В сфере образования, как и в других отраслях экономики конфликты встречаются довольно часто, это связанно с возрастом педагогов, компетентностью в своей профессиональной деятельности, степенью ответственности, личностными особенностями и т.д. Стоит отметить, что, не смотря на общие требования к осуществлению образовательной деятельности с учетом общих целей и задач, взгляды и мнения педагогов расходятся, тем самым провоцируют ряд конфликтных ситуаций.
В период активного внедрения инновационных технологий, а именно, расширения цифрового пространства в ДОУ, педагогам необходимо быстро перестраиваться в изменяющихся условиях образовательной среды и подчиняться новым требованиям к организации педагогической деятельности.
На сегодняшний день некоторые педагоги в системе образования испытывают некий дискомфорт, чаще всего это связано с инновационными технологиями, а именно, включение в образование такого направления работы, как цифровое пространство и электронный документооборот.
Конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Самое эффективное воздействие на педагогический или социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда есть достаточно глубокое понимание истинных причин его возникновения, динамики, закономерностей развития и пути разрешения конфликтной ситуации.
Рассмотрим понятия «конфликт» и «педагогический конфликт», его сущность.
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий. Конфликт (от лат. — столкновение) – обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [2].
Конфликт в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве.
Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия [1].
Выделим наиболее характерные причины возникновения педагогических конфликтов в сфере образования.
— первая и самая главная, на мой взгляд, причина – это высокие требования к педагогам и образовательной организации в целом. В современных условиях к профессионализму и личностным качествам педагогического состава предъявляются завышенные требования, и это вполне объяснимо со стороны запросов государства, но не со стороны достойной оплаты труда. Труд педагога, отвечающего за развитие и воспитание, а также за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную образовательную и воспитательную работу, требует огромных затрат как душевных, так и физических. Эти факты сказываются на эмоционально-психологическом состоянии педагогов, низкие заработки, не обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей членов организации и их семей, что в свою очередь ведет к конфликтным ситуациям. Сюда можно включить несовершенную систему стимулирования и несправедливое распределение материальных благ и фондов оплаты труда;
— отсутствие достойного финансирования и недостаточность материально-технического обеспечения образовательных организаций. Это в свою очередь влечет волну противоречия между внедрением инновационных технологий в образовательный процесс, разнообразием учебных занятий и умением пользоваться цифровыми ресурсам на должном уровне, повышать свою компетентность в данном направлении. Низкое финансирование ОО затрагивает и престиж заведения, соответственно, понижается процент посещения детей, т.к. законные представители заинтересованы комфортабельными условиями пребывания ребенка в учреждении обеспеченной цифровой образовательной средой и ресурсами. Что несомненно влияет на дополнительное финансирование организации и на зарплату педагогического коллектива;
— нехватка педагогических работников, в свою очередь, может спровоцировать конфликтную ситуацию в ОО. Увеличение рабочего времени влечет за собой как положительный настрой на качество профессиональной деятельности, так и отрицательный, что в свою очередь может отразиться на участниках образовательного процесса;
— личные качества педагогического работника, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений, в сфере общения в процессе педагогической деятельности. При взаимодействии с коллегами необходимо учитывать возрастные особенности, статус участников взаимодействия, личностные особенности человека, умение конструктивно вести переговоры;
— структура управления и частое внесение изменений в учебно-воспитательный процесс и нововведения могут за собой повлечь нарастание недовольства, противоречия внутри коллектива в ОО;
— незащищенность педагогов от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации, работников вышестоящих органов образования, родителей (законных представителей), обучающихся ведет за собой возрастание напряженности и учащения конфликтов в педагогической среде;
— значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к воспитанию и обучению учащихся. Это могут быть дополнительные требования к заполнению документации, не входящий в должностные обязанности, обязательное участие в конференциях и выступлениях разного уровня.
Таким образом, под педагогическим конфликтом понимают – процесс столкновение интересов и позиций сторон, вытекающий из «трудовых» отношений. Очевидно, что в таких ситуациях велики риски: эмоциональная нестабильность, неэффективная работа, спад деятельности, что в дальнейшем повлечет за собой – увольнение, в силу чего люди пытаются решить проблему в короткие сроки. Именно поэтому им необходимо тщательно выбирать способ урегулирования противоречий. Так, на современном этапе развития трудовых отношений широкое распространение получила такая методика, как онлайн –медиация.
С 1 января 2011 года вступил в силу нормативный правовой акт в виде Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [5]. Медиация и заключение медиативного соглашения, как примирительная процедура, относительно новое явление в России и абсолютно новая в образовательных организациях.
