ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Физическая активность была присуща человечеству с самого начала его существования и сопровождала человечество на протяжении всей истории до нынешнего времени. Первоначально люди занимались различными упражнениями и тренировками для того, чтобы поддерживать хорошую физическую подготовку, так как от нее зависело выживание людей. Но через какое-то время эти активности стали.

Цели. Узнать историю спорта: как, когда, где и почему он появился. Вместе с этим узнать о том, как развивалась физическая культура в зарубежных странах и в России.

Из целей, что перечислены выше, вытекают следующие задачи: изучить литературные источники на данную тему; рассмотреть историю спорта и физической культуры в целом.

Физическая активность сопровождала человечество с самого начала времен, так как людям приходилось бороться за свою жизнь. Для того, чтобы охотиться или выращивать пищу, защищаться от диких животных или же от врагов люди были вынуждены обладать хорошей физической подготовкой: быть сильными, ловкими, выносливыми и так далее, ведь без этого им попросту было не выжить.

Для поддержания хорошей физической формы и ее улучшения, а также приобретения и совершенствования новых навыков (к примеру, оттачивание навыков использования различных видов оружия) люди уже в то время занимались тренировками и играли в активные игры, при том у каждого народа были свои тренировки и игры. Например, среди индейских племён Америки большой популярностью пользовались бег на дальние дистанции, бросание мяча в цель, поднятие камней разного веса, а у ацтеков, инков и племен майя была распространена игра, чем-то напоминающая современный баскетбол. Однако, все эти активности, тренировки и игры еще довольно далеки от нашего понимания такого понятия как спорта [3].

В современном понимании спорт - это специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки.

История самого спорта непосредственно берет начало с Олимпийских игр, которые проводились в Древней Греции примерно 3000 лет назад. Первое письменное упоминание игр относится к 776 году до нашей эры. Проводились эти игры в Олимпии каждые четыре года, в честь чего этот четырехлетний период получил название Олимпиады и использовался в качестве системы летосчисления: отсчет времени проводился в Олимпиадах, а не в годах. Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий, где стадий - мера длинны, равная 600 ступней ноги жреца, в переводе на метры это составляет примерно 192,2 метра. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия и бег на 24 стадия, затем появились пятиборье (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 года до нашей эры в Олимпийские игры стали включаться соревнования для детей.

Вместе с этим некоторые историки говорят о том, что за тысячу лет до Олимпийских игр уже существовали спортивные соревнования. Это были ритуальные соревнования, посвященные божеству Мардук, который покровительствовал Вавилону. Атлеты, участвовавшие в них, состязались в нескольких дисциплинах: борьбе на поясах, фехтовании на мечах, метании копий, охоте, стрельбе из лука и гонках на колесницах [1].

Чуть позже, в Древней Индии и Древней Персии, помимо борьбы, метания, скачек на колесницах и других вышеперечисленных видов спорта была популярна игра с мячом и палкой. Также в этих странах стали появляться новые виды спорта. Это были конное поло, шахматы, хоккей на траве и некоторые другие. В Древней Персии в школах детей стали обучать таким видам спорта как стрельба из лука, метание дротиков и верховой езде.

Также в Египте ученые нашли на стенах древнеегипетских пирамид записи о более чем четырехсот видах физических активностях, таких как борьба, гребля, плавание, гонки на колесницах и некоторые другие.

Но, все же, все ученые сходят во мнении о том, что наибольшее свое развитие спорт и физическая культура в целом получили в Древней Греции, когда появились Олимпийские игры.

Древние Олимпийские игры были прекращены в 395 году до нашей эры, когда из-за двух сильнейших землетрясений древняя Олимпия была практически разрушена. На долгие века праздник спорта был забыт.

Но в 1896 году началась история современных Олимпийских игр. За несколько лет до, а точнее в 1889 году Пьер де Кубертен организовал первый конгресс по физическому воспитанию на Всемирной выставке во Франции. На этом конгрессе было решено воскресить историю спорта Олимпийских игр. Через пять лет был учрежден Международный олимпийский комитет, а также разработан ряд принципов и требований - Олимпийская хартия. Вместе с этим было принято решение провести возрожденную Олимпиаду в Афинах в апреле 1896 года. Программа соревнований состояла в основном из классических видов спорта, которые присутствовали на турнирах у древних греков, а также из нескольких современных на тот момент дисциплин [2].

Сейчас же Олимпийские игры - это торжественные соревнования, в которые входят различные виды спорта и в которых участвуют почти все страны мира.

Если же говорить про развитие физической культуры в России, то здесь она появилась по той же причине, что и во всех остальных странах. Чтобы добывать себе пищу, строить жилье и участвовать в большом количестве воин, нужно было обладать очень хорошей физической подготовкой. Как таковой программы развития физической культуры не было, но были различные народные забавы: кулачные бои, различные единоборства и другие. Вместе с этим на Руси были былины про богатырей и отважных, сильных воинов, на которых хотелось равняться [3].

