Затраты на инновационную деятельность организаций: основные тенденции и закономерности - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Затраты на инновационную деятельность организаций: основные тенденции и закономерности

Ситдикова В.Р. 1, Салманханов А.С. 1
1Сургутский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в российской экономике наблюдается стремление к перспективному взаимодействию интеллектуального капитала и информационных систем. Процессы цифровизации и коммуникационные системы, ускорив процессы обмена информацией, привели к развитию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, трансформации результатов этой деятельности в глобальную мировую сеть. Существенность вложений в инновационные проекты, а также отсутствие унифицированного состава инструментов учета и управления инновациями обязывают собственников капитала усиливать роль его учетно-аналитического обеспечения и привлекать перспективные приемы мониторинга и оценки затрат на инновационное производство. Инновационная деятельность организаций в современных экономических условиях позволяет наращивать ее конкурентные преимущества и укреплять рыночные позиции.

В таблице 1 приведена система показателей, характеризующих ежегодное изменение затрат на инновационную деятельность в динамике за 6 лет.

Таблица 1

Показатели динамики затрат на инновационную деятельность в РФ с 2017 по 2022 гг.

Затраты на инновационную детальность организаций на территории РФ, за рассматриваемый период, постоянно растут, с 2017 по 2022 год показатель увеличился на 90%, что эквивалентно 1 257 585,85 млн. руб. прироста.

В 2019 году наблюдается наибольший прирост рассматриваемого показателя на 33%, что составляет 481 310,98 млн. руб. прироста, по сравнению с предыдущим годом. За рассматриваемый период снижение не наблюдается, однако, точкой наименьшего прироста является 2018 год всего 67 837,04 млн. руб., что на 5% больше предыдущего 2017 года.

В среднем с каждым годом затраты организаций на инновационную деятельность увеличиваются на 13% или на 229 663,7 млн рублей.

Для составления прогноза на будущие годы необходимо построить математическую модель – уравнение тренда, которое будет описывать тенденцию развития явления во времени. Для этого было выполнено аналитическое выравнивание ряда динамики по прямой. Аналитическое уравнение прямой имеет вид:

y ̂t = a0 + a1t

где t – порядковый номер периодов (или моментов) времени, – выровненные значения ряда динамики, а параметры уравнения определяются по формулам: ,

Расчет значений величин ∑y, ∑t^2 и ∑ty оформлены в таблице 2.

Таблица 2

Расчетная таблица для определения параметров a0, a1 уравнения прямой

а0 = 12 008 260 / 6 = 2 001 376,73

а1 = 9 188 496,98 / 70 = 131 264,24

В целом уравнение линейного тренда показывает, что с каждым годом затраты на инновационную деятельность растут в среднем на 131 264,24 млн рублей.

Графики эмпирической и сглаженной кривой представлены на рис. 1.

Рис. 1. Сглаживание ряда динамики объемов реализации продукции методом аналитического выравнивания по прямой

Коэффициент аппроксимации равен 0,9765, это значит, что модель объясняет 97,65% вариации данных. Модель точна и может использоваться для точечного прогноза данных.

y ̂=2 001 376,73+ 131 264,24*t

2 001 376,73 + 131 264,24 * 7 = 2 920 226,43 млн. руб. на 2023 год

2 001 376,73+ 131 264,24 * 9 = 3 182 754,91 млн. руб. на 2024 год

Интервальный прогноз: Интервальные прогнозы заключаются в построении доверительного интервала на основе точечных прогнозов. При построении доверительного интервала прогноза используется стандартная ошибка прогноза и табличное значение t критерия Стьюдента. Если построенная модель адекватна, то с выбранной вероятностью можно утверждать, что при сохранении закономерности развития, прогнозируемая величина попадает в рассчитанный интервал.

,

Доверительный интервал:

тогда прогнозные значения будут варьировать в диапазоне:

2 920 226,43–392,80 2 001 376,73 2 920 226,43+392,80

2 919 833,63 2 001 376,73 2 920 619,23 прогноз на 2023 год

3 182 754,91-392,80 2 001 376,73 3 182 754 ,91+392,80

3 182 362,11 2 001 376,73 3 183 147,71 прогноз на 2024 год

Прогнозируемый объём затрат на 2023 будет находиться в пределах от 2 919 833.63 до 2 920 619,23 млн рублей, а на 2024 ожидается что затраты достигнут предала от 3 182 362,11 до 3 183 147,71 млн рублей.

Таким образом, согласно подсчетам Росстата, можно сделать вывод, что затраты на инновационную деятельность на территории Российской Федерации за рассматриваемый период, с 2017 г. по 2022 г., имеют постоянный рост. Если в начале периода затраты достигали 1 404 985,29 млн. рублей, то на конец периода составляют 2 662 571,14 млн. рублей, что на 90% больше. По вычисленным средним показателям заметно, что с каждым годом затраты увеличиваются в среднем на 13,7%. Самым продуктивным годом является 2019 год, т.к. прирост относительно предыдущего 2018 года составил 33%, что является самым высоким показателем среди всех периодов.

Стоит отметить, что всего по данным Росстата объем инновационных товаров, работ, услуг по Российской Федерации составил сумму 132 011 988,6 млн. рублей в 2022 г., а затраты составили лишь 2 662 751,14 млн. рублей, по этим данным можно сделать вывод о том, что вложение денежных средств в инновации увеличивает объемы отгруженных товаров и выручку организаций. В целом, наблюдая динамику затрат на инновационную деятельность, можно с уверенностью судить о том, что этой сфере в нашей стране уделяется достаточно большое внимание.

Источники информации:

  1. Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/science

  2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. / Общая теория статистики: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 416 с. – (Высшее образование)

  3. Стратегии инновационного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/70106124/#block_72

  4. Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642[Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71551998

Просмотров работы: 35