Термин «онлайн – медиация» трактуется, как инструмент, с помощью которого можно эффективно разрешить или урегулировать конфликт сторон с помощью интернет–технологий.
В современном цифровом мире удобство получать услугу онлайн в целях экономии времени, в комфортной обстановке и без финансовых затрат на проезд, очень актуально и пользуется большим спросом не только у обычных граждан, но и в сфере образования.
Онлайн–медиация позволяет участникам конфликта общаться удаленно, что удобно в ситуациях, когда они находятся в разных местах или имеют ограниченную возможность для личных встреч. Это также экономит время и усилия, поскольку не требует физического присутствия всех сторон. В рамках модели онлайн–медиации участники конфликта имеют возможность выразить свои потребности, обеспокоенности и искать совместные решения. Сессии проводятся через видео–конференцсвязь, чаты или другие средства общения, предоставляемые онлайн-платформой.
Процесс онлайн-медиации включает в себя различные этапы, такие как установление контакта, уточнение проблемы, проведение сессий медиации, поиск взаимовыгодного решения и заключение соглашения. Медиатор обеспечивает конструктивный диалог и помогает участникам прекратить конфликтное поведение и сфокусироваться на сотрудничестве. При использовании педагогической модели онлайн-медиации важно обеспечить конфиденциальность данных, безопасность и соответствие правовым нормам. Также необходимо поддерживать техническую готовность и навыки участников для эффективного взаимодействия на онлайн-платформе.
Использование онлайн-медиации в разрешении педагогических конфликтов помогает снизить напряжение и добиться конструктивного решения проблемы. Она способствует улучшению образовательной среды, коммуникации и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации – это метод, основанный на использовании интернет-технологий для разрешения конфликтов в образовательной среде. Данная модель предусматривает взаимодействие участников конфликта через онлайн-платформу или специализированное программное обеспечение. Ключевым элементом этой модели является наличие профессионального медиатора, который помогает участникам конфликта достичь взаимопонимания и найти конструктивные решения. Медиатор является независимым и нейтральным лицом, которое облегчает коммуникацию и помогает участникам преодолеть разногласия.
Онлайн-медиация является эффективным инструментом разрешения педагогических конфликтов, особенно в условиях современных технологий и удаленного обучения.
В таблице 1 представлена педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации.
Таблица 1 – Педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации
Характеристика медиации |
|
Цель |
Урегулирование конфликта путём понимания сторонами как их собственных перспектив, приоритетов и интересов, так и других сторон, что поможет совместными усилиями преодолеть спорные ситуации. |
Основные принципы |
|
Этапы |
|
Преимущества |
|
Угрозы |
|
Результат |
Заключение сторонами медиативного соглашения, которое будет удовлетворять обе стороны конфликта. |
Роль медиатора (подходы медиации) |
|
«Третейский судья» |
Авторитарная роль. Определение вариантов решения проблемы, в большей степени, определяет медиатор. Медиатор изучает проблему, выслушивает стороны и выносит вердикт, который оспариванию не подлежит. |
«Арбитр» |
Медиатор, в роли арбитра, также имеет огромные полномочия. Он изучает проблему конфликта, обсуждает со сторонами и выносит решение, обязательное к выполнению. Данный подход подходит для следующих ситуаций:
|
«Посредник» |
Нейтральная роль. Медиатор обеспечивает конструктивным обсуждением проблемы, где окончательное решение принимают стороны конфликта. |
«Помощник» |
Медиатор не вмешивается в суть проблемы конфликта и окончательного принятия решения. Принимает участие в переговорах только с целью совершенствования самого процесса. |
«Наблюдатель» |
В присутствии медиатора сторонам конфликта необходимо придерживаться правил и договоренностей, что в свою очередь, влияет на эффективность процедуры. |
Функции медиатора |
|
Организатор процесса |
Организация последовательного и конструктивного ведения переговоров. |
Активный слушатель |
Применение в процедуре медиации таких навыков, как: активное слушание, умение задавать открытые вопросы, владение техникой – эхо-повтор, резюмирование и др. |
Генератор идей |
Стимулирует стороны к поиску решений, снабжает полезной информацией. |
Мастер переговоров |
Подведение сторон к конструктивному общению, ведению переговоров и выработке скорейшего соглашения. |
Хранитель психологического климата |
Регулирует баланс климата во время переговоров, исключает возможность оскорблений и унижений сторон. |
Требования к медиатору |
|
Компетентность |
Медиатор должен быть осведомлен о процедуре медиации, на постоянно повышать свои знания и умения в этой деятельности. |
Независимость |
Медиатор не должен быть заинтересованным лицом в разрешении конфликта, как в финансовом вопросе, так и в личном. |
Психологическая устойчивость |