Начиная с семнадцатого-восемнадцатого века, когда уже Россией правил Петр Первый, впервые физическое воспитание получило государственную регламентацию, будучи введённым в учебные планы различного рода школ. Петр Первый осуществил оригинальный проект военно-физической подготовки и боевой выучки юношества, состоявший из увлекательных военных игр-потех, проводимых как на суше, так и на воде, в ходе которых формировались необходимые физические и морально-волевые качества.

Еще одним человеком, который внес большой вклад в развитие физической культуры в России был Петр Лесгафт, ученый, который первым стал изучать процесс физического воспитания и который разработал собственную трехступенчатую систему физического образования. Многие положения из его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в российскую систему физического воспитания [4].

В 1908 году Россия впервые поучаствовала в Олимпийских играх, а с 1911 года стал функционировать Российский Олимпийский комитет.

Когда к управлению страны пришла Советская власть в 1917 году, она серьезно подошла к вопросу развития физической культуры. Из-за этого в скором времени уже каждый желающий мог заниматься любимым видом спорта, чего не было во времена царской России. В 1920 году открылся первый институт физической культуры, а уже в 1923 году появилось первое советское спортивное сообщество.

Также на развитие физкультуры в советское время повлияло появление Всеобуч (всеобщее образование - принцип и результат организации системы народного образования в стране) и Всевобуч (всеобщее военное обучение — система обязательной военной подготовки граждан).

В 1928 году прошла первая Всесоюзная спартакиада - массовое спортивное соревнование по нескольким видам спорта в СССР, в других социалистических странах. При том первая же спартакиада установила рекорд по количеству участников - их было более семи тысяч. При этом, Олимпийские игры, проходившие в этот год в Амстердаме, смогли собрать только чуть более трех тысяч участников.

Когда началась война, спортивные соревнования продолжали проводиться. Например, в декабре 1941 года был проведен чемпионат по хоккею с мячом, а в 1942 году состоялась уже на тот момент традиционная эстафета на садовом кольце [3].

После войны власть страны продолжила развивать спорт и физическую культуру. СССР вступил в различные спортивные организации, а с 1951 года в стране стал работать Олимпийский комитет.

В 1980 году в СССР в Москве впервые прошли летние Олимпийские игры. В это время Советскому союзу со стороны Америки был объявлен бойкот, из-за ведение советских войск в Афганистан. Поэтому в Олимпийских играх смогли поучаствовать всего лишь 80 стран, что стало самым низким показателем с 1956 года. Однако, несмотря на это, летняя Олимпиада в Москве прошла грандиозно по всем меркам.

В современной России тоже продолжается развитие физической культуры за счет государственной поддержки. Государственная поддержка осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Основным способом государственной поддержки спорта является финансовые средства, выделяемые из федерального бюджета или из бюджета субъектов РФ. Выделение денежных средств осуществляется через различные программы и проекты, которые направлены на развитие разных видов спорта, поддержку спортсменов и их тренеров, а также строительство и реконструкцию спортивных объектов.

Еще одним способом получить финансирование являются налоговые льготы, которые предоставляются спортивным организациям и спортсменам. Это позволяет им получать дополнительные финансовые ресурсы для развития и тренировок, а также способствует привлечению спонсоров и инвесторов.

Вместе с вышеперечисленным, государство помогает развитию спорта тем, что обеспечивает ему организационную и правовую поддержку. Вводятся специальные законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют спортивную деятельность и обеспечивают ее развитие; производится помощь с организацией и проведением различных спортивных мероприятий на различных уровнях: от местных соревнований в школах и университетах и до соревнований международного уровня.

В заключение государственная поддержка спорта является важным инструментом развития физической культуры и спорта в современной России. Финансовая, организационная и правовая поддержка спортивной деятельности способствуют ее развитию, повышению результативности и достижению высоких спортивных результатов.

Список литературы

  1. Емельянов В. В. Ниппурско-вавилонский календарь: [Электронный ресурс]. - URL: https://anefest.spbu.ru/ru/stati/malaya-aziya/80-nippursko-vavilonskij-kalendar.html

  2. Железнова А. История Олимпийских игр: Древняя Греция и современность: [Электронный ресурс]. - URL: https://news.ru/sport/istoriya-olimpijskih-igr-drevnyaya-greciya-i-sovremennost/

  3. Пелин Д. Как развивался спорт?: [Электронный ресурс]. - URL: https://tutknow.ru/bodyfitness/6951-kak-razvivalsya-sport.html

  4. Шишенко Г. А. Теория и система физического образования П. Ф. Лесгафта в современных условиях: [Электронный ресурс]. - URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10635?locale=en

References

  1. Emel'yanov V. V. Nippur-Babylonian calendar. URL: https://anefest.spbu.ru/ru/stati/malaya-aziya/80-nippursko-vavilonskij-kalendar.html

  2. ZHeleznova A. History of the Olympic Games: Ancient Greece and modern times. URL: https://news.ru/sport/istoriya-olimpijskih-igr-drevnyaya-greciya-i-sovremennost/

  3. Pelin D. How did the sport develop? URL: https://tutknow.ru/bodyfitness/6951-kak-razvivalsya-sport.html

  4. SHishenko G. A. The theory and system of physical education of P. F. Lesgaft in modern conditions. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10635?locale=en

Просмотров работы: 56