ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Суханова Н.П. 1, Толстикова О.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ФГОС НОО для детей с ОВЗ, в требованиях к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития среди метапредметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования выделяются: «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей…»

Недостаточная сформированность мыслительной деятельности ведет к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются неполными, а иногда и просто недостоверными. Это серьезно осложняет образовательный процесс, снижает его эффективность, особенно у детей с задержкой психического развития, у которых наблюдается отставание как в наглядно-образном, так и в словесно-логических формах мышления.

В настоящее время в условиях современной системы образования проблема развития логического мышления обучающихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление, как личностное качество младших школьников с задержкой психического развития наиболее отчетливо проявляется в нахождении и преодолении противоречий, возникающих затруднений, заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.

Изучением проблемы развития логического мышления занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Веккер, А.Р. Лурия, Р.Ф. Тайсон, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Е.Г. Ревина, О.К. Тихомиров, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская и другие ученые [2; 6; 8].

Так, Л.М. Веккер рассматривал мышление, как процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними. Ученый считал, что отличительной особенностью мышления человека является то, что он может определять не только случайные, изолированные, но и важные необходимые связи на основе реальных зависимостей, отделяя их от случайных совпадений. Мышление человека находит свое место в обобщениях, переходя от частного к общему и от общего к частному [2].

О.К. Тихомиров с точки зрения психологии дает следующее определение мышлению: «Специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза».

И.А. Зимняя рассматривает мышление следующим образом: «Исключительно важнейшей чертой мышления является неразрывная связь с речью. Мы постоянно думаем словами, то есть мы не можем думать, не говоря ни слова. Таким образом, мышление — это вдумчивое и опосредованное обобщенное познание реальности» [2].

С.Л. Рубинштейн рассматривал мышление, как взаимосвязь мыслительных операций анализа, синтеза, отождествления и различения. Ученый доказал, что логические операции могут осуществляться над предметами, их свойствами и отношениями [6].

И.Ю. Кулагина в своих трудах пишет, что формирование логического мышления ребенка представляет собой сложный процесс перехода от наглядно-действенного мышления к научно-теоретическому, с постепенным формированием структуры взаимосвязанных компонентов, где эти компоненты представляют собой методы логического мышления, обеспечивающие целостную работу логического мышления.

Таким образом, логическое мышление – это необычный тип мышления, который включает в себя управление понятиями, суждениями, выводами [2].

В педагогике и психологии мышление разделяют на три группы:

- наглядно-действенное, возникающее в самом раннем возрасте. Данный вид мышления относится к особому виду мыслительной деятельности, сущность которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными объектами;

- наглядно-образное, развивающееся в дошкольном возрасте. Этот вид мышления осуществляется при непосредственном восприятии окружающей среды;

- словесно-логическое, понятийное мышление, формирующееся в старшем дошкольном возрасте.

Вышеуказанные вида мышления должны быть развиты в той или иной степени у каждого обучающегося на этапе начального общего образования, поскольку недоразвитие одной из форм мышления влечет за собой сложности в усвоении программного материала [5; 6; 8].

Логическое мышление представляет собой сложно структурированный процесс. В связи с этим встаёт вопрос о его компонентах, логических операциях: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Все эти операции различны сторонами основной операции мышления - опосредования, иначе говоря раскрытия всё более существенных объективных связей и отношений [6].

Рассмотрим компоненты логического мышления более подробно.

Анализ и синтез являются основными мыслительными операциями, где анализ представляет собой мысленное расчленение предмета или ситуации, выделение их частей, признаков и существенных свойств, а синтез – операция, образующая аналитическое мысленное объединение частей, признаков, свойств в целое. Неспособность обучающихся выделять общее и главное ведет к тому, что ребенок испытывает существенные проблемы в обучении. Умение выделять главное способствует развитию другого умения – отвлекаться от несущественных деталей [3; 6].

Абстрагирование представляет собой мысленное выделение основных существенных признаков, свойств, отделение их от несущественных.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений в классы, категории на основе установленных у них общих свойств.

Конкретизация (обратное обобщению) – установление конкретных предметов, ситуаций, входящих в общий класс (приводить пример).

Сравнение – мыслительная операция, представляющая собой выделение общих и отличительных свойств предметов и явлений при их сопоставлении [5; 6].

Л.Ф. Тихомирова отмечает, что способность логически мыслить не дается ребенку с рождения. Человек овладевает логическим мышлением в процессе своей жизни и на протяжении всего обучения.

При поступлении в первый класс дети с задержкой психического развития отличаются от своих сверстников с нормальным психофизическим развитием низким уровнем познавательной активности, что является наиболее ярко выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и низкой познавательной мотивацией. Все это приводит к тому, что у детей рассматриваемой нозологической группы достаточно редко обнаруживается способность и готовность к решению мыслительных задач, которой уже на этапе старшего дошкольного возраста обладают их сверстники с нормальным психофизическим развитием [3; 4]. Обучающимся с ЗПР свойственны быстрая утомляемость, отвлекаемость, низкая самоорганизация и концентрация внимания. Обучающиеся испытывают сложности концентрирования и восприятия заданий. Детям без специально организованной помощи сложно овладеть такими школьными навыками, как чтение, письмо, решение задач [3].