Медиатор должен быть вежливым, культурным, располагающим к себе. Уметь завоевывать доверие и уважение, создавать максимально комфортные условия для успешного урегулирования конфликта, при этом создавать новые положительные психологические установки. |
Шаги к разрешению педагогических конфликтов посредствам онлайн-медиации |
|
Выявление и анализ конфликта |
медиатор должен определить стороны конфликта, их интересы и причины возникновения конфликта. |
Подготовка сторон к медиации |
педагогический медиатор должен провести предварительную работу (в очном или заочном формате) с каждой стороной по отдельности, объяснить принципы и процесс медиации, а также помочь сторонам сформулировать свои интересы и ожидания от процесса. |
Организация онлайн-среды |
педагогический медиатор должен обеспечить создание безопасного онлайн-пространства для проведения медиации, где стороны смогут свободно высказываться и общаться друг с другом. |
Формирование соглашения |
педагогический медиатор должен помочь сторонам найти общие интересы и создать соглашение, которое удовлетворит обе стороны и поможет разрешить конфликт. |
Поддержка и мониторинг |
педагогический медиатор должен продолжать поддерживать стороны после медиации, следить за выполнением соглашения и быть готовым помочь в случае дальнейших проблем или конфликтов. |
Стоит отметить, что онлайн-медиация требует использования различных современных коммуникативных инструментов и технологий: видео-конференции, чаты, электронная почта и др., для обеспечения эффективного взаимодействия сторон и для достижения успешного разрешения педагогических конфликтов.
Онлайн–медиация включает в себя процесс, в котором профессиональный медиатор, обладающий навыками и компетенциями в области урегулирования конфликтов, проводит виртуальные встречи с участниками конфликта. Цель медиатора заключается в том, чтобы помочь участникам разрешить конфликт с помощью диалога и сотрудничества.
В рамках данной педагогической модели участники конфликта имеют возможность изложить свои позиции, выразить свои обеспокоенности и предложить решения проблемы. Медиатор работает с участниками, помогает им понять позицию друг друга и находить взаимовыгодные решения.
Важно отметить, что онлайн–медиация приводит к сокращению времени на разрешение конфликта, так как нет необходимости в организации физических встреч. Она также может быть особенно полезной для участников, находящихся в разных географических местах.
Педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации способствует снижению напряженности и улучшению коммуникации между всеми участниками конфликта. Она помогает преодолеть преграды и находить компромиссы, основанные на взаимовыгодных решениях.
В итоге, онлайн–медиация становится эффективным инструментом для урегулирования педагогических конфликтов, способствуя созданию гармоничной образовательной среды и развитию конструктивных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Следовательно, можно сделать вывод о положительных сторонах процедуры медиации в ДОУ. Отметить, что онлайн – медиация – это быстрое, экономичное, конфиденциальное и эффективное принятие решения с помощью специалиста – медиатора, с использованием интернет-технологий. Не стоит недооценивать преимущество онлайн-медиации – ее оперативность в разрешении проблем, когда экономия времени становится наиболее важным фактором современного общества.
В свою очередь, медиация является очень «хрупким» инструментом для разрешения педагогических конфликтов, и, только внедрив в образовательную деятельность, мы сможем добиться эффективного результата для урегулирования конфликтных ситуаций и повышения положительного эмоционального климата в учреждениях. Для этого необходимо вести просветительскую работу, информируя работников образовательных учреждений о процедуре медиации, обеспечить ее правильное понимание и тех положительных моментов, которые она представляет.
Список литературы
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад. – Москва, 2002. С. 213. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/fc/slovar-207-4.htm#zag-2555- Доступ свободный (дата обращения: 12.12.2023). – Загл с экрана.
2. Большой психологический словарь psychological.slovaronline.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/820-KONFLIKT (дата обращения: 24.12.23). – Загл. с экрана.
3. Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Курск, 30 апреля 2019 года). – Курск: ЮгоЗапад. гос.ун-т, 2019. – 252 с.
4. Трофимов Я.В. Современное развитие медиации в РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. – Сер. 5, Юриспруд. - 2013. - №1.- С.76-86.
5. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ: [Электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения 18.12.2023). – Загл. с экрана.
6. Юферова М.А., Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Стрелова А.И. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М. А. Юферова, О. А. Коряковцева, Т.В. Бугайчук, А.И. Стрелова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 67 с.