РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трошина И.С. 1
1ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из психически-познавательных процессов человека является — мышление. Вопросами и проблемами, связанными с мышлением, занимались многие исследователи: П.П. Блонский, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, Л.С. Выготский, Р. Гайсон, К.Д. Ушинский и др. В связи с тем, что мышление является сложной формой психических процессов, имеются различные определения понятия «мышление». Одни ученые под мышлением подразумевают способности (С.С. Аверенцева, А.Г. Спиркина, Т.И. Фролова, А.М. Матюшкина и др.) Другие относят мышление к процессу, формирующемуся в ходе познавательной деятельности (П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Н.Н. Данилова и др.) [3]. На наш взгляд Н.Н. Данилов более четко раскрывает понятие «мышления», рассматривая его в качестве процесса познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Развитие мышления у человека начинается еще в дошкольном возрасте.

В разные периоды дошкольного возраста у детей развиваются различные виды мышления. У детей до 3-х лет наблюдается развитие наглядно действенного мышления, чему способствует развитие воображения у детей данного возраста. У детей в возрасте от 3-х до 5 лет формируется наглядно-образное мышление. Развитие словесно-логического мышления происходит в возрасте 6–7 лет.

По способу решения проблем, задач, вопросов мышление принято классифицировать на конвергентное и дивергентное. Нами будет рассмотрено дивергентное мышление. Именно данный вид мышления используется взрослыми людьми при решении определенных задач, которые стоят перед ними. Благодаря дивергентному мышлению взрослые люди могут находить множественные варианты правильных ответов. Этому следует обучать и детей, в том числе и детей дошкольного возраста [5].

Изучением особенностей дивергентного мышления и факторов его развития занимались такие отечественные ученые как И.В. Блауберг, Дж. Гилфорд, А.М. Матюшкин, К. Тейлор, Е. Торренс, А.Б. Шнейдер и другие [2].

Под дивергентным мышлением принято понимать творческий мыслительный процесс, который включает в себя: гибкость, беглость, оригинальность, способность к детализации. Под гибкостью понимается умение рассматривать задачу под различными углами зрения, а также использовать множественные стратегии и способы для ее решения. Беглость представляет собой способность достаточно быстро находить решения и пути выхода из какой-либо ситуации. Умение искать нестандартные решения связывается с оригинальностью. Способность к детализации представляет собой умения в мельчайших деталях и подробностях разрабатывать какие-либо идеи, придумывать сюжеты, изображать рисунки [1].

Главная ценность дивергентного мышления состоит в формулировании таких выводов и нахождении таких решений, которые не являются шаблонными. Дивергентное мышление позволяет достигать нестандартные и оригинальные результаты. Дивергентное мышление позволяет применять творческий подход при решении определенных задач, позволяет рассуждать нестандартным образом, игнорировать популярные шаблоны и алгоритмы [4].

Развитие дивергентного мышления у детей дошкольного возраста способствует формированию у них мотивации к познавательной деятельности. Осуществляя поиск нестандартного и оригинального решения у детей активизируется исследовательская активность, развивается чувствительность к выявлению чего-то нового в обычном. Дети, у которых наблюдается развитое дивергентное мышление, как правило, проявляют интерес к новому, любят задавать взрослым различные уточняющие вопросы, дают самостоятельно предположительные ответы. Дети дошкольного возраста, имеющие хороший уровень развития дивергентного мышления, игровой деятельности предпочитают сюжетно-ролевые игры в связи с тем, что такие игры позволяют рассматривать игровой сюжет более детально, а также дают возможность детям видоизменять правила игры и роли. Также дети с развитым дивергентным мышлением могут в своих рисунках использовать наиболее обширный спектр цветов, разрабатывать необычный и оригинальный сюжет для своих рисунков по сравнению с детьми, имеющими более низкий уровень развития дивергентного мышления. Подделки и конструкции таких детей выделяются изобретательностью, необычностью. Все это говорит о том, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать дивергентное мышление, что будет положительным образом сказываться на их психическом развитии. Именно в данном возрасте развитие дивергентного мышления возможно наиболее успешно, ведь в дошкольном возрасте у детей наблюдается высокая осведомленность, достаточно активное воображение, что в свою очередь позволяет детям дошкольного возраста выражать свои мысли оригинально, гибко и бегло [2,5].

Для развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста необходимо применять специальные упражнения и дидактические игры. Далее будет представлено несколько заданий, способствующих развитию дивергентного мышления у дошкольников.

Задания, ненаправленные на развитие беглости:

1) У твоего папы под вечер испортилось настроение так как его автомобиль сломался. Придумай идеи, которые улучшат настроение папы.

2) Назови такие предметы, которые было бы наиболее удобно использовать если увеличить их в размере (Например, иголка. Если сделать иголку больше, то вставить в ушко иголки нитку будет проще).

3) Назовите слова, которые начинаются на «са-», «ко-», «жи-» и т.д.

Упражнения, направленные на развитие гибкости мышления:

1) Выбери знакомую тебе сказку и предложи свой сценарий завершения данной сказки.

2) Необходимо ребенку назвать предметы и предложить ему подобрать к данным предметам такие слова, которые бы описывали их свойства, форму, предназначение и т.д. (например, предмет — очки. Слова — стеклянные, стильные, необходимые, круглые и т.д.).

Игры, развивающие оригинальность:

1) Придумать как можно больше названий для вкусного торта.

2) Придумай как помимо езды можно еще использовать велосипед.

3) Взгляни на улицу и назови, что необычно ты видишь.

Задания на детализацию:

  1. Вырежьте из цветной бумаги различные фигуры. Попросите ребенка из данных фигур составить как можно больше предметов.

  2. Покажите ребенку картину. Ребенку необходимо перечислить как можно больше деталей, которые он видит на картине.

  3. Ребенку необходимо подробно рассказать, что он вчера вечером делал дома.

В заключении хочется сказать о том, что развитие дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста будет способствовать развитию их личности и позволит подготовиться к дальнейшему обучению в школе. Также дети научатся находить различные пути и выходы из жизненных ситуаций, что пригодится им в дальнейшей жизни.

Список литературы

Учебная и научная литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс; Издание 5-е, испр. и доп., 2020. - 364 c.

2. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 c.

4. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.

Интернет-источники

5. Конвергентное и дивергентное мышление [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eto-zhizn.ru/konvergentnoe-i-divergentnoe-myshlenie-divergentnoe-myshlenie.html (27.12.2023).

Просмотров работы: 98