Социальное сопровождение семей, находящихся в социально - опасном положении, как технология социальной работы. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Социальное сопровождение семей, находящихся в социально - опасном положении, как технология социальной работы.

Чередова О.М. 1
1Улья́новский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т и́мени И. Н. Улья́нова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является первым воспитательным институтом, эту связь человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются первые задатки нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Но иногда встречаются семьи, воспитание в которых, как правило, отрицательно сказывается на воспитании ребенка.

В Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" прописано, «Семья, находящаяся в социально - опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.» [1]

Правовой основой для выявления и последующей работы с семьями, находящимися в социально - опасном положении являются:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  6. иные федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации
(далее - семья СОП) к сожалению, существовали во все времена. И сегодня проблема таких семей, является достаточно актуальной. Проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи очень разнообразны: жилищные и материальные проблемы, безработица, состояние здоровья кого-либо из членов семьи (как физического, так и психического), проблемы, связанные с детьми (их рождением, воспитанием и т.д.), проблемы взаимоотношений между супругами и с родительскими семьями, алкоголизм, семейное насилие и другое. Такой путь ведет семью к социальной и моральной деградации, обрекая на такое же существование и детей. В таком случае требуется немедленное социальное вмешательство специалистов различного профиля для помощи этой семье.

Социальные работники при работе с семьями СОП могут использовать различные технологии. Технология в социальной сфере - социальная технология - способ организации деятельности в этой сфере, направленный на реализацию поставленных целей и задач. [7]

В последние годы получила широкое распространение технология социального сопровождения. Сопровождать — значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. [6] Социальным сопровождением называют комплекс мероприятий по взаимодействию специальных служб с объектом социальных услуг, которое направлено на профилактику или преодоление различных трудных жизненных ситуаций, а также обстоятельств, обусловивших нуждаемость в социальном обслуживании. [4]

Особую актуальность применению данной технологии обеспечивает длительный планомерный характер работы направленной на эффективное решение проблем клиента с учетом его индивидуальных потребностей.

Основная цель социального сопровождения - преодоление жизненных трудностей, минимизация негативных последствий или даже полное решения проблем семьи.

Достижение цели возможно при решении задач. Задачи социального сопровождения напрямую связаны с уровнем, на котором они предусмотрены:

Адаптационный уровень социального сопровождения - это комплекс мер и процессов, которые направлены на реализацию ряда мероприятий по социальному сопровождению. Помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи. Обеспечение привыкания людей, нуждающихся в социальной защите, помощи и сопровождении к новым условиям.

Базовый уровень (профилактический) - это процесс, который заключается в реализации конкретных мероприятий по социальному обеспечению и сопровождению. Деятельность направлена на оказание семье разных видов помощи. Предупреждение кризисной ситуации. Профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях

Экстренный уровень - процесс реализации конкретных мероприятий по социальному сопровождению, которые направлены на оказание помощи семьям. Данная деятельность производится с целью предотвращения существующей угрозы, для сохранения социальной активности семьи.

Также социальное сопровождение предусматривает: социальное воспитание, включающее создание и проведение мероприятий, направленных на овладение и усвоение общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования социально-положительных ценностных ориентаций;

осуществление социальной помощи, предоставления социальных услуг и социальной реабилитации в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем;

психологическую, социальную и юридическую поддержку, назначению которой является предоставление профессиональной посреднической помощи в решении различных проблем;

консультирование, в процессе которого выявляются основные направления преодоления сложных жизненных обстоятельствах; сохранение, поддержание и защиту здоровья семьи или лица, содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала.

В процессе осуществления социального сопровождения предоставляются следующие услуги:

 Информационные. Предоставление информации, которая необходима для решения сложной жизненной ситуации (справочные услуги), а именно:

  • о социальных выплатах (если семья имеет на них право в соответствии с действующим законодательством);

  • предоставление контактов учреждений, куда необходимо обратиться за соответствующей помощью, учреждений, предоставляющих услуги, необходимые условия для получения социальных услуг и т.п.

 Психологические. Коррекция психического состояния индивида.

  • психологическая диагностика, которая выявляет социально-психологические характеристики личности;

  • консультирование по вопросам психологического здоровья и улучшения взаимоотношений с окружающей средой;

  • обсуждение проблем по решению социальных и психологических проблем, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими;

  • содействие в предотвращении возникновения конфликтов между членами семьи, психологическая коррекция и психологическая реабилитация.

 Социально - медицинские

  • помощь в осуществлении лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

  • профилактика вредных привычек и формирование идеологии здорового образа жизни;

  • консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

  • содействие в поддержке и охране здоровья и т.п.

Юридические

  • консультирование по вопросам действующего законодательства, льгот и гарантий;

  • защита прав и интересов семьи и защита прав ребенка

 Социально - педагогические. Повышение собственных компетенций.

  • совместное планирование мер и действий по устранению причин, повлекших сложные жизненные обстоятельства;

  • просветительская работа по всестороннему развитию ребенка, особенностям развития семьи и семейных отношений;

  • мониторинг выполнения запланированных действий; содействие развитию разносторонних интересов членов семьи;

  • обучение родителей всем эффективным методам воспитания, мобилизации собственных ресурсов семьи для решения возникающих проблем в дальнейшем;

  • помощь родителям в решении конфликтных ситуаций семейного воспитания, мониторинг защиты ребенка от насилия и жестокого обращения;

  • педагогическое консультирование по вопросам решения педагогических проблем семьи и ее членов, устройство ребенка в секцию, кружок и т.д.

Социально - экономические

  • содействие в трудоустройстве, консультации по вопросам трудоустройства;

  • помощь в привлечении дополнительных ресурсов для удовлетворения потребностей и материальных интересов семей, находящихся в сложных жизненных ситуациях;

  • содействие в получении государственных социальных пособий, в предоставлении денежной помощи;

  • посредничество в оказании гуманитарной помощи и т.п.

Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей получателя социальных услуг к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы. Таким образом, социальное сопровождение является одной из основных технологий современной социальной работы с семьями СОП, нацеленной на решение всего комплекса имеющихся у них социальных проблем.

Литература

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/

  2. Астахова Ю.Г. Социология семьи: учебное пособие / Ю.Г. Астахова, М.В. Агасарян. – Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2012. – 64 с.

  3. Лозовская Е. Г. ,Фалалеева Е. Г. «Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении» URL:https://studfile.net/preview/9377796/

  4. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса [Текст] / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2019.

  5. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2018.

  6. Холостова Е.И. Российская энциклопедия социальной работы : энциклопедия / под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. — 4-е изд. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 1032 с. - ISBN 978-5-394-03304-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1091112 (дата обращения: 21.12.2023). – Режим доступа: по подписке.

  7. Яргина, Ю. В. Технологии социальной работы : учебное пособие / Ю. В. Яргина. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2017. - 184 с. – ISBN 978-5-8158-1846-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1873522 (дата обращения: 07.12.2023). – Режим доступа: по подписке.

Просмотров работы: 148