Из трех видов мышления у детей с ЗПР в наименьшей степени страдает наглядно-действенное, которое имеет интенсивное развитие в период дошкольного возраста, хотя уровень развития данного вида мышления ниже, чем у их сверстников с нормальным психофизическим развитием. Младшим школьникам вышеуказанной нозологической группы свойственна быстрая утомляемость, процессы синтеза и анализа развиты ниже возрастной нормы.

У младших школьников с ЗПР при решении мыслительных задач наглядно-действенного и наглядно-образного типа наблюдается отсутствие ориентирующего этапа, непонимание иерархической зависимости между целым и его частями, трудности мыслительного оперирования образами, низком уровне аналитико-синтетической деятельности, недостаточной целенаправленности деятельности и мыслительных операций. При выполнении операции обобщения дети с ЗПР допускают ошибки в правильном подборе обобщающего слова; непланомерно анализируют, испытывают затруднения при выявлении значимых признаков и проведении полного анализа явления. Вместо сравнения одного объекта с остальными сравнивают предметы попарно. Наибольшие затруднения младшие школьники с ЗПР испытывают при решении задач по аналогии, а также при построении элементарных умозаключений, поскольку не умеют рассуждать и делать выводы. При этом детям сложно запоминать определения и оперировать понятиями. Обучающиеся из-за несформированной логической формы мышления испытывают затруднения в анализировании условий задач и дают необдуманные, случайные ответы, действуя на интуитивном уровне. [1; 3; 4; 7].

Развитие логического мышления является необходимой частью образовательного процесса на начальном звене школьного образования, поскольку если ребенок в младшем школьном возрасте не научится владеть приемами умственной деятельности, то при переходе на среднее звено у него будут серьезные проблемы с обучением и он войдет в число неуспевающих обучающихся. Все это говорит о необходимости предоставления наиболее эффективных путей получения знаний и методов их усвоения, а также применении методических подходов к формированию логического мышления у младших школьников с ЗПР [1].

Для решения проблемы формирования мышления у младших школьников с ЗПР должны создаваться благоприятные условия, обеспечивающие всестороннее развитие детей данной нозологической группы, в первую очередь познавательной деятельности, стойкости интересов, учебного поведения. У детей младшего школьного возраста преобладает игровая деятельность, поэтому развитие и коррекция у обучающихся будет наиболее эффективна, если коррекционные занятия будут проводиться в игровом формате.

Таким образом, проблема формирования у младших школьников с задержкой психического развития логического мышления стоит достаточно остро. Изученные теоретические аспекты формирования у дети данной нозологической группы всех форм мышления свидетельствуют о том, что у данной категории обучающихся нарушены все их формы. Причем в наименьшей степени страдает наглядно-действенное мышление. Как российскими, так и зарубежными учеными доказан тот факт, что несформированность логического мышления у детей приводит к неусвоению учебного материала, что в свою очередь ведет к школьной неуспеваемости. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным в развитии данной формы мышления, поэтому необходимо приложить все усилия к его формированию.

Список литературы

1 Барановская, О.Г. Развитие мышление у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / О.Г. Барановская // Постулат : Науч. электрон. журн. - 2021. - №4-2 (66). – Электрон. журн. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=46669984, свободный (дата обращения : 28.11.2023).

2 Коваленко, Е.А. Логическое мышление младших школьников и его характеристика [Электронный ресурс] / Е.А. Коваленко, В.В. Христенко, С.А. Скрыпцова // Молодой ученый. Рубрика : Педагогика : Науч. электрон. журн. – 2020. - №52 (342). – С. 415–418. – Электрон. журн. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/342/77033/, свободный (дата обращения : 11.11.2023).

3 Кокаева, А.В. Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / А.В. Кокаева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2018. – С. 277–280. – Электрон. журн. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=35679812, свободный (дата обращения : 11.11.2023).

4 Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – Москва : Академия, 2005. – 464 с.

5 Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Жан Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 192 с.

6 Сергеева, Е.С. Проблемы изучения словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е.С. Сергеева // Концепт : науч. электрон. журн. – 2015. – Т. 10. – С. 46–50. – Электрон. журн. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/95053.htm, свободный (дата обращения : 08.11.2023).

7 Сулейманова Д.Р. Особенности развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Д.Р. Сулейманова, А.Р. Ибрагимова // Аллея Науки. – 2018. - №6 (22). – С. 981–983. – Электронные текстовые дан. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=35326990, доступ из НЭБ « E-Library» (31.11.2023).

8 Хотченкова, Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика» [Электронный ресурс] : автореф. дис. … на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.01 / Хотченкова Евгения Алексеевна ; [Место защиты : Ставропольский госуд. ун-т]. – Ставрополь, 2006. – 24 с. Автореферат. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/razvitie-logicheskogo-myshleniya-shkolnikov-sredstvami-uchebnogo-predmeta-matematika, свободный (дата обращения : 03.11.2023).

Просмотров работы: 63