ред.А.В. Петровского. - М., 1987. С.240.