Конституция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье «как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения, 2020b). Чтобы достичь состояния полного физического, психического и социального благополучия, человек или группа должны осознать свои собственные потребности и изменить или справиться с окружающей средой, которая мешает им достичь своих потребностей. Стратегии или действия, которые человек или группа предпринимает для достижения состояния полного физического, психического и социального благополучия (которые удовлетворяют их потребности), можно считать здоровым образом жизни. Поэтому практика здорового образа жизни жизненно важна для достижения полного состояния здоровья[3].
Хотя основные механизмы между факторами образа жизни и когнитивными способностями до сих пор неясны, были предложены потенциальные механизмы, включая механизмы компенсации и эффективности. Когда люди выполняют когнитивную деятельность, образ жизни может повысить мощность или эффективность сетей мозга, воздействуя на чередующиеся цепи или ненейрональные элементы мозга Скармеас и Стерн (2003). Более того, исследователи показали, что поддающиеся изменению факторы образа жизни считаются потенциальным путем смягчения снижения когнитивных функций. Благоприятный образ жизни включает отказ от курения и употребления алкоголя, адекватное разнообразие рациона питания и физические упражнения (Kivipelto et al., 2005; Phillips, 2017). Индийское перекрестное исследование показало, что курение и употребление алкоголя положительно связаны с когнитивными нарушениями в более позднем взрослом возрасте. Сингх и др. (2014) провели систематический обзор и метаанализ и обнаружили потенциально полезную связь между средиземноморскими диетическими моделями и легкими когнитивными нарушениями (MCI). Метаанализ рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) по физическим упражнениям и познанию также доказал, что физические упражнения улучшают когнитивные функции.
Практика здорового образа жизни (ЗОЖ) определяется как «образ жизни, который снижает риск серьезно заболеть или рано умереть» (Всемирная организация здравоохранения, 2020a). Малоподвижный образ жизни в значительной степени связан с ранней смертностью и заболеваемостью вследствие сердечно-сосудистых заболеваний. Сердечно-сосудистые заболевания Заболевание является одним из основных факторов, способствующих смертности во всем мире, и ожидается, что эта тенденция сохранится. Здоровый образ жизни, такой как аэробные упражнения и корректировка диеты, может снизить сердечно-сосудистый риск, связанный со старением. Глобальный план действий Всемирной организации здравоохранения устанавливает добровольные цели для государств-членов, включая относительное снижение на 25 % общей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, относительное снижение на 10 % вредного употребления алкоголя (и распространенности недостаточной физической активности) и 30 %. % относительного снижения среднего потребления соли населением (и распространенности текущего употребления табака) (Всемирная организация здравоохранения, 2013[2]).
Здоровый образ жизни, такой как регулярные физические упражнения, потребление фруктов и овощей в рекомендуемых размерах порций, а также средний уровень потребления соли, неудовлетворителен среди матерей, посещающих клинику в районе МЗ Чавакаччери. Однако было обнаружено, что высокие оценки восприятия здорового образа жизни, участия в группах поддержки матерей и низкий ИМТ статистически значимо связаны с практикой здорового образа жизни. Поэтому эффективные целевые образовательные программы по ЗОЖ[3].
Список литературы
1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2009. - 766 c (дата обращения: 20.12.2023).
2. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю. П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 352 c (дата обращения: 20.12.2023).
3. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е. Н. Назарова. - М.: Academia, 2019. - 536 c (дата обращения: 20.12.2023).