ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК ПУТЬ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОНЛАЙН-МЕДИАЦИИ В ДОУ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК ПУТЬ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОНЛАЙН-МЕДИАЦИИ В ДОУ

Малыгина Е.А. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В сфере образования, как и в других отраслях экономики конфликты встречаются довольно часто, это связанно с возрастом педагогов, компетентностью в своей профессиональной деятельности, степенью ответственности, личностными особенностями и т.д. Стоит отметить, что, не смотря на общие требования к осуществлению образовательной деятельности с учетом общих целей и задач, взгляды и мнения педагогов расходятся, тем самым провоцируют ряд конфликтных ситуаций.

В период активного внедрения инновационных технологий, а именно, расширения цифрового пространства в ДОУ, педагогам необходимо быстро перестраиваться в изменяющихся условиях образовательной среды и подчиняться новым требованиям к организации педагогической деятельности.

На сегодняшний день некоторые педагоги в системе образования испытывают некий дискомфорт, чаще всего это связано с инновационными технологиями, а именно, включение в образование такого направления работы, как цифровое пространство и электронный документооборот.

Конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Самое эффективное воздействие на педагогический или социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда есть достаточно глубокое понимание истинных причин его возникновения, динамики, закономерностей развития и пути разрешения конфликтной ситуации.

Рассмотрим понятия «конфликт» и «педагогический конфликт», его сущность.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий. Конфликт (от лат. — столкновение) – обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [2].

Конфликт в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве.

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия [1].

Выделим наиболее характерные причины возникновения педагогических конфликтов в сфере образования.

— первая и самая главная, на мой взгляд, причина – это высокие требования к педагогам и образовательной организации в целом. В современных условиях к профессионализму и личностным качествам педагогического состава предъявляются завышенные требования, и это вполне объяснимо со стороны запросов государства, но не со стороны достойной оплаты труда. Труд педагога, отвечающего за развитие и воспитание, а также за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную образовательную и воспитательную работу, требует огромных затрат как душевных, так и физических. Эти факты сказываются на эмоционально-психологическом состоянии педагогов, низкие заработки, не обеспечивающие удовлетворение жизненно важных потребностей членов организации и их семей, что в свою очередь ведет к конфликтным ситуациям. Сюда можно включить несовершенную систему стимулирования и несправедливое распределение материальных благ и фондов оплаты труда;

— отсутствие достойного финансирования и недостаточность материально-технического обеспечения образовательных организаций. Это в свою очередь влечет волну противоречия между внедрением инновационных технологий в образовательный процесс, разнообразием учебных занятий и умением пользоваться цифровыми ресурсам на должном уровне, повышать свою компетентность в данном направлении. Низкое финансирование ОО затрагивает и престиж заведения, соответственно, понижается процент посещения детей, т.к. законные представители заинтересованы комфортабельными условиями пребывания ребенка в учреждении обеспеченной цифровой образовательной средой и ресурсами. Что несомненно влияет на дополнительное финансирование организации и на зарплату педагогического коллектива;

— нехватка педагогических работников, в свою очередь, может спровоцировать конфликтную ситуацию в ОО. Увеличение рабочего времени влечет за собой как положительный настрой на качество профессиональной деятельности, так и отрицательный, что в свою очередь может отразиться на участниках образовательного процесса;

— личные качества педагогического работника, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений, в сфере общения в процессе педагогической деятельности. При взаимодействии с коллегами необходимо учитывать возрастные особенности, статус участников взаимодействия, личностные особенности человека, умение конструктивно вести переговоры;

— структура управления и частое внесение изменений в учебно-воспитательный процесс и нововведения могут за собой повлечь нарастание недовольства, противоречия внутри коллектива в ОО;

— незащищенность педагогов от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации, работников вышестоящих органов образования, родителей (законных представителей), обучающихся ведет за собой возрастание напряженности и учащения конфликтов в педагогической среде;

— значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к воспитанию и обучению учащихся. Это могут быть дополнительные требования к заполнению документации, не входящий в должностные обязанности, обязательное участие в конференциях и выступлениях разного уровня.

Таким образом, под педагогическим конфликтом понимают – процесс столкновение интересов и позиций сторон, вытекающий из «трудовых» отношений. Очевидно, что в таких ситуациях велики риски: эмоциональная нестабильность, неэффективная работа, спад деятельности, что в дальнейшем повлечет за собой – увольнение, в силу чего люди пытаются решить проблему в короткие сроки. Именно поэтому им необходимо тщательно выбирать способ урегулирования противоречий. Так, на современном этапе развития трудовых отношений широкое распространение получила такая методика, как онлайн –медиация.

С 1 января 2011 года вступил в силу нормативный правовой акт в виде Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [5]. Медиация и заключение медиативного соглашения, как примирительная процедура, относительно новое явление в России и абсолютно новая в образовательных организациях.

Термин «онлайн – медиация» трактуется, как инструмент, с помощью которого можно эффективно разрешить или урегулировать конфликт сторон с помощью интернет–технологий.

