РОЛЬ ЭМПАТИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РОЛЬ ЭМПАТИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Межличностное восприятие – сложный процесс взаимодействия, понимание, интерпретация окружающих и самого себя. Восприятие одним человеком другого закладывает начало коммуникации, а также формирует межличностные отношения, которые содержат оценивание друг друга и изменение некоторых характеристик, как своих, так и партнёра. Сегодня в процессе коммуникации между людьми мы наблюдаем снижение гуманистической составляющей. Эта проблема получает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится всё более рациональным, прагматичным, регламентированным.

Развитие эмпатии представляется своего рода социальным заказом, так как ведёт к решению целого ряда психологических проблем [4, с.60].

Эмпатия – способность понимать и ощущать эмоции другого человека, одна из ключевых характеристик, определяющих гуманное отношение к другому человеку [2, с.11]. Это качество очень важно для межличностного восприятия в процессе коммуникации, так как оно помогает устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. В подростковом возрасте эмпатия особенно актуальна, так как в этот период происходит активное формирование личности и социальных навыков.

Эмпатия является одним из основных механизмов межличностного восприятия и состоит из следующих уровней:

1) Когнитивная эмпатия – понимание психического состояния партнёра. Своё состояние при этом остаётся неизменным. Основой когнитивной эмпатии являются такие интеллектуальные процессы, как сравнение, аналогия и т. п.

2) Эмоциональная эмпатия – способность к сопереживанию другому. В её основе лежит подражание реакциям партнёра.

3) Предикативная эмпатия – способность человека в конкретной ситуации предсказать аффективную реакцию другого. В её основе лежат когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.

Формы эмпатии в процессе коммуникации:

  • сопереживание – восприятие человеком тех же самых эмоциональных состояний, в которых находится собеседник, путём отождествления с ним.

  • сочувствие – переживание своих собственных эмоциональных состояний по отношению к чувствам другого [3, с.1].

Многие исследователи характеризуют подростковый возраст как период маргинальной социализации: «Подросток занимает промежуточную нишу между различными возрастными и социальными группами, что делает его уязвимым к разного рода социальным влияниям, которые имеют возможность воздействия на неустойчивую в этом возрасте психику индивида. В подростковом возрасте это может выражаться в неконтактности в общении, эгоцентричности, повышенной тревожности, а также проявляться в реакциях компенсации, эмансипации и т.д.» [5, с.15].

Таким образом, на плечи подростка ложится тяжелая ноша – научиться принимать и понимать себя, а также не забывать о выстраивании адекватных межличностных связей, не имея при этом необходимых знаний, умений и навыков. В этом возрасте у человека есть недостаточно большой жизненный опыт и всевозрастающие требования социума, в котором ему необходимо не просто развиваться, а в начале просто-напросто выживать. Именно здесь у подростка, оказавшегося в таких непростых условиях, появляется небольшой «спасательный круг» под названием эмпатия в виде еще только развивающихся способностей к сопереживанию и сочувствованию [1, с.248].

В этот период эмпатия делает большой скачок в своем развитии, поскольку подростковый возраст – это пора, когда обостряются все чувства и эмоции, которые только есть у человека, они становятся необычайно яркими, настолько, что приобретают способность к гиперреакции.

Для подростков эмпатия играет важную роль в процессе межличностного восприятия и социализации. Она помогает им лучше понимать мотивы и намерения своих сверстников и взрослых, устанавливать доверительные отношения. Благодаря эмпатии подростки могут быстрее адаптироваться в новом коллективе, находить общий язык с одноклассниками и учителями. Подростки, обладающие эмпатией, способны проявлять сочувствие, поддержку и заботу о других людях, что делает их более привлекательными для общения и взаимодействия. Также эмпатия является важным инструментом для развития эмоционального интеллекта. Подростки с высоким уровнем эмпатии обычно более успешны в учебе и общении, они легче справляются со стрессом и конфликтами.

Однако следует помнить, что эмпатия – это не только положительное качество. Возможно развитие повышенной чувствительности и уязвимости, что негативно скажется на психическом здоровье подростка. Например, иногда эмпатия может привести к чрезмерному сопереживанию и принятию на себя негативных эмоций других людей. В таких случаях она может стать причиной стресса и даже депрессии.

Поэтому очень важно научить подростков управлять своими эмоциями и понимать, когда нужно проявить эмпатию, а когда лучше отстраниться от ситуации. Таким образом, чувственное понимание людьми друг друга играет важную роль в межличностном восприятии, и дает эмоциональный отклик при коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Список литературы

  1. Анисимова Е.В. Эмпатия и ее роль в межличностном взаимодействии в подростковом возрасте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019 Т. 8 № 6А. С. 244-255. – DOI: 10.34670/AR.2020.46.6.175

  2. Галкина, Л. А. Психолого-педагогические условия развития эмпатии подростков посредством игротерапии / Л. А. Галкина, Е. А. Числова, А. Д. Махмудов // Вестник ВИЭПП. – 2019. – № 1. – С. 11-17. – EDN FMOHIP.

  3. Шварц Ю. Межличностное восприятие: механизмы и феномены. – URL: https://nemolchy.ru/stati-po-psikhologii/73-mezhlichnostnoe-vospriyatie (дата обращения: 20.12.2023).

  4. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. №2. – С. 60-65 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-forma-otrazheniya-drugogo-cheloveka (дата обращения: 20.12.2023).

  5. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. докт. психол. наук И.М. Юсупов. Спб.: 1995 – 252 с.

Просмотров работы: 108