В современном цифровом мире удобство получать услугу онлайн в целях экономии времени, в комфортной обстановке и без финансовых затрат на проезд, очень актуально и пользуется большим спросом не только у обычных граждан, но и в сфере образования.

Онлайн–медиация позволяет участникам конфликта общаться удаленно, что удобно в ситуациях, когда они находятся в разных местах или имеют ограниченную возможность для личных встреч. Это также экономит время и усилия, поскольку не требует физического присутствия всех сторон. В рамках модели онлайн–медиации участники конфликта имеют возможность выразить свои потребности, обеспокоенности и искать совместные решения. Сессии проводятся через видео–конференцсвязь, чаты или другие средства общения, предоставляемые онлайн-платформой.

Процесс онлайн-медиации включает в себя различные этапы, такие как установление контакта, уточнение проблемы, проведение сессий медиации, поиск взаимовыгодного решения и заключение соглашения. Медиатор обеспечивает конструктивный диалог и помогает участникам прекратить конфликтное поведение и сфокусироваться на сотрудничестве. При использовании педагогической модели онлайн-медиации важно обеспечить конфиденциальность данных, безопасность и соответствие правовым нормам. Также необходимо поддерживать техническую готовность и навыки участников для эффективного взаимодействия на онлайн-платформе.

Использование онлайн-медиации в разрешении педагогических конфликтов помогает снизить напряжение и добиться конструктивного решения проблемы. Она способствует улучшению образовательной среды, коммуникации и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации – это метод, основанный на использовании интернет-технологий для разрешения конфликтов в образовательной среде. Данная модель предусматривает взаимодействие участников конфликта через онлайн-платформу или специализированное программное обеспечение. Ключевым элементом этой модели является наличие профессионального медиатора, который помогает участникам конфликта достичь взаимопонимания и найти конструктивные решения. Медиатор является независимым и нейтральным лицом, которое облегчает коммуникацию и помогает участникам преодолеть разногласия.

Онлайн-медиация является эффективным инструментом разрешения педагогических конфликтов, особенно в условиях современных технологий и удаленного обучения.

В таблице 1 представлена педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации.

Таблица 1 – Педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации

Характеристика медиации

Цель

Урегулирование конфликта путём понимания сторонами как их собственных перспектив, приоритетов и интересов, так и других сторон, что поможет совместными усилиями преодолеть спорные ситуации.

Основные принципы

  • добровольный характер;

  • равные права сторон;

  • полная конфиденциальность;

  • нейтралитет медиатора.

Этапы

  • медиатор: вступительное слово;

  • стороны конфликта: презентация себя;

  • выработка вопросов для переговоров;

  • индивидуальная беседа;

  • выработка предложений;

  • подготовка к завершению медиации и заключению соглашения;

  • выход из медиации;

  • профилактические меры по постконфликтным ситуациям.

Преимущества

  • эффективный результат;

  • безграничные решения;

  • экономия времени;

  • положительные рабочие отношения;

  • справедливое решение, основанное на интересах участников.

Угрозы

  • эффективность процедуры зависит от сотрудничества сторон конфликта;

  • эффективность процедуры зависит от степени доверия к медиатору;

  • эффективность процедуры зависит от личных качеств медиатора, авторитета, профессиональных навыков.

Результат

Заключение сторонами медиативного соглашения, которое будет удовлетворять обе стороны конфликта.

Роль медиатора (подходы медиации)

«Третейский судья»

Авторитарная роль. Определение вариантов решения проблемы, в большей степени, определяет медиатор. Медиатор изучает проблему, выслушивает стороны и выносит вердикт, который оспариванию не подлежит.

«Арбитр»

Медиатор, в роли арбитра, также имеет огромные полномочия. Он изучает проблему конфликта, обсуждает со сторонами и выносит решение, обязательное к выполнению. Данный подход подходит для следующих ситуаций:

  • быстро обостряющийся конфликт;

  • экстремальные условия для протекания конфликта;

  • ограниченное время на детальное разбирательство;

  • конфликт незначительный.

«Посредник»

Нейтральная роль. Медиатор обеспечивает конструктивным обсуждением проблемы, где окончательное решение принимают стороны конфликта.

«Помощник»

Медиатор не вмешивается в суть проблемы конфликта и окончательного принятия решения. Принимает участие в переговорах только с целью совершенствования самого процесса.

«Наблюдатель»

В присутствии медиатора сторонам конфликта необходимо придерживаться правил и договоренностей, что в свою очередь, влияет на эффективность процедуры.

Функции медиатора

Организатор процесса

Организация последовательного и конструктивного ведения переговоров.

Активный слушатель

Применение в процедуре медиации таких навыков, как: активное слушание, умение задавать открытые вопросы, владение техникой – эхо-повтор, резюмирование и др.

Генератор идей

Стимулирует стороны к поиску решений, снабжает полезной информацией.

Мастер переговоров

Подведение сторон к конструктивному общению, ведению переговоров и выработке скорейшего соглашения.

Хранитель психологического климата

Регулирует баланс климата во время переговоров, исключает возможность оскорблений и унижений сторон.

Требования к медиатору

Компетентность

Медиатор должен быть осведомлен о процедуре медиации, на постоянно повышать свои знания и умения в этой деятельности.

Независимость

Медиатор не должен быть заинтересованным лицом в разрешении конфликта, как в финансовом вопросе, так и в личном.

Психологическая устойчивость

Медиатор должен быть вежливым, культурным, располагающим к себе. Уметь завоевывать доверие и уважение, создавать максимально комфортные условия для успешного урегулирования конфликта, при этом создавать новые положительные психологические установки.

Шаги к разрешению педагогических конфликтов посредствам онлайн-медиации

Выявление и анализ конфликта

медиатор должен определить стороны конфликта, их интересы и причины возникновения конфликта.

Подготовка сторон к медиации

педагогический медиатор должен провести предварительную работу (в очном или заочном формате) с каждой стороной по отдельности, объяснить принципы и процесс медиации, а также помочь сторонам сформулировать свои интересы и ожидания от процесса.

Организация онлайн-среды

педагогический медиатор должен обеспечить создание безопасного онлайн-пространства для проведения медиации, где стороны смогут свободно высказываться и общаться друг с другом.

Формирование соглашения

педагогический медиатор должен помочь сторонам найти общие интересы и создать соглашение, которое удовлетворит обе стороны и поможет разрешить конфликт.

Поддержка и мониторинг

педагогический медиатор должен продолжать поддерживать стороны после медиации, следить за выполнением соглашения и быть готовым помочь в случае дальнейших проблем или конфликтов.

Стоит отметить, что онлайн-медиация требует использования различных современных коммуникативных инструментов и технологий: видео-конференции, чаты, электронная почта и др., для обеспечения эффективного взаимодействия сторон и для достижения успешного разрешения педагогических конфликтов.

Онлайн–медиация включает в себя процесс, в котором профессиональный медиатор, обладающий навыками и компетенциями в области урегулирования конфликтов, проводит виртуальные встречи с участниками конфликта. Цель медиатора заключается в том, чтобы помочь участникам разрешить конфликт с помощью диалога и сотрудничества.

В рамках данной педагогической модели участники конфликта имеют возможность изложить свои позиции, выразить свои обеспокоенности и предложить решения проблемы. Медиатор работает с участниками, помогает им понять позицию друг друга и находить взаимовыгодные решения.

Важно отметить, что онлайн–медиация приводит к сокращению времени на разрешение конфликта, так как нет необходимости в организации физических встреч. Она также может быть особенно полезной для участников, находящихся в разных географических местах.

Педагогическая модель разрешения педагогических конфликтов посредством онлайн-медиации способствует снижению напряженности и улучшению коммуникации между всеми участниками конфликта. Она помогает преодолеть преграды и находить компромиссы, основанные на взаимовыгодных решениях.

В итоге, онлайн–медиация становится эффективным инструментом для урегулирования педагогических конфликтов, способствуя созданию гармоничной образовательной среды и развитию конструктивных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Следовательно, можно сделать вывод о положительных сторонах процедуры медиации в ДОУ. Отметить, что онлайн – медиация – это быстрое, экономичное, конфиденциальное и эффективное принятие решения с помощью специалиста – медиатора, с использованием интернет-технологий. Не стоит недооценивать преимущество онлайн-медиации – ее оперативность в разрешении проблем, когда экономия времени становится наиболее важным фактором современного общества.

В свою очередь, медиация является очень «хрупким» инструментом для разрешения педагогических конфликтов, и, только внедрив в образовательную деятельность, мы сможем добиться эффективного результата для урегулирования конфликтных ситуаций и повышения положительного эмоционального климата в учреждениях. Для этого необходимо вести просветительскую работу, информируя работников образовательных учреждений о процедуре медиации, обеспечить ее правильное понимание и тех положительных моментов, которые она представляет.

Список литературы

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад. – Москва, 2002. С. 213. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/fc/slovar-207-4.htm#zag-2555- Доступ свободный (дата обращения: 12.12.2023). – Загл с экрана.

2. Большой психологический словарь psychological.slovaronline.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/820-KONFLIKT (дата обращения: 24.12.23). – Загл. с экрана.

3. Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Курск, 30 апреля 2019 года). – Курск: ЮгоЗапад. гос.ун-т, 2019. – 252 с.

4. Трофимов Я.В. Современное развитие медиации в РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. – Сер. 5, Юриспруд. - 2013. - №1.- С.76-86.

5. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ: [Электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения 18.12.2023). – Загл. с экрана.

6. Юферова М.А., Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Стрелова А.И. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М. А. Юферова, О. А. Коряковцева, Т.В. Бугайчук, А.И. Стрелова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 67 с.

Просмотров работы